Светлана Круглова
Проект для старшей группы «Мой город — Нижний Новгород»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
Нижний Новгород, город древнейший,
Он построен как крепость Руси
Защищал от врагов свои русские земли,
чтоб враги захватить не смогли.
В центре города кремль возвышается,
Красота куполов на церквях,
мне так нравится жить в этом городе
Хорошо, что я здесь родилась
Лагунова Галина
Публикация «Проект для старшей группы „Мой город — Нижний Новгород“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В соответствии с содержанием ФГОС - ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры.
Одним из основных принципов дошкольного образования по ФГОС (1.4./6) является – «Приобщение детей через соответствующие их индивидуальновозрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
ФГОС направлен на решение определенных задач ДО, среди которых :
(1.6./5) - «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
(1.6./ 6) – «Формирование общей культуры личности детей, в том числе… развития, их социальных, нравственных, эстетических …качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…»
В п 2.6. ФГОС одной из задач познавательного развития конкретно указана – «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве…»
«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой родиной, городом Нижним Новгородом, в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры, Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Во время реализации проекта дети учатся искать информацию, проводят наблюдения, исследования, делают соответствующие выводы. Реализация проекта позволяет также интегрировать знания из разных образовательных областей для решения одной проблемы, применять их на практике, опираясь на взаимодействие воспитателя и родителей.
Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к своей малой родине, городу, его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его историю.
Задачи:
1. Побуждать детей проявлять активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, эмпатийность.
2. Формировать представления о прошлом и настоящем родного города, познакомить с его историей, достопримечательностями.
3. Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
4. Поддержать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками, стремление задавать и правильно формулировать вопросы.
5. Формировать умение использовать элементы объяснительной речи,
6. Развивать способность к анализу и самоанализу, умение оценивать результат индивидуальной и совместной деятельности, поведение свое и сверстников, связную речь, коммуникабельность, изобразительные навыки. Расширять кругозор, обогащать словарь.
7. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Срок реализации: среднесрочный (февраль).
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Материалы:
• наглядный (альбомы, видеоэкскурсии, виртуальные путешествия, ЛЭП-бук и т п);
• дидактический (инструментарий для трудовой деятельности, элементы костюмов для театрализованной деятельности, ЛЭП-бук и т п);
• раздаточный (в соответствии с видами образовательной деятельности).
Ожидаемые результаты:
•Создание условий для успешной социализации детей, их личностного развития.
•Привитие детям чувства патриотизма, гордости и ответственного отношения к родному городу.
•Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
•Приобретение опыта взаимодействия в социуме.
•Развитие творческого потенциала всех участников проекта.
•Сплочение детского коллектива, воспитателей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Этапы реализации проекта :
1 Этап - Подготовительный.
2 Этап - Основной (практический).
3 Этап – Заключительный.
1этап - Подготовительный
Создание условий для реализации проекта.
1. Обсуждение целей и задач воспитателем и родителями.
2. Планирование проекта-пути реализации.
3. Подбор методической, познавательной и художественной литературы.
4. Подбор и изготовление дидактических материалов и наглядных пособий:
•презентация «Нижегородский цирк»
•альбом-раскраски «Цирк»
•альбом «Расписные нижегородские игрушки»
• ЛЭП-бук «Нижний Новгород»
•альбом-раскраски «Художественные промыслы Нижегородчины»
•фотоальбом «Ими гордится Нижний Новгород»
5. Подготовка:
•виртуальной экскурсии «Достопримечательности Нижнего Новгород»
•виртуального путешествия во времени «Как появился Нижний Новгород?»
•виртуальная экскурсия •«Откуда берутся матрешки?».
6. Консультация для родителей «Музеи для шестилеток»
7. Оформление видео рамки «Выдающиеся нижегородцы»
2 этап - Основной
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Физическое развитие
П/и «Жонглеры» Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» П/и «Пожарные на учении»
Гимнастика для глаз «Мостик» Физкультминутка «Матрешки»
П/и «Цветные автомобили» П/и «Солдаты» Упражнения на дыхание «Погончики».
