Елена Кашаева
Проект «Мой город»
Актуальность.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Огромную роль в дошкольном детстве играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. Поэтому, актуальность темы - формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая предполагает развитие интеллектуальных и личностных качеств, общей культуры речи, обеспечивающих социальную успешность старших дошкольников в обществе и перед поступлением в школу.
Публикация «Проект „Мой город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Теоретико-методологические исследования М. И. Богомоловой, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, В. И. Логиновой, Н. В. Мельниковой, Е. И. Радиной освещают вопросы формирования у дошкольников определенных знаний о социальной действительности. “Социальную компетентность” ребенка раскрыли Т. Н. Антонова, Е. А. Арнаутова, Г. Г. Зубова, Н. А. Разганова и др.
Актуальные проблемы:
-низкий уровень социальной адаптации детей в обществе;
-дефицит воспитанности, речевой культуры в социуме;
- дети не владеют достаточной информацией о родном городе и его ближайшем окружении.
Цель проекта : Содействовать повышению уровня социальной адаптации старших дошкольников путем их практического взаимодействия с внешним миром.
Задачи:
- Формирование социально приемлемых форм поведения у детей;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам в обществе;
- формирование соц-коммуникативных средств общения.
- Развитие социальных навыков в ближайшем окружении.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Вид проекта : средне-срочный (5 месяцев).
Предполагаемые результаты проекта :
- приобретение социально-коммуникативного опыта;
- повышение уровня социализации и адаптации в социальном пространстве;
- родители –активные участники в работе по воспитанию и развитию у детей социальных навыков в обществе;
- расширение знаний об объектах ближайшего окружения путем создания видеорепортажа.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
- подбор и анализ методической литературы;
- подготовка дидактического и наглядного материала;
- разработка плана занятий с детьми;
- разработка для педагогов и родителей консультаций, памяток и буклетов по данному проекту.
Основной этап:
Проведение цикла занятий, мероприятий и игр с детьми.
Проведение консультаций с родителями.
Семинары-практикумы с педагогами.
Итоговый этап:
Презентация результатов проектной деятельности.
1 этап реализации проекта : подготовительный (январь, 2019г.)
Информационно– аналитический:
- Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности на сегодняшний день. В ходе анализа научно – методической литературы по данной теме были подобраны такие источники:
Конкевич С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете.
Социально-коммуникативное развитие. Учебно-методическое пособие. - Под ред. А. Г. Гогоберидзе.
Н. В. Нищева «Растим патриотов России».
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе:
Оформление в группе уголка «Наш город», выставка фотографий, открыток, книг, журналов о родном городе, альбом «Достопримечательности родного города», макет «Вечный огонь»; сборник музыкальных произведений о родном городе, дидактические игры, материал для творческой деятельности (раскраска, цветная бумага, картон, пластилин, альбомы, краски).
2 этап реализации проекта. Работа с детьми (фераль-март-апрель-май, 2019г).
- Беседы с детьми: познавательные беседы, рассказы о городе : «Город, в котором мы живем», «Улицы нашего города», «Мой адрес», «Достопримечательности города», «Правила ДД»…
- Беседы этического содержания: «Знакомство и прощание», «Идем в гости», «В театре и на концерте»…
- ООД «Экскурсия по родному городу». Ц: Способствовать расширению представлений детей об истории Арзамаса, его достопримечательностях.
- ООД «Его величество Этикет». Ц: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.
- Игровые ситуации «Если бы я был волшебником, что бы я сделал для жителей нашего города», «Письмо далекому другу», «Мы пришли в театр (библиотеку)», «Помогаем старикам перейти улицу»…
- Настольные, дидактические игры по правилам ДД: «Светофор», «Мы переходим улицу», «Как обойти автобус»…
- Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Поликлиника», «Магазин», «Семья», «День рождения», «Школа», «Мы- спасатели», «Наш детский сад»…
- Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Обыкновенные жмурки»,
«Палочка-выручалочка», «Что в городе делают», «Ручеек», «Третий лишний». Музыкально-ритмическая игра «Мы шагаем», «Здравствуй сосед»…
- просмотр видеосюжетов о достопримечательностях родного края.
- виртуальные экскурсии по родному городу.
- Продуктивная деятельность: рисование «Мой любимый город», лепка «Символ города- гусь», аппликации «Герб г. Арзамаса.
- Чтение худ. лит-ры: В. Катаев «Цветик - семицветик» Я. Аким «Жадина» «Дом, который построил Джек» (перевод с английского С. Маршака) М. Цветаева «У кроватки», Е. Благинина «Посидим в тишине» К. Драгунский «Лекарство от послушности», Г. Виеру «Мамин день», С. Баруздин «За обедом», Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», Н. Найденова «Девочка новая в детском саду». Р. Н. С. «Два жадных медвежонка», «Медведь и мужик», «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, «Пузырь, соломинка и лапоть»…
- Целевые экскурсии: в пожарную часть № 47 г. Арзамаса, экскурсия в детскую библиотеку, на почтовое отделение, посещение ТЮЗа (просмотр спектакля).
- Выступление детей с концертной программой ко дню старшего поколения КУМ № 1 (комитет управления микрорайона, клуб «Юность»).
- Участие детей в мероприятии, посвященному дню рождения микрорайона города (чтение стихов, пение песен).
- Участие в празднике «День Победы», возложение цветов к вечному огню.
- Участие в благотворительной акции «Помогать – привычка с детства» (корм бездомным животным);
Взаимодействие с родителями.
- Анкетирование
- Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Рекомендации, советы организационные собрания по теме проекта.
- Консультации «Выходной день семьи», «Воспитание со всех сторон»;
- Целевые прогулки с детьми по достопримечательностям города.
- Участие в акции «Чистый город» (уборка мусора).
- Участие в создании видеосюжетов о достопримечательностях города, расположенных вблизи нашего микрорайона.
Работа с педагогами:
Обмен опытом работы по данному проекту.
Демонстрация презентации проекта на пед. часе.
3 этап реализации проекта- Итоговый этап. (май, 2019г)
Просмотр видеорепортажей, созданных совместно с детьми и родителями, размещение их на сайте детского сада.
Результативность проекта :
- Приобретение старшими дошкольниками опыта социально-коммуникативного развития;
- Повышения уровня адаптации старших дошкольников в социальном пространстве;
- Расширение и обогащение знаний о родном городе и своем микрорайоне, о их достопримечательностях, истории и символах;
- Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников.
Список литературы:
1. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста” Л. В. Коломийченко. г. Пермь, 2002 г.
2.“Организация предметно развивающей среды по программе социального развития” Л. В. Коломийченко. г. Пермь, 2002 год.
3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 2012.-301 с.
4. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. Переизд. - 2011. - №5.
5. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Под ред. Карцевой Л. В. Учебное пособие, М., 2010. - 224 с.
6. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Ст. и подгот группы. — М. : Элизе Трэйдинг: ЦГЛ,2003.— 241 с.
7. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практ. работников ДОУ. — М. : Айрис—пресс,2004.— 106 с. — (Дошкол. воспитание и развитие).
8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002