Приложение МААМ

Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Моя Россия»

Афонина Фания Абдулхатовна
Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Моя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Моя Россия»

(нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки)

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

Как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Пояснительная записка

Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, произошедшие в России в конце 20-начале 21 веков, привели к резкому снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Нарушилась преемственность поколений, и прежде всего, в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, их физическим здоровьем, проблема формирования нравственного здоровья отошла на второй план. А ведь сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры. Поэтому разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей является актуальной задачей дошкольного образования.

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников „Моя Россия“» размещена в разделах

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, системной работы у детей могут быть сформированы элементы патриотизма и гражданственности. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины. Наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознанию себя, как части окружающего мира, приводят к формированию гражданской позиции.

В связи с этим в нашем детском саду мною был реализован проект «Моя Россия» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музыки, художественного слова, наглядных пособий, информационных технологий. Методическая направленность проекта базируется на современных концепциях и теоретических трудах Н. Ветлугиной, Б. Асафьева, К. Тарасовой, на основной образовательной программе дошкольного воспитания под редакцией Н. Вераксы, Т. Комаровой, М. Васильевой, на знании авторских методик О. Радыновой, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, и др.

Паспорт проекта

Проблема О своей Родине знаем мало: недостаток патриотического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста.

Полное наименование проекта «Моя Россия»

Тип проекта Познавательный

Цель проекта Создать условия для воспитания у дошкольников любви и уважения к своей семье, городу, краю, стране, в которой они живут, гордости за принадлежность к гражданам России.

Период (продолжительность) и этапы реализации проекта Долгосрочный

1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь)

2 этап – организационный (ноябрь -январь)

3 этап – практический (февраль- апрель)

3 этап – итоговый (май – июнь)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: для детей, педагогов, родителей, для ДОУ Повысить уровень знаний о большой Родине – России и о малой – родном крае Южный Урал и городе Магнитогорске, которому в 2024г. исполняется 95 лет. Приобщить к традициям и достижениям предков, уральских мастеров, вызвать уважение к труду взрослых, ко всем народам, проживающим на территории многонациональной страны. Развить умение выражать своё мнение, активно участвовать в поисково-исследовательской деятельности. Любить свою семью, своё Отечество, стремиться узнавать его историю, его героев.

Участники проекта Дети старшего возраста, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Организация и продуманность системы оценивания (мероприятия) Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями; подбор материала и оборудования для образовательной и поисково-исследовательской деятельности, музыкального материала, связанного с тематикой; создание выставки уральских мастеров, показ открытого музыкального занятия «С чего начинается Родина?»

Презентация проекта Выступление на МО города с показом музыкального занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» Участие в интернет-конкурсах (конспекты занятий).

Принципы реализации проекта :

- адресность, которая подразумевает особенности развития детей старшего дошкольного возраста;

- доступность материала;

- системность, предполагающая системную работу в течении всего года;

- универсальность, предусматривающую использование культурного опыта прошлых поколений разных народов, способствующих формированию чувства гордости за культурные традиции и достижения Родины, уважение к народной памяти.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки, художественного слова, наглядных пособий, информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: воспитание любви и уважения в семье, к окружающим людям, к родному городу, своей Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к многонациональной культуре народов России.

Этапы проекта

1-й подготовительный (сентябрь-октябрь) – подбор методического и музыкального материала по теме;

2-й организационный (ноябрь-январь) –составление тематического плана реализации проекта : совместной работы с педагогами, детьми, родителями; подготовка к выставке уральских мастеров, поисково-исследовательской деятельности.

