алена стипичева
Проект «Мои русские истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои русские истоки.
Актуальность темы.
В наш век, век развивающейся технологии, науки и компьютеризации, интерес и познания наших истоков, народного языка стал потихоньку угасать.
Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Публикация «Проект „Мои русские истоки“» размещена в разделах
Необходимость приобщения поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Цели:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
6. Сформировать чувство национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Вид проекта : краткосрочный (месяц).
Возраст детей: старший дошкольный.
Образовательные области:
Познание, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Художественно-эстетическое развитие, Развитие речи.
Формы и методы работы:
Дети:
- Беседы;
- Чтение сказок, потешек;
- Разучивание народных игр;
- Выполнение творческих заданий;
- Развлечения.
Родители:
- помощь в подборе демонстрационного материала,
- совместное оформление развивающей среды;
- участие в развлечениниях.
Перспективное планирование.
Художественно эстетическое развитие.
Задачи: 1. Знакомство с деревенским бытом, с народным творчеством (Дымка, Гжель, Полхов-майдан, Хохлома, Городец, Филимоновские игрушки).
2. Учить рисовать по замыслу и с натуры, лепить, конструировать из бумаги, создавать композиции из ткани.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений, желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Интерес к народной культуре.
4. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности.
Деятельность детей:
Рисование : - по замыслу «Деревня»;«Чудо-писанки»,«Гжельские узоры».
Роспись : -«Дымковская уточка»,«Дымковская барыня», «Хохломская чаша».
Лепка: -«Уточка»,«Чаша»,«Городецкий конь».
Аппликация: -«Филимоновский фартук»,«Лоскутное одеяло».
Строительство:-«Деревянный домик»,«Сцена со ступеньками»,
«Город мастеров с воротами».
Ручной труд:«Полка для выставки»,«Конь-качалка»,«Петрушка».
Совместная деятельность со взрослыми:
Изготовление с родителями из теста заготовок писанок для росписи.
Лепка барыни из глины с воспитателем.
Изготовление теста для лепки с родителями.
Подбор лоскутков ткани для аппликации с родителями.
Поиск старинных построек (иллюстрации) с родителями.
Найти подходящие коробки для полок. Сбор фантиков. (родители)
Чтение художественной литературы.
Задачи:Продолжать знакомить с мудростью русского народа; дать представление о русских фольклорных формах; воспитывать уважение к р. н. фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу; прививать любовь к народному фольклору, учить слушать и вникать в сказки, отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.
Деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры:«Бабушка и внуки», «Семья», «Птичий двор», «Хозяюшки», «На полянке»(настольный театр).
Игры на свежем воздухе:«Домик у дерева», «Жмурки», «Пастух и волк», «Бой петухов», «Зайцы в огород», «Мячом в цель», «Охотники и утки», «Золотые ворота», «Колодец», «Разожми колени».
Совместная деятельность со взрослыми: Литература: Р. Н. С. - «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лень да Отель», «Марья искусница». Р. Н. - Заклички, поговорки, пословицы, считалки, загадки, потешки, колыбельные, игры.
Познание.
Задачи: Познавательное развитие.
Знакомить с русским прошлым, с традиционными р. н. праздниками и обычаями. Прививать чувство любви к родной природе, воспитывать уважение к сельским труженикам. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить различать их, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые, нежные чувства к р. н. творчеству, эстетическое отношение к р. н. прикладному искусству. Воспитывать уважение прошлому.
ФЭМП.
Числа и цифры от 0 до 10; установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой; знаки +,-,=, больше, меньше; порядковый счет (прямой и обратный) до 10; решение задач, математических загадок; состав числа 8 из двух меньших; дорисовывание геометрических фигур, выкладывание прямоугольника; деление квадрата на 2 и 4 части; часть и целое; ориентирование (слева, справа, впереди, с зади). Времена года.
Деятельность детей: Позновательное развитие: - выбор деревенских построек из множества других;
-сбор картинок по промыслам;
- сбор иллюстраций для папки «Русские праздники и обычаи»
- разбор персонажей по сказкам «Казждый в свою сказку»;
- дополнение карты Русь реками и горами;
- нахождение на карте городов Дымково, Филимоново, Гжель.
ФЭМП: -«Построй домики из счетных палочек слева 5 и 3 справа от тропинки. Сосчитай сколько всего. Как еще можно расположить?»
«Сосчитай сверху и снизу домики, запиши цифрой и сравни», «составь задачу»
«Дорисуй домашних животных из геометрических фигур по клеткам»
«Выложи из дощечек прямоугольник, заполни прямоугольник дощечками и сосчитай сколько поместилось. Запиши цифрой»
«Раздели пряник на 2 и4 части. Как разделил зарисуй и расскажи.»
«Рассмотри картинки Р,Н, праздников и разложи их по временам года. Сосчитай сколько праздников зимой и запиши цифрой.»
Совместная деятельность со взрослыми:
«В гостях у бабушки в деревне»
«Чудо-чудное, диво-дивное»
«Традиции Россиян»
«Эти народные русские сказки»
«Отгадайте-ка загадку»
«Золотые руки мастеров»
(рассказы воспитателя и просмотр иллюстраций подобранных по теме.)
-отгадывание математических загадок (заранее подобраны по теме загадки и ребусы. Работа в тетради).
Коммуникация.
Развитие речи.
Задачи: Развивающая речевая среда:
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Расширять представ-ления детей о много-образии окружающего мира.
- Предлагать для рассматривания изделия народныхпромыслов, мини-коллекции, иллюстрированные книги, открытки, фотографии с досто-примечательностями родного края.
- Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря:
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилага-тельными, характери- зующими свойства и качества предметов; наречиями, обознача-ющими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
- Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи:
- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
-Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: Д-Т.
- Продолжать развивать фонематический слух.
-Учить определять место звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи:
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предло-жениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.
- Знакомить с разными способами образования слов. -Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
-Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь:
- Развивать умение поддерживать беседу. - Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
-Развивать монологическую форму речи.
-Учить связно, последова-тельно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержаниисюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последова-тельно развивающимся действием.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Деятельность детей:
Нахождение слов со звуком «д» в начале, середине и в конце.
Составление схемы предложения «Дети лепят чашу»
Составление рассказа о жизни в деревне.
Составление описательного рассказа по картинке «Народная игрушка»
Беседа по картинке «Масленица»
Составление загадок по картинке.
Беседа по пословицам.
Совместная деятельность со взрослыми:
Заучивание стихотворения «Март»
Разучивание считалок.
Проговаривание р. н поговорок и потешек.
Словарь:Истоки, фольклор, промысел, ярмарка, писанки, изразец, традиции, обряды.
Звуковая культура речи:звуковой анализ слова «Домик»
Грамматический строй речи:слоговой состав слова «Деревня», «Дети».
Ударение и ударный слог.