Ольга Никитина
Проект «Младшие дошкольники в мире математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Младшие дошкольники в мире математики».
Подготовила воспитатель: Никитина О. А.
Тип проекта : творческий
Целевая группа: воспитатели, родители и дети младшей группы «лесная полянка».
Масштаб: 1 месяц
Цель: пополнение развивающей среды математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями.
Публикация «Проект „Младшие дошкольники в мире математики“» размещена в разделах
Задачи: Организовать предметно-развивающую среду математического центра, включающую разнообразные игры и упражнения.
Разработать совместно с родителями практические пособия, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
Аннотация:
Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результата своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.
В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.
Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.
Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.) .
В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.
В организации образовательной работы по ознакомлению с элементарной математикой с детьми четвё ртого года жизни необходимо учитывать ряд закономерностей :
- необходимо обеспечить непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств, наглядность имеет первостепенное значение,
- дидактический материал используемый на занятиях, должен содержать познавательную задачу,
- восприятие наглядного материала и действия с ним совпадали с деятельностью познания, овладению знаниями,
- выбор наглядного материала ориентирован на задачи обучения.
В предлагаемом ребёнку дидактическом материале должен быть четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина или количество, форма, пространственное расположение). Он должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Непосредственную образовательную деятельность с детьми четвёртого года жизни рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры, игровых упражнений, ситуаций. Ребёнка привлекает игровая ситуация, играя он незаметно для себя учится применять знания, получает удовольствие от своей умелости.
Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.
Педагог создаёт условия для возникновения игры, в процессе которой происходит закрепление знаний и упражнение умений. Если знакомство с дидактической игрой первичное, необходимо подробно объяснить правила игры, если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо поменять наглядный материал и постепенно усложнять задачу игры.
Для математического развития ребёнка важным является использование полученных знаний и навыков в игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в житейских ситуациях. Это делает более актуальными сложившиеся представления, делает их наиболее значимыми, полезными и понятными ребёнку.
Для этого в группах рекомендуется создание «математических игротек» где размещаются различные виды математических игр – лото, мозаики, парные и разрезные картинки, сенсорные материалы и т. д. педагог должен побуждать детей к игровому взаимодействию, приглашает отдельных детей, включается в игру вместе с ними.
К отбору содержания обучения математике в дошкольном возрасте следует относиться дифференцировано, объём знаний необходимо соотносить с индивидуальными особенностями детей группы. Главное в обучении математике заключается в том, чтобы усвоение математических знаний и умений происходило в определённой последовательности, в системе, познавательный материал усложнялся постепенно, вырабатывались и совершенствовались простейшие математические навыки.
Подготовительный этап:
Обсуждение цели и задач проекта с родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта :
Подобрать детскую и методическую литературу, стихи, пословицы, дидактические игры, тематический альбом, информацию о математике.
- Перспективное планирование проекта.
- Распределение обязанностей для успешной реализации проекта.
Основной этап:
1. Разработка учебно-дидактического пособия «Разноцветный мир» и «Геометрические фигуры». (создание родителями индивидуальных листов)
2. Подготовка альбомов для игр с Блоками Дьениша и палочками Кьюизенера
3. Создание электронных картотек по математике для групповой и индивидуальной работы
o 1-2. математический фольклор (пословицы, поговорки, загадки, считалки и скороговорки,
o 2 - 7 математические сказки, стихи, различные задачи (в стихах, сказочные, шуточные, логические,
o 8 – 12. игры со счетными палочками, лабиринты, математические ребусы, упражнения на логику, а также математические фокусы.
Заключительный этап:
Участие в конкурсе математических центров.
Предполагаемый результат:
Привлечение родителей к построению развивающей среды математического центра;
расширение математических знаний, умений и представлений при помощи игр и упражнений;
внешние продукты:
Разработка учебно-дидактического пособия «Разноцветный мир» и «Геометрические фигуры».
Создание электронной картотеки по математике.
Список литературы:
Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
Рабочая тетрадь по математике для детей 3-4 лет – автор Колесникова.
Дополнение:
Игра «закрой окошечко».
Цель игры: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из четырёх.
Материал : для каждого ребёнка пластинка с отверстиями двух форм, различные по форме вкладыши четырёх видов – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.
Ход игры: педагог рассказывает детям, что перед ними необычный домик, с разными окошечками, обращает внимание на форму. Закрыть окошечки можно только такими же по форме вкладышами. Показывает как правильно нужно действовать используя слова – такой, не такой, разные. Воспитатель побуждает детей использовать способ расчленённого обследования сенсорных свойств при сравнении вкладышей.
Игра «подбери такой же цвет».
Цель: раскладывание однородных предметов на две группы по цвету.
Материал : палочки четырёх цветов.
Ход игры: обращается внимание детей на цвет палочек, разный. Можно взять две разные игрушки с шапочками разного цвета – красной и синей и предложить каждому ребёнку выбрать палочки для одной игрушки такого же цвета, как у неё шапочка. Побуждать комментировать свои действия. Игра продолжается с другим цветом. После выбора всех палочек можно построить из палочек заборчик или лесенку для игрушек, повторяя, какого цвета палочки у каждой из них.
Игра «разложи по местам».
Цель: соотносить предметы двух заданных свойств – форма и величина.
Материал : пластина с отверстиями двух сенсорных характеристик – величины и формы, вкладыши к отверстиям – большие и маленькие фигуры четырёх разных форм – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.
Ход игры: педагог предлагает разложить на столе печенье (вкладыши, обращает внимание на то, что печенье разной формы и величины и предлагает разложить их по местам, указывая на отверстия, побуждает к рассматриванию и сравнению. побуждает детей называть форму и величину. Напоминает, как правильно обследовать, обводить пальчиком фигуры.
Аналогичные игры можно проводить с разным соотношением сенсорных форм – формы и цвета, цвета и величины, формы и величины.
Игра «угадай что это?».
Цель: определять предмет на ощупь, без зрительного восприятия.
Материал : чудесный мешочек или картонная муфточка, предмет простой и выразительной формы, несколько картинок с изображением разных предметов.
Ход игры: педагог предлагает ребенку вложить руки в мешочек и ощупать двумя руками предмет, который находится в нём. Предлагает посмотреть на картинки с изображением разных предметов, назвать, есть ли среди них такой же предмет, как находящийся в мешочке. Достать предмет и сравнить свои предположения.
Игра «по грибы, по ягоды».
Цель: развивать количественные представления «один» и «много».
Материал : игрушечные грибы разного цвета, 3-4 корзинки.
Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что корзинки пустые в них нет ни одного гриба. Предлагает собрать грибочков, показывая и говоря «вот один грибок, ещё один грибок, ещё…». Предлагает детям помочь, побуждая проговаривать свои действия. Собрав грибы, подводится итог – сколько было? Сколько стало? Сколько осталось на полянке? Далее рассматривается содержимое корзинки вынимая по одному грибочку проговаривать свои действия, побуждая детей делать тоже.
Игра «день и ночь».
Цель: развивать временные ориентировки.
Материал : сюжетная картинка, с изображением разных частей суток и характерной для этого времени деятельностью детей и взрослых.
Ход игры: рассматривание картинки, отвечая на вопросы педагога – когда это бывает? Днём или ночью? Объясни, почему ты так думаешь? .
Дети рассказывают, объясняя свои ответы.
Можно предложить картинки с изображением различных профессий людей (скорая помощь, водитель, и т. п.) которые работают ночью. Обсуждают почему.
Можно использовать загадки о частях суток.
Предполагаемый результат:
Пополнить цент математического развития.