3-й практический – разучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок, песен, игр, хороводов о большой Родине –России и о малой – о родном городе Магнитогорске и крае – Южный Урал; беседы о Родине, её истории, традициях, достижениях, символике, героях;

Рассматривание карты России, Челябинской области, города Магнитогорска, «Наш дом –

Южный Урал», фотоальбомов о родном городе, его достопримечательностях, посещение Магнитогорского историко-краеведческого музея, участие в поисково-исследовательской деятельности с уральскими камнями, беседы с воспитателями и родителями о профессиях города металлургов. Проведение музыкального занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

4-й итоговый (май-июль) – создание выставки уральских мастеров с помощью педагогов и родителей; презентация на методическом объединении города открытого музыкального занятия «С чего начинается Родина?» (видеозапись); участие в интернет-конкурсах с конспектами занятий на данную тему.

Обеспечение проекта

Материально-техническое: экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, флэшки с музыкальным материалом и фото- видеоматериалами, аудио и видеозаписи с интернет-ресурсов; камни поделочные и изделия из них (шкатулки, фигурки животных, бусы, серьги, картины из каменной крошки, полезные ископаемые (железная руда, уголь, известняк и др., златоустовская гравюра; стаканы с водой, лупы, монетки для исследований.

Учебно-методическое: И. Каплунова и И. Новоскольцева «Я живу в России», Л. Ф. Шубная, Т. В. Шипошина,Н. В. Иванова «Народы России и их фольклор»; карты России, Челябинской области, ЮжногоУрала, г. Магнитогорска; фотоальбомы «Памятники г. Магнитогорска». «Я люблю свой город», «Магнитогорск - наш город на Урале»; наглядные пособия: «Российская геральдика», «Великая Отечественная война», «День Победы», «Герои войны», «Дети-герои»; сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка»; пословицы и поговорки о Родине, стихи С. Есенина, С. Васильева, В. Карасёва, М. Львова о России и Урале; песни: «Гимн России», муз. А. В. Александрова, сл. С Михалкова, «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой, «Магнитогорск – любимый город мой», муз. и сл. И. Курдаковой, «Я, ты, он, она- вместе целая страна» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского, «Возле белого камушка», рус. нар. песня, «Уральский хоровод», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, хоровод «Кто берёзку причесал?», муз. В. Ярушина, сл. А. Горской – для разучивания, «С чего начинается Родина?», муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского - для слушания; физ. минутка «Наш город», игры «Возле белого камушка», «Составь флаг», «Юрта» и др.

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня знаний о большой Родине – России и о малой – родном крае Южный Урал и городе Магнитогорске, которому в 2024г. исполняется 95лет.

- Приобщение к традициям и достижениям предков, уральских мастеров, воспитание уважения к труду взрослых, ко всем народам, проживающим на территории многонациональной страны.

- Развитие умения выражать своё мнение, активно участвовать в поисково-исследовательской деятельности.

- Воспитание любви к своей семье, к своей малой Родине, к своему Отечеству, развитие интереса к его истории, его героям.

План

мероприятий по проекту «Моя Россия»

Сентябрь-октябрь:

Сбор материала по теме

Методическая литература:

Программа «От рождения до школы» п/р Н. Вераксы, Т. Комаровой, М. Васильевой;

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Я живу в России»;

Н. Кулдашева, И. Мололкина,

Ж. Черноиванова «Комплексно-

тематическое планирование и

сценарии праздников и развлечений» (старшая группа);

И. Каплунова, И. Новоскольцева

«Праздник шаров», «Весёлые досуги»; Л. Ф. Шубная, Т. В. Шипошина, Н. В. Иванова

«Народы России и их фольклор»

И. П. Равчеева «Настольная книга музыкального руководителя».

Ноябрь – январь:

Составление тематического плана реализации проекта, совместной работы с педагогами, детьми, родителями, подготовка к выставке уральских мастеров, поисково-исследовательской деятельности, к сбору материала для музыкального уголка по символике России

Консультация для воспитателей

«Растим патриотов», беседа с ними «Готовимся к выставке вместе с родителями», сбор материала для неё (поделки из камней, каслинское литьё, златоустовская гравюра,

сбор материала для поисково-исследовательской деятельности

(лупы, камни, стаканы, монеты, для родителей в музыкальный уголок «Символы России (герб, флаг, гимн)», «Берёза – неофициальный символ России».

