Эмма Грабарь
Консультация для родителей «Мир вокруг нас!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Мир вокруг нас!»
Подготовила воспитатель МБДОУ ДС №5 Грабарь Э. А.
(Начало экологического воспитания)
С чего начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трели соловья, с улицы, поросшей травой, - со всего того, что окружает человека с первых дней жизни.
Приобщение к миру природы детей – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Мир вокруг нас!“» размещена в разделах
Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым помогаем получить яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о ней, воспитываем у детей любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к необычному, яркому.
Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.
Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик: «Брось эту грязь сейчас же!». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же – панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!». И вместо красочного, веселого мира, ребенок видит перед собой серый асфальт… Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Взрослый первым вводит ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное, потребность в ее познании. Поэтому взрослому нужно вначале самому определить свое отношение к природе и проблемам взаимоотношения человека и природы. Оно должно быть, безусловно, положительным, бережным, заботливым.
Любви к природе ребенок учится, прежде всего, у родителей. Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям. Своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, солнцу, ветру, дереву. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному…
Мы – часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботиться о ней, сохранять ее.
Процесс приобщения ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это помогает детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.
В семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Постараться приблизить ребенка к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, эстетическом удовольствии, действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении.
Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость!», то пользы от этого не будет.
Для того, чтобы научить детей любить и беречь природу, нужно вооружить их знаниями о ней; сформировать сознательную убежденность в том, что в природе нет ни одного животного или растения только полезного или только вредного. Все в природе взаимосвязано и имеет определенное значение в жизни человека.