Галина Коломиец
Проект «Мой край — моя Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
2018
Паспорт проекта «МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»
Вид проекта : творческо- познавательный
Продолжительность: среднесрочный, 1 неделя
Автор: воспитатель Коломиец Г. А.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Участники: воспитанники компенсирующей группы, родители.
Публикация «Проект „Мой край — моя Кубань“» размещена в разделах
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Актуальность: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины немаловажная составляющая в формировании патриотически - нравственной культуры личности ребенка. Детство - это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры, поэтому очень важно в этом возрасте заинтересовать и познакомить детей с культурой, традициями, обычаями историей. Вложить в них чувство любви и уважения к Родине, дать возможность проникнуться и ощутить причастность к великой земле, к великому народу, продолжая сохранять накопленное годами, за всю историю казачества.
Проблемный вопрос: воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Цель проекта : формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;
познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
дать представление о возникновении станиц и хуторов;
совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине
Задачи проекта :
1Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани.
2. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.
4. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
Роль родителей в реализации проекта : помощь в сборе материала о родном крае, заучивание с детьми стихотворений по теме, создание фотоальбома «Достопримечательности станицы Роговской»
Предполагаемый результат: в результате участия детей в проекте ожидается повышение уровня знаний в области кубановедения, воспитание бережного сохранения исторических ценностей. У детей будут сформированы представления о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно- исторических ценностях.
Формы реализации проекта :
-совместная деятельность;
-практическая деятельность.
В совместной деятельности используется практическая работа, познавательная деятельность, игровые приёмы.
Продукт детской деятельности:
-изготовление журнала «Достопримечательности станицы Роговской»
-лепка из солёного теста «Подсолнухи»;
- Конкурс чтецов «Мой край моя Кубань»
Этапы реализации проекта.
1 этап. (Подготовительный)
-выбор темы;
-выявление первоначальных знаний детей о Кубани;
-постановка целей, задач, написание плана;
-подбор литературного, методического, наглядного материала;
-изготовление «Достопримечательности станицы Роговской»;
-изготовление дидактического материала, атрибутов для дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских игр.
2 этап. Основной
Образовательная деятельность:
- Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моя Родина – Кубань».
- Рисование «Мой край», «Роспись по мотивам кубанской вышивки».
Беседы:
- «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края».
- «Хлеб – всему голова».
- "Люблю тебя - мой край родной».
- «Традиционные кубанские блюда и напитки».
- «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани».
- «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».
Экскурсия:
- в кубанский музей школы.
Прослушивание и заучивание музыкальных произведений:
- Гимн Краснодарского края;
- «Ой, да на Кубани» (кубанская народная песня в обработке В. Захарченко);
- «Мы с тобой казаки» (кубанская народная песня).
- «Хлеб всему голова» (Кубанская народная)
Чтение произведений:
- Л. Степанова «Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках».
- В. А. Попов. рассказ «Чабрец», сказ «Заветный колос».
- В. П. Бардадым «Жизнь реки», «Колодец».
Заучивание:
- произведения В. В. Нестеренко.
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Собери флаг Кубани», «Обустрой казачью хату», «Наряди казачку».
- сюжетно-ролевые: «Железная дорога», «Ярмарка», «Дочки-матери».
- подвижные игры: «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки», «Ручеек», «Догони платочек». (См. картотеку кубанских подвижных игр).
Рассматривание:
- фотографий с изображением различных достопримечательных мест Краснодарского края;
- иллюстраций «Национальная одежда кубанского казака и казачки»;
- фотоальбома «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц».
Цикл практических дел:
- изготовление фотоальбома «Достопримечательности Краснодарского края», «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц»;
- изготовление дидактических игр «Обустрой казачью хату», «Наряди казачку».
Художественно-творческая деятельность:
- изготовление «Красной книги Краснодарского края» (аппликация);
- изготовления поделок по теме «Край родной, навек любимый».
Работа с родителями:
- привлечение родителей к сбору материала о родной станице к созданию фотоальбома «Достопримечательности станицы».
3 этап. Итоговый.
Выставка детских работ.
Викторина «Что мы знаем о Кубани».
Конкур чтецов «Мой край моя Кубань»
Оформление проектной деятельности.
4 этап. Заключительный.
Анализ и оценка результативности реализации проекта.
Материал, используемый в проекте :
Беседы:
«Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края». Цель: познакомить детей с символикой Краснодарского края, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину;
«Хлеб – всему голова». Цель: воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов;
"Люблю тебя - мой край родной». Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных;
«Традиционные кубанские блюда и напитки». Цель: знакомить детей с традициями кубанской кухни;
«Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани». Цель: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда;
«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков». Цель: знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Экскурсия в кубанский уголок детского сада. Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков
Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест Краснодарского края; иллюстраций «Национальная одежда кубанского казака и казачки»; фотоальбома «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц»; .
Прослушивание гимна Краснодарского края, песен о Кубани, знакомство с символами Краснодарского края.
Чтение произведений :
Л. Степанова «Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках». Цель: познакомить с произведением поэтессы из станицы Воронцовской; поддерживать интерес детей к стихотворным сказкам; отметить исторические события, упомянутые в сказке;
В. А. Попов. рассказ «Чабрец», сказ «Заветный колос». Цель: познакомить с работами писателя из станицы Таманской о казаках, их службе и быте;
В. П. Бардадым «Жизнь реки», «Колодец». Цель: обогащать знания детей о прошлом нашего края через литературные произведения;
Нестеренко В. В. Цель: познакомить детей с творчеством кубанского поэта; вызвать чувство гордости, что в нашем крае есть такие талантливые люди;
«Кубанский фольклор : пословицы, поговорки, песни»
Цель: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Рисование «Роспись по мотивам кубанской вышивки», «Мой край».
Дидактические игры:
«Собери флаг Кубани» (Кубики Никитина) Цель: развивать мелкую моторику, воображение, речь, внимание, продолжить работу над формированием сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования;
«Данетка». Цель: Закрепить знания о Краснодарском крае;
«Обустрой казачью хату». Цель: закрепить названия и назначение предметов быта казаков.
«Скажи наоборот»; «Как зовут друзей» «Отгадай кто»; «Что лишнее»; «Один – много»; «Кто есть кто?»; «На что похоже?» «Отгадай, что это»; «Что с начала, что потом»; «Назови профессии».
Сюжетно – ролевые игры:
«Железная дорога». Цель: углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде железнодорожного транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашего края – Краснодаре, Сочи, Анапе, Геленджике. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта;
«Дочки-матери», «Ярмарка».
Режиссёрские игры
«Обрядовые праздники Кубани».
Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Подвижные игры: «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки», «Ручеек», «Догони платочек»
(См. картотеку кубанских подвижных игр).
Приложение 1 Произведения кубанских авторов
П. Воронько Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
А. Мецгер «Волшебная страна»
Там, где в небе скачут кони
Где в горах живут драконы,
Должен рыцарь появиться
В виде сказочного принца.
Подниму я меч булатный
И пойду на подвиг ратный.
Великанов и злодеев,
Победить я всех сумею.
В подземелье у Кощея
Я коня поймать сумею,
И с Еленою Прекрасной
Мы умчимся в путь опасный.
Светит в небе нам Жар-Птица,
Зло с добром должно сразиться,
На далёкий дикий остров,
Я отправлю злобных монстров.
Где-то там, за океаном,
Есть страна для великанов,
Для принцесс, богатырей,
И - для маленьких детей!
А. Мецгер «Бабушка, я тебя люблю!»
Подарю я солнышко
Бабушке своей,
Чтоб в глазах грустиночек
Не было у ней.
Засветилась радостью
Этим ясным днем
Каждая морщиночка
На лице родном.
Я цветочек аленький
Также подарю
И скажу ей «Бабушка,
Я тебя люблю!»
Приложение 2
Беседа «Моя малая Родина»
Цель: познакомить детей с историей Кубани, упражнять в умении составлять рассказ по представлению;
- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;
- учить сравнивать описывать, делать выводы.
Беседа «Ты, Кубань, ты наша Родина»
Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить главный город Кубани- Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю.
Воспитатель рассказывает о древней земле Кубани, ее местонахождении и населяющих ее людях, о переселенцах, обычаях кубанцев, их фольклоре, рассматривают иллюстрации.
Беседа «Жилище казаков» (в кубанском уголке д\сада)
Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты. Учить лепить из соленого теста по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.
Беседа «Знакомство с символами Краснодарского края иТимашевского района»
Цель: Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани, познакомить с символами родного Тимашевского района, воспитание патриотических чувств: любви к Родине, уважение к символам Кубани и района
Использованная литература:
1. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения»
2. Т. П. Хлопова «Ты Кубань, ты наша Родина»
3. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»