Февраль – апрель

Чтение книг, обсуждение с детьми, разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен, игр, хороводов о большой Родине – России и о малой – родном городе Магнитогорске и крае Южный Урал; беседы о Родине, её традициях, достижениях, символике, героях; рассматривание карты России, Челябинской области, г. Магнитогорска, «Наш дом – Южный урал», фотоальбомов о родном городе, его достопримечательностях, посещение Магнитогорского историко-краеведческого музея, участие в поисково-исследовательской деятельности с камнями, беседы с воспитателями и родителями о профессиях города-металлургов. Проведение открытого музыкального занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Серебрянное

копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая

змейка».

Стихи: С. Есенин «Россия», В. Карасёв «У каждого листочка…», С. Васильев «Россия», М. Львов «Когда говорят о России».Пословицы и поговорки о Родине.

Песни: «Гимн России», муз. А. В. Александрова, сл. С. Михалкова,

«Моя Россия», муз. Г. Струве,

сл. Н. Соловьёвой, «Магнитогорск – любимый город мой», муз. и сл. И. Курдаковой, «Я, ты, он, она – вместе целая страна», муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского, «Возле белого камушка», рус. нар. песня

«Уральский хоровод», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, хоровод «Кто берёзку причесал?», муз. В. Ярушина, сл. А. Горской.

Физ минутка «Наш город».

Игры: «Возле белого камушка», «Золотые ворота», «Передай сердечко и скажи словечко», «Составь флаг», «Юрта» и др

Познавательные занятия «Мы живём в России» (рассматривание карт, наглядных пособий, одноименного мультфильма).

Фотоальбомы: «Магнитогорск – наш город на Урале», «Я люблю свой город», «Памятники г. Магнитогорска» и др.

Беседа с детьми о посещении Магнитогорского историко-краеведческого музея, фотоотчёт в родительском чате.

Практическое занятие с детьми «Мы учёные – исследователи» (опыты с уральскими камнями).

Конспекты музыкальных занятий: «С чего начинается Родина?», «Край родной –земля уральская».

Май - июль:

Создание выставки уральских мастеров с помощью педагогов и родителей, презентация на методическом объединении города открытого музыкального занятия «С чего начинается Родина?», проведение других музыкальных занятий на нравственно-патриотическую тему, участие в интернет-конкурсах с конспектами занятий на данную тему.

Выставка уральских мастеров в детском саду (поделки из камня, каслинское чугунное литьё, златоустовская гравюра).

Видеозапись и конспект

музыкального занятия «С чего начинается Родина?»

Конспекты занятий: «Этих дней не смолкнет слава», «Моя Россия», «Родной посёлок – Самстрой ММЗ».

Публикации по теме:

Настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольниковНастольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольников Авторская игра (пособие) по нравственно-патриотическому воспитанию» Настольная игра «Письмо в штаб» для детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет о занятиях по патриотическому воспитанию старших дошкольников в детском садуФотоотчет о занятиях по патриотическому воспитанию старших дошкольников в детском саду " Наша страна- Россия!" «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,.

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия- Родина моя» (Разновозрастная комбинированная группа) Вид проекта: краткосрочный,.

Лэпбук по патриотическому воспитанию «Моя Россия»Лэпбук по патриотическому воспитанию «Моя Россия» Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного процесса в детском саду. Одним из способов.

Многофункциональное пособие по патриотическому воспитанию «Наш дом — Россия»Многофункциональное пособие по патриотическому воспитанию «Наш дом — Россия» Многофункциональное пособие по формированию основ патриотического воспитания «Наш дом – Россия» Направлено на патриотическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Моя Россия»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 07:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Моя Россия»» (включая файлы) размещена пользователем Афонина Фания Абдулхатовна (УИ 3464004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД