Зинаида Пьянкова
Проект «Мой любимый город — Тавда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наш родной тавдинский край люби и знай»
Тип проекта: познавательный, информационно- творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, муз. руководитель.
Реализация проекта: осуществляется через все виды детской деятельности.
Публикация «Проект „Мой любимый город — Тавда“» размещена в разделах
Актуальность: настоящего проекта определяется стремлением расширить знания детей об истории тавдинского края, его культуре, природе, традициях и обычаях. В современном стремительно изменяющемся мире, в эпоху информационной насыщенности, к сожалению, дети мало что знают о родном городе, городе с его очень богатой историей, в котором они сейчас живут, и где родились их предки. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, свой народ, Родину, нам необходимо расширить представления о родном городе, крае, создать у детей эмоциональный настрой, побудить интерес, любознательность.
Понимая актуальность данного вопроса, разработан патриотический проект «Мой любимый город - Тавда».
Думаю, что данная тема всегда востребована и актуальна в рамках патриотического воспитания, социально-личностного развития и освоения темы «краеведения».
Проблема: Дети не владеют достаточной информацией о родном городе, его истории, достопримечательностях. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель проекта: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей в процессе знакомства с родным городом, краем, её природой через проектную деятельность.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, его улицах.
2. Создать условия для погружения детей в отдельные фрагменты жизни города, края.
3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
4. Познакомить с символикой области: флаг, герб; закрепить знания детей о символике города.
5. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего города, края.
6. Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.
7. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
8. Повысить интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
Гипотеза: Если мы создадим условия для познавательной совместной деятельности детей и взрослых через проект «Мой любимый город - Тавда», то они будут знать историю своего города, края.
Подпроекты:
«Достопримечательные места нашего города».
«Улицы нашего города».
«Моя улица Краснодонцев» - жизнь моей улицы.
«Экскурсия по Тавде».
«Тавда – город в короне лесов», «Животные нашего края»
«Река Тавда - и её обитатели»
«Детский сад»
«Тавдинские поэты о Тавде»
Предполагаемый результат:
1. Дети получат углубленные знания о жизни нашего города, достопримечательностях, символике края, его природе;
2. Появится интерес к городу, краю в котором они живут, этот интерес проявится не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках;
3. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края;
4. Обогащение словарного запаса детей по патриотической теме;
5. Появление интереса к поисковой деятельности;
6. Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, вовлечение родителей в работу по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
Срок реализации проекта: октябрь 2018г. - февраль 2019 г.
Место реализации – детский сад № 25, г. Тавда.
Основные направления реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Сбор информации по теме проекта, подборка необходимой литературы и наглядно-информационного материала.
• Анкетирование родителей - «Знаете ли Вы свой город?», детей - «Что я знаю о своём городе».
• Создание развивающей среды.
• Организация и проведение тематических экскурсий по улицам города: Мы путешествуем на автобусе по родному, в детскую библиотеку, в краеведческий музей леса, «Я цветы возложу…» - к мемориалу войнам Тавдинцам на площади Победы, в музей школы №2, к ТФПК - на проходную фанерного комбината.
• Подбор и просмотр мультимедийных презентаций на темы: «Что такое город?», «Город и село», «Река Тавда», «История, застывшая в граните (Памятники Тавды и Тавдинского района» - Павлик Морозов, Бажов П. П., «Листая страницы истории».
• Подбор загадок, пословиц и поговорок «Все о малой Родине.
• Создание картотеки с патриотическим содержанием.
• Создание цикла занятий (НОД): «Мы – тавдинцы», «Чьи имена носят улицы нашего микрорайона», «Зачем человеку дом?»,«Труд взрослых в нашем городе», «Они прославили Тавду», «Достопримечательности нашего города», «Наши речки Тавда и Каратунка», «Растительный и животный мир Свердловской области», «Знаменитые земляки», «История возникновения родного города», «Знакомство с символикой города Тавда (герб и флаг)», «История моего микрорайона», «Тавда - многонациональный город».
• Чтение художественной литературы разучивание стихов, песен.
• Индивидуальные беседы: «Как называется наш город? Какая река протекает в городе? Как называется улица, на которой ты живешь?»
• Размещение в родительском уголке статей, рекомендаций по теме проекта.
• Составление перспективного плана мероприятий (родители – дети)
• Использование сайта д/сада для родителей.
Исследовательский этап:
- Сравнить нашу жизнь, с жизнью прошлых лет (по фотографиям)
-Рассматривание карты – схемы города (показать кружками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).
-Узнали, какие деревья растут в лесах нашего края. (Берёзовая роща, ельник, сосновый бор, смешанный лес).
- Составили Красную книгу животного мира родного края.
- Собрали информацию о солдатах – войнах в нашем детском саду.
-Составили «Книгу памяти».
- Составили схему улицы Дзержинского, где находится наш детский сад (Посчитали: сколько всего домов, сколько деревянных, каменных, одноэтажных - частных, многоэтажных).
