алена стипичева
Проект «Мои русские истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои русские истоки.
Актуальность темы.
В наш век, век развивающейся технологии, науки и компьютеризации, интерес и познания наших истоков, народного языка стал потихоньку угасать.
Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Темочки:
Необходимость приобщения поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Цели:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
6. Сформировать чувство национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Вид проекта : краткосрочный (месяц).
Возраст детей: старший дошкольный.
Образовательные области:
Познание, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Художественно-эстетическое развитие, Развитие речи.
Формы и методы работы:
Дети:
- Беседы;
- Чтение сказок, потешек;
- Разучивание народных игр;
- Выполнение творческих заданий;
- Развлечения.
Родители:
- помощь в подборе демонстрационного материала,
- совместное оформление развивающей среды;
- участие в развлечениниях.
Перспективное планирование.
Художественно эстетическое развитие.
Задачи: 1. Знакомство с деревенским бытом, с народным творчеством (Дымка, Гжель, Полхов-майдан, Хохлома, Городец, Филимоновские игрушки).
2. Учить рисовать по замыслу и с натуры, лепить, конструировать из бумаги, создавать композиции из ткани.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений, желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Интерес к народной культуре.
4. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности.
Деятельность детей:
Рисование : - по замыслу «Деревня»;«Чудо-писанки»,«Гжельские узоры».
Роспись : -«Дымковская уточка»,«Дымковская барыня», «Хохломская чаша».
Лепка: -«Уточка»,«Чаша»,«Городецкий конь».
Аппликация: -«Филимоновский фартук»,«Лоскутное одеяло».
Строительство:-«Деревянный домик»,«Сцена со ступеньками»,
«Город мастеров с воротами».
Ручной труд:«Полка для выставки»,«Конь-качалка»,«Петрушка».
Совместная деятельность со взрослыми:
Изготовление с родителями из теста заготовок писанок для росписи.
Лепка барыни из глины с воспитателем.
Изготовление теста для лепки с родителями.
Подбор лоскутков ткани для аппликации с родителями.
Поиск старинных построек (иллюстрации) с родителями.
Найти подходящие коробки для полок. Сбор фантиков. (родители)
Чтение художественной литературы.
Задачи:Продолжать знакомить с мудростью русского народа; дать представление о русских фольклорных формах; воспитывать уважение к р. н. фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу; прививать любовь к народному фольклору, учить слушать и вникать в сказки, отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.
Деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры:«Бабушка и внуки», «Семья», «Птичий двор», «Хозяюшки», «На полянке»(настольный театр).
Игры на свежем воздухе:«Домик у дерева», «Жмурки», «Пастух и волк», «Бой петухов», «Зайцы в огород», «Мячом в цель», «Охотники и утки», «Золотые ворота», «Колодец», «Разожми колени».
Совместная деятельность со взрослыми: Литература: Р. Н. С. - «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лень да Отель», «Марья искусница». Р. Н. - Заклички, поговорки, пословицы, считалки, загадки, потешки, колыбельные, игры.
Познание.
Задачи: Познавательное развитие.
Знакомить с русским прошлым, с традиционными р. н. праздниками и обычаями. Прививать чувство любви к родной природе, воспитывать уважение к сельским труженикам. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить различать их, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые, нежные чувства к р. н. творчеству, эстетическое отношение к р. н. прикладному искусству. Воспитывать уважение прошлому.
ФЭМП.
Числа и цифры от 0 до 10; установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой; знаки +,-,=, больше, меньше; порядковый счет (прямой и обратный) до 10; решение задач, математических загадок; состав числа 8 из двух меньших; дорисовывание геометрических фигур, выкладывание прямоугольника; деление квадрата на 2 и 4 части; часть и целое; ориентирование (слева, справа, впереди, с зади). Времена года.
Деятельность детей: Позновательное развитие: - выбор деревенских построек из множества других;
-сбор картинок по промыслам;
- сбор иллюстраций для папки «Русские праздники и обычаи»
- разбор персонажей по сказкам «Казждый в свою сказку»;
- дополнение карты Русь реками и горами;
- нахождение на карте городов Дымково, Филимоново, Гжель.
ФЭМП: -«Построй домики из счетных палочек слева 5 и 3 справа от тропинки. Сосчитай сколько всего. Как еще можно расположить?»
«Сосчитай сверху и снизу домики, запиши цифрой и сравни», «составь задачу»
«Дорисуй домашних животных из геометрических фигур по клеткам»
«Выложи из дощечек прямоугольник, заполни прямоугольник дощечками и сосчитай сколько поместилось. Запиши цифрой»
«Раздели пряник на 2 и4 части. Как разделил зарисуй и расскажи.»
«Рассмотри картинки Р,Н, праздников и разложи их по временам года. Сосчитай сколько праздников зимой и запиши цифрой.»
Совместная деятельность со взрослыми:
«В гостях у бабушки в деревне»
«Чудо-чудное, диво-дивное»
«Традиции Россиян»
«Эти народные русские сказки»
«Отгадайте-ка загадку»
«Золотые руки мастеров»
(рассказы воспитателя и просмотр иллюстраций подобранных по теме.)
-отгадывание математических загадок (заранее подобраны по теме загадки и ребусы. Работа в тетради).
Коммуникация.
Развитие речи.
Задачи: Развивающая речевая среда:
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Расширять представ-ления детей о много-образии окружающего мира.
- Предлагать для рассматривания изделия народныхпромыслов, мини-коллекции, иллюстрированные книги, открытки, фотографии с досто-примечательностями родного края.
- Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря:
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилага-тельными, характери- зующими свойства и качества предметов; наречиями, обознача-ющими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
- Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи:
- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
-Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: Д-Т.
- Продолжать развивать фонематический слух.
-Учить определять место звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи:
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предло-жениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.
- Знакомить с разными способами образования слов. -Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
-Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь:
- Развивать умение поддерживать беседу. - Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
-Развивать монологическую форму речи.
-Учить связно, последова-тельно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержаниисюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последова-тельно развивающимся действием.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Деятельность детей:
Нахождение слов со звуком «д» в начале, середине и в конце.
Составление схемы предложения «Дети лепят чашу»
Составление рассказа о жизни в деревне.
Составление описательного рассказа по картинке «Народная игрушка»
Беседа по картинке «Масленица»
Составление загадок по картинке.
Беседа по пословицам.
Совместная деятельность со взрослыми:
Заучивание стихотворения «Март»
Разучивание считалок.
Проговаривание р. н поговорок и потешек.
Словарь:Истоки, фольклор, промысел, ярмарка, писанки, изразец, традиции, обряды.
Звуковая культура речи:звуковой анализ слова «Домик»
Грамматический строй речи:слоговой состав слова «Деревня», «Дети».
Ударение и ударный слог.