Галина Семушина
Проект «Мир загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Первомайский центр образования», дошкольное отделение, филиал п. Ленинское Выборгский район, Ленинградской области
Проект
«Мир загадки»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор: воспитатель коррекционной группы
Семушина Галина Владимировна
тема проекта : «Мир загадки»
вид проекта долгосрочный (учебный год, групповой
тип проекта :познавательно- речевой направленности
Темочки:
Участники проекта : дети – педагоги - родители.
Сроки выполнения проекта :2023-2024г
Появление загадок относится
к древнейшему периоду проблесков
человеческого ума…» Ф. И. Буслаев
Актуальность проекта
В группе дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словарный запас у детей на начало года крайне ограничен. При мониторинге выявились следующие показатели: незнание многих слов и оборотов, неумение отобрать из имеющегося лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, ограниченный словарный запас.
В связи с этим встала важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников.
Теоретическое обоснование проекта
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Участники проекта : : дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, музыкальный руководитель, логопед,родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (с сентября по май)
Принципы:
• Наглядности (большое количество наглядного материала).
• Доступности (материал соответствует возрасту).
• Практические задания.
виды деятельности:
• Познавательная (активное слушание, просмотр слайд-шоу)
• Игровая деятельность (сюжетная, ролевая, пальчиковые игры, командные игры.
• Практическая работа (изготовление поделок, составление мнемо таблиц, рисование, лепка, конструирование)
• Участие в инсценировках.
• Собирание пазлов к сказкам
Цель: развитие речи, памяти и внимания с опорой на наглядность
Задачи:
• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с загадками,
• Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций.
• Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
• Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р. н. игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков, мнемо таблиц.
Продукт проектной деятельности :
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Копилка загадок.
- Копилка р. н. сказок, в которых присутствуют загадки.
- Детские книги загадок.
- Итоговая организованная деятельность «Путешествие в страну загадок».
- Мультимедийная презентация.
Планируемый результат:
1. Дети проявляют интерес к составлению загадок.
2. Начинают формироваться предпосылки учебной деятельности.
Продукт проекта : Создан презентационный материал «Загадки детей»
Ресурсное обеспечение проекта
Этапы проектной деятельности
1этап Подготовительный.
ПЛАН-СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап
Выбор темы проекта. Анкетирование родителей с целью обсуждения важности проекта, формирование интереса у родителей и детей к проекту; Сентябрь
Беседы-рассуждения с детьми. Сентябрь
2 этап.
Планирование. Составление перспективного плана Сентябрь-октябрь
3 этап.
Создание развивающей среды: подбор методических материалов и пособий, слайдов, книг, энциклопедий, фотографий, игрушек, настольно-печатных игр, разработка конспектов и т. д.
Основной этап.
Создание мнемотаблиц к загадкам по лексическим темам
Заключительный этап.
Викторина «Путешествие в страну загадок».»
Информационный ресурс
- интернет ресурс https://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 9
Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. - М. : Учпедгиз, 1957.
Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер - Дошкольное воспитание. -1982.- №11.
Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение,1975.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. Спб: Союз, 1997.
Дьяченко, О. М. Развитие творческого воображения в дошкольном
детстве / О. М. Дьяченко. - М. : Знание, 1990.
Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е.. Кравцова. - М. : Флинта, пресс,2011.
Кудрявцева,Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. педагогич. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 1999.