Елена Степанова
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья»
для детей старшей группы.
Подготовила: Степанова Е. И.
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Проект : среднесрочный, групповой, игровой.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Пояснительная записка:
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина», откуда я родом? Вопросы с виду простые, но на самом деле имеют очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта :
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Хотелось, конечно же, исправить эту ситуацию, тем самым создать этот проект «Моя семья!». Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Цель: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, закрепление знаний детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках.
Задачи:
1. Закрепление знаний детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках.
2. Формирование у детей доброжелательного отношения к родным и близким.
3. Закрепление знаний у детей о семье, бабушках, дедушках. Об именах и отчествах родственников.
4. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Подготовка к внедрению проекта :
1. Подборка методической литературы по теме.
2. Подборка художественной литературы.
3. Подборка дидактического материала, наглядных пособий (иллюстрации, фото родителей и членов семьи).
4. Составление перспективного плана.
Ресурсное обеспечение:
Магнитофон, видеокамера, материал для генеалогического древа, фотоматериалы из семейных архивов.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать: о родственных отношениях; имена дедушек, бабушек; профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи; смогут составить рассказ о членах своей семьи; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители: будут заинтересованы в тесном продолжении сотрудничества; уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; знать свою родословную; откуда произошли их фамилии; активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в поисковой и художественно - творческой деятельности; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный (1-2 неделя сентября)
Постановка проблемы, цели, задач. Определение содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Подборка наглядного материала: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Повышение компетенции родителей в детско-родительских отношениях.
Основной (сентябрь - октябрь)
Способствовать более тесному контакту детей и родителей.
1. Закрепление знаний детей о родственных отношениях, о ближайших родственниках.
2. Формирование у детей доброжелательного отношения к родным и близким.
3. Закрепление знаний у детей о семье, бабушках, дедушках. Об именах и отчествах родственников.
Заключительный (4 неделя октября) Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родительской общественности.
Перспективное планирование
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие -Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
-НОД: «Моя семья», игра - конкурс «Моя родословная».
-Беседы на тему: «Организация быта в нашей семье в будни».
-Дидактическая игра: «Домашний труд».
-Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
Социально – коммуникативное развитие -Беседы: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
-Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Дом».
-Дидактические игры: «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
-Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Художественное – эстетическое развитие Художественное творчество:
-НОД: рисование «Мой автопортрет», «Моя счастливая семья».
-Аппликация «Моя родословная. Генеалогическое древо».
-Музыка: слушание песен о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях, сёстрах.
Речевое развитие -Чтение и обсуждение: рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее»; стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
-Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Физическое развитие -Физкультминутка «Семья».
-Подвижная игра «Кувшин доброты».
-Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
Работа с родителями -Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо».
-Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная».
-Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
-Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
-Индивидуальные семейные консультации.
-Семейный праздник «День рождения».
Литература
1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руководителей и практических работников ДОУ/Авт. - сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.
4. Журнал «Дошкольное воспитание». Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. №12 – 2007.