Социально-коммуникативное развитие
Трудовая д-ть:
Подкормка птиц дрессировщиками
Игра- драматизация «Цирк» Трудовая д-ть:
Расчистка «арены» от снега Трудовая д-ть:
«Вытачивание» матрешки из снега Трудовая д-ть:
•Расчистка «площади» для парада.
•Строительство крепости.
Познавательное развитие
Наблюдение за птицами
Д/и «Что я видел?»
Познавательное сообщение: презентация «Нижегородский цирк»
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Нижний Новгород» Игровая ситуация: «Цирк встречает гостей»
Ситуативное общение «Где побывал ты в выходной? Наблюдение за снегоуборщиком
Д/и «Карта города»
Познавательное сообщение, виртуальное путешествие во времени «Как появился Нижний Новгород?»
Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Нижнего Новгорода»
Игровая ситуация «Я поведу тебя в музей»
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Нижний Новгород» Наблюдение за строительством нового дома
Д/и «Найди нижегородские народные промыслы»
Виртуальная экскурсия «Откуда берутся матрешки?».
Рассматривание альбома «Расписные нижегородские игрушки» Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Нижний Новгород» Наблюдение за
Д/и «Узнай и назови»
Проблемная ситуация «Как стать героем?»
Рассматривание фотоальбом «Ими гордится Нижний Новгород»
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Нижний Новгород»
Доверительное общение «Почему армия-родная?»
Речевое развитие
Разучивание «Нижний Новгород»
Г. Лагунова Рассказывание на тему «Как цыпленок в городе заблудился». Чтение и обсуждение Е. Сегал «Машины на нашей улице» Рассказывание на заданную тему. «Мой город»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Мы любим цирк»
Альбом-раскраски «Цирк» Конструирование
«Наш любимый город» Альбом-раскраски «Нижний Новгород»
Слушание стихов о Родине и родном городе. Лепка и роспись «Хохломская матрешка»
альбом-раскраски «Художественные промыслы Нижегородчины»
Аппликация Открытки нижегородским защитникам Отечества
Альбом-раскраски «Наша армия-сильна»
Взаимодействие с родителями
Консультация
«Музеи для шестилеток»
Видео рамка «Выдающиеся нижегородцы»
Фоторепортаж
«Нижегородский выходной» Фотогазета
«Наша армия родная»
3этап-Заключительный
Презентация
Результаты проекта :
• Дети активно и свободно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками.
•Дети имеют представление об истории и настоящем родного города.
•Знают достопримечательности Нижнего Новгорода, выдающихся горожан
•Активно включаются в партнерские отношения с взрослыми.
•Выступают инициаторами при организации самостоятельной игровой деятельности, отражают в ней впечатления от наблюдений и совместной деятельности с воспитателями и родителями.
•Ответственно относятся к просьбам и поручениям взрослых.
•Умеют наблюдать и делать выводы.
•Используют творческий подход в процессе совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
•Стараются обоснованно анализировать результат индивидуальной и совместной деятельности, своей и сверстников.
•Родители способны воспитывать в детях любовь и ответственное отношение к родному городу.
Литература.
1. ФГОС ДО Приказ №1155от 17.10.13
2. А. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Москва «АРКТИ», 2012 г.
3. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции». Занятия с детьми
3-7 лет. «Учитель» 2014 г.
4. Е. М. Рувинская «Прогулки с бабушкой» - Нижний Новгород.
«Кварц». 2014.
5. З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. Математика- это интересно. Санкт- Петербург, Детство - Пресс: 2007 г.
6. Н. В. Алёшина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной». Москва. УЦ «Перспектива» 2011г.
7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская
деятельность дошкольников. Мозаика - синтез. 2018 г
8. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова «Патриотическое воспитание
детей 4-7 лет на основе проектно - исследовательской деятельности.
«Учитель» 2015 г.
9. Н. Н. Леонова. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе доу. Перспективное планирование, конспекты. - СПБ. ООО «Издательство ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016
10. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду» Мозаика-
синтез. 2017 г.
11. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Мозаика- синтез. 2015г.
12. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт- Петербург, Детство - Пресс: 2017 г.
13. О. М. Ельцова Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (старший возраст)- СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
14. О. Наумова «Нижегородский кремль» Карта для семейной
экскурсии. Нижний Новгород. «Кварц». 2014.