Определить местоположения края на карте России.
Обобщающий этап:
1. Слушанье музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», слушание песни «Край, в котором ты жившь» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина, Гимн РФ, Шутов И. «Уральская рябина», «Урал», участника Тавдинского городского фестиваля музыки и поэзии и авторской песни «Струны осени»- памяти барда Евгения Шигина, «Тавдинская земля» музыка и слова Г. Храмцова, «У каждого из нас своя Россия» музыка Я. Дубравина, слова Г. Прусова, «С юбилеем Тавда», музыка и слова барда Е. Игумновой.
2. Оформление газеты: «Край, в котором мы живем», «Кто живёт в воде».
3. Беседы: с просмотром презентации: «Моя малая Родина», с рассматриванием иллюстраций: «Улицы моего города», «Что мы знаем о родном городе?», «Богатства нашего края», «День народного единства», «Мы – горожане» (правила этикета, «День рождения нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе, «Где работают наши родители», «Памятники Тавды».
4. Интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Брейн - ринг».
5. Чтение художественной литературы: Н. Осипов «О гербе, флаге, гимне», «Лучше нет родного края» П. Воронько, С. Михалков «Моя улица» В. Степанов «Что мы родиной зовем?» Т. Коти «Родина Россия», С. Баруздин «Страна, где мы живём», «Родная земля» Г. Ладонщиков. П. Воронько «Лучше нет родного края», Бажов П. П. : «Голубая змейка»,«Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце»,«Синюшкин колодец»,«Хрупкая веточка».
6. Чтение стихов посвященных нашей Тавде: «Зовется Тавда» Михаил Трубицин, «Вы Тавда, жизнь и песня моя!» Александр Перминов, «Край ты мой красивый.» Жмаев Г. И., «Тавда» Завьялова-Гусельникова Ф., «Моя Тавда» Макаровой Т. К.
7. Целевая прогулка по близлежащим улицам: улице Дзержинского, где находится наш детский сад, по улицам героев ВОВ - в нашем микрорайоне, к реке Тавда, Каратунка, в зимний лес.
8. Встречи с интересными людьми: Бесшапошной М. Ю., Васьковой Е. В., Бубновой О. В., Купрацевич Е. В., Дубовских Н. А., Фомичёвой А. В., с учащимися кадетского класса школы №2, Повстянко Г. М., Кузнецовой Т. А.
9. Утренние беседы: «Мой город», «Достопримечательности Тавды», «Атрибутика моего города», «Улица, на которой я живу», «А я вот что знаю о моём городе.».
10. Изготовление игры-лото: «Я знаю свою Тавду».
11. Просмотр мультимедийных презентаций: «Моя родина- Россия», «Древняя Русь – родина наша», «Русские богатыри», «Как Рождество встречали в старину».
12. Оформление альбомов: «Наш любимый детский сад» «Стихи о городе Тавда», «Мы живем в Тавде» - достопримечательности, «Тавда-город леса».
13. В гостях у Бабушки – Загадушки: «Животные нашего края», «Рыбы».
14. Создание панно: «Город прошлого»- Рассматривать фотографии старинных улиц
15. Макеты: «Русская изба», «Мой дом», «Дом культуры им. Ленина», ЦТР «Гармония».
16. Фото - выставка «Мой любимый уголок Тавды», «Природа родного края», «Мы отдыхаем вместе».
17. Конкурс между подготовительными группами: «Все о тебе наш Тавдинский край»
18. Книжная выставка: «Уголок Бажова П. П.»-к 140 летию.
19. Посещение мини-музея: «Есть на Урале городок» в группе «Бусинки».
20. Игра-путешествие: «По улицам нашего города».
21. Дидактические игры: «Экскурсия по городу», «Назови, что опишу» (на материале фотографий, «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале рисунков, фотографий, «Сложи памятник», «Узнай герб Тавды», «Найди флаг города» ,«Найди флаг России» (расскажи стих, «Прогулка по городу», «Тавдинские силуэты», «Любимый город», «Собери из разрезанных картинок виды нашего города», «Узнай и назови», «Что на фотографии», «Кто быстрее доберется до школы?» - аптеки, библиотеки. «Прошлое – настоящее» по иллюстрациям.
22. Сюжетно - ролевые игры : «Мы – строители», «Почта», «Библиотека», «Мы – экскурсоводы», «Наша улица», «Больница», «Школа», «Детский сад», магазин «Монетка», «Пятёрочка», «Магнит» «Идём в детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу», «Поход в кукольный театр, «Детский сад», «На стройках города».
23. Строительные игры: «Город», «Наша улица», «Построим разные дома».
Конструирование с использованием крупного конструктора: «Строим мост», «Мой город».
24. Подвижные игры: «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-зарница», «Краски», «Пятнашки», «Найди свой домик». Игры народов Урала
25. Пальчиковые игры: «Дом», «Строим дом», «Здравствуй, улица моя!», «Я по городу шагаю», «Детский сад».
26. Настольно – печатные игры: лото «Знаешь ли ты свой город», «Прогулка по городу», «Профессии», «Животный мир».
27. Словесные игры: «Какой наш город» - подбери красивые слова, «Дорога домой», «Подбери словечко», «Узнай здание по описанию», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Мой домашний адрес», «Скажи со словом «городской», «Из чего построен дом», «Исправь меня», составление и отгадывание загадок на тему: «Мои любимые места в моем городе», игра «Тавда- город, а Кошуки -?».
28. Творческие рассказы детей: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Чтобы я сделал, если бы был мэром Тавды», «Мой любимый уголок Тавды».
29. Театрализованные игры: «Русская изба», «В теремочке я живу, к себе в избу гостей жду», «Посиделки».
30. Квест – игра: для родителей - «Любимый край – Тавдинский», для детей «Знаешь ли ты свой город?».
31. Игры- викторины: «Знатоки города», «Что? Где? Когда?», «Вопрос – ответ (Да/нет) о Тавде»
32. Оформить «Умный сундучок слов» - по теме: Тавда, природа, Россия, Родина.
33. Создание альбомов: «Достопримечательности Тавды», «Кладовая Урала».
34. Проведение литературно – музыкального праздника: «В садике нашем и поём и пляшем» - день рождения детского сада.
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки» - выучить, «Масленица», «Рождество».
35. Выступление детей с концертом в старшей группе.
Взаимодействие с родителями:
-Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?»
-Маршрут семейного выходного дня: «Отдых у реки»,
«Правила поведения у реки», «Мы по городу шагаем…», «Деревья в нашем городе», «Памятные места нашего города»,
-Буклет: «Этот город твой и мой!», «Капелька», «Не засоряй водоёмы!»
- Создание листовок : «Берегите свой город», «Правила поведения в лесу»
-Акции: «Ёлочки не руби, ёлочки береги!»,
Чистый город», «Не рубите ёлку, ёлочку в лесу», «Чистая улица».
-Беседы с родителями: о важности соблюдения правил безопасного поведения в городе (на улице, дороге, во дворе, общественных местах, в лесу, у реки).
-Составление совместного с детьми рассказа о своем доме (из какого материала построен, сколько в нем этажей, на каком этаже я живу., составление рассказа из личного опыта - «Дорога в детский сад», «Дом, в котором я живу».
-Альбом «Учите детей лепить»
-Консультации для родителей: «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города», «Наши родители- фанерщики», «По дороге в детский сад», «Формирование начал патриотических чувств», «Как знакомить детей с городом», Тавдинский лес - это сбор ягод и грибов или место отдыха».
Арт - салон:
Рисование: «Течет река Тавда», Российский флаг, «Мой любимый уголок города» «Нам весело живется», «Моя улица», «Салют над Тавдой», «Забор в детском саду»- каслинское литье.
Декоративное рисование: «Русская матрёшка», «Урало – сибирская роспись».
Работа с пробками – выкладываем на песке, рисование на песке и манке: «Рыбы наших озёр и рек», «Животные», «Моя улица».
Аппликация: «Герб Тавды», «Флаг Тавды», «Укрась кокошник», «Гирлянда дружбы», «Мы любим Тавду», «Узор на косоворотку», «Узор на сарафан», панно «Город прошлого».
Лепка: животные, деревья, рыбы.
Конструирование: «Корабли на реке Тавда», «Рыбы».
Выставка рисунков: «Мы на природе», «Праздники нашего города».
Путешествие на вернисаж - «Моя малая Родина - Тавда».
Заключительный этап:
-праздник «Что мы Родиной зовём?»
-презентация проекта «Мой любимый город - Тавда» для детей в ДОУ №25 «Сказка».
Результаты проектной деятельности выразились в следующем: за сравнительно короткий срок, дети получили большие знания:
Дети знают и называют свой город, край: символику, достопримечательности, флору и фауну.
Имеют представления об исторических памятниках.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Возросла познавательная активность, любознательность, интерес к своей малой Родине, Уральскому краю.
Проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям.
В активный творческий поиск были вовлечены и дети и родители, при таком подходе более полно реализовался творческий потенциал всех участников проекта.
Заключение (Вывод)
Целенаправленно развивая любовь и привязанность к родному дому, городу, краю закладывается первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Список литературы :
Алёшина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»- М: УЦ «Перспектива», 2011г.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. Мозаика – Синтез,2014г.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005.
Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)
Гооге Е. Р. «Реки и озёра Тавдинского городского округа,- Екатеринбург. Издательство «Сократ» 2011г. - 160 стр.
Литературное объединение «Перо Пегаса» Книга со стихами тавдинских поэтов «Пока снимается кино», издана редакцией газеты «Тавдинская неделя», 2016 г.
Ермолаев В. Н. «Есть такой город в России – Тавда» В. Н. Ермолаев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007.