Елена Квасникова
Проект «Мир эмоций и творчества» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа №12 «Сударушка»
Вид проекта: Краткосрочный, творческо - продуктивный.
Продукт проекта: Фотогазета «Азбука настроения», драматизация сказки «Теремок и уголек»
Цель проекта: способствовать социализации (формированию начальных социальных ориентаций) детей посредством развития их эмоциональной сферы, обогащения эмоционального опыта, уточнения и расширения представлений об эмоциях и чувствах, их проявлениях и причинах; развитие монологической и диалогической речи у детей, развития творчества.
Задачи проекта:
Публикация «Проект „Мир эмоций и творчества“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
1. Обогащать представления детей об эмоциональной сфере человека (проявлениях и разнообразии эмоций: радость, удивление, страх, гнев, горе, печаль; чувств и состояний, их вербальном и невербальном выражении, причинах, их вызвавших).
2. Формировать умение устанавливать связи проявлением эмоций, чувств, состояний и причин их возникновения (состояние здоровья (усталость, болезнь, обиды и тревоги).
3. Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать эмоциональные состояния и настроение окружающих людей, учитывать в собственном поведении. Содействовать освоению адекватных и этичных форм оказания содействия и эмпатии, проявления чувств и отношения к другим людям, событиям.
4. Обогащать художественно-эстетический опыт детей в процессе приобщения к литературным, музыкальным, художественным образам, раскрашивающим мир чувств и переживаний: знакомство с произведениями фольклора, авторских и народных сказок, раскрывающих тему.
5. Содействовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и проявлений, рефлексии, направленной на анализ собственного эмоционального состояния, чувств.
6. Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх); стимулировать к созданию выразительных образов, проявлению собственного отношения, средствами художественной деятельности (цветом, ритмом, мелодией, движением, интонацией) передавать разные эмоциональные состояния, чувства, проявления.
Этапы проекта:
Мотивационный этап
Содержание и формы работы.
Проблемная ситуация. Педагог предлагает детям вспомнить приключения Буратино, уточняет представления детей о театре, в который спешил герой, персонажах: вечно печальный и грустный Пьеро, задорный, веселый Арлекин, милая, требовательная Мальвина, верные Артемон, злой Карабас. Педагог описывает ситуацию: Пьеро, Арлекино и Буратино поссорились: каждый думает, что именно он правильно изображает настроение (веселья или грусти). Предлагает детям помочь Буратино, для которого очень сложно понять, что такое настроение, какое оно бывает, в чем оно проявляется, узнать тайны настроения.
Педагог предлагает послушать стихотворение, подводит детей к идее создать фотогазеты «Азбуку настроения», помогает выделить рубрики и определить направление поиска.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселиться? Кто грустит?
Кто испугался? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
«Азбука Настроения»
Н. Белопольская
Вопросы для активизации деятельности:
· Какое бывает настроение?
· Бывает ли улыбка печальной или злой?
· Сколько раз может меняться настроение?
· Почему мы грустим? Тревожимся?
· Как прогнать грусть?
· Бывают ли в жизни Царевны Несмеяны и кто такие оптимисты?
· Бывает ли настроение у картины?
· Какого цвета грусть?
· Какого «вкуса» грусть, обида, радость, печаль?
· Какой, на ваш взгляд, самый веселый персонаж сказок (самый грустный, злой?
Обсуждение вариантов оформления фотогазеты.
Проблемно - действенный этап
Содержание и формы работы:
· Изготовление фотогазеты «Азбуки настроения»;
· Презентация материалов для родителей в рамках «Дня улыбки»
Возможный вариант проведения дня улыбки: конкурс «Что? Где? Когда?»
Выполнение этюдов, рисование «самой счастливой улыбки» (соревнование команд, рисование с закрытыми глазами, разгадывание родителями придуманных детьми загадок и ребусов, чтение стихов, вручение памяток о хорошем настроении».
Творческий этап
- Фотогазета «Азбука настроения»,
- Драматизация сказки «Теремок и уголек»
Паутинка проекта
Познавательно- речевое:
- Беседы с использованием иллюстративного материала о проявлении эмоций «Мы улыбаемся, мы грустим: каким бывает настроение?», «О чем рассказывают цвет, линия и жест»
- Образовательная ситуация «Бывает ли настроение у осени (зимы? Моря)»
Ситуация «Этикет. Тайны улыбки»
- Сочинение истории об эмоциях «Веселая и грустная страны»
Театрально- эстетическое:
- Этюды-выражение разных эмоциональных состояний и эмоций: «Зеркало», «Изобразим голосом».
- Драматизация произведения «Сказка о теремке и угольке»: - Разыгрывание эпизодов стихотворных форм, музыкальных фрагментов (А Пушкин «Унылая пора», Д. Хармс «Веселый старичок», Ю. Мориц «Храбрецы», А. Барто «Девочка-ревушка»).
- Прослушивание различных по характеру и передаваемому настроению народных песен (плачи, заклички, калядки, современных песен («Вместе весело шагать по просторам» «Какой чудесный день»)
- Рассматривание портретных и жанровых изображений «Тайна улыбки» или «Какие бывают улыбки?»:
- эмоциональный отклик на выразительный художественный образ, выделение и понимание некоторых средств выразительности: мимики, позы, жестов (В Васнецов «Несмеяна-царевна», «Кощей Бессмерьный», В. Суриков «Взятие снежного городка»).
- Ситуация «Настроение музыки» (веселые и грустные песенки, мелодии): выделение ритма, мелодии как средств отражения и передачи настроения; разучивание песенок по теме;
- обогащение опыта слушания музыки (П. Чайковский «Детский альбом» («Неаполитанская песенка», «Болезнь куклы», «Времена года»
Творческо – продуктивное:
- Составление «Радуги настроения»:
- Отражение смайликами-символами настроения цветов и оттенков.
- Раскрашивание парных изображений по противоположным эмоциональным характеристикам
- Рисование пиктограмм жестов и поз, отображающих эмоции
- Изготовление декораций к сказке
- Рисование портрета «Я»
Игровое:
- Игры с зеркалом «Самая радостная улыбка».
- Игра «Изобрази»: отображение мимикой, пластикой, интонацией разных состояний, проявлений (веселый-грустный, радостный –злой, тревожный-спокойный).
- Настольно-печатные игры «Радость-грусть»
сопоставление выражения эмоций (пиктограммы) с событием или явлением.
- Игры по типу «Море волнуется.»: «Веселая (грустная) фигура, замри»
- Игры «Кому весело, кому грустно», «Найди портрет по схеме», «Тихий-громкий» Художественное чтение:
- Чтение стихотворений и литературных фрагментов с описанием разных эмоциональных состояний, настроения, проявлений: С. Афонькин «Как побороть страх?», К. Чуковский «Мойдодыр» (фрагмент- описание гнева, русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (описание горя, О. Князева, Р. Стеркина «Веселые и грустные», И. Токмакова «Мне грустно», К. Чуковский «Радость».
- Чтение пословиц и поговорок: «На сердитых воду возят», «Федул, что губы надул?», «День меркнет ночью, а человек-печалью».
Поисковое-исследовательское: Поиск информации: чтение литературы, рассматривание фотографий семейного архива («Мы улыбаемся или грустим», «О чем рассказывает фотография?»,
- Составление коллекции пиктограмм – символических отображений разных эмоциональных состояний.
- Рассматривание фотографий, их сортировка по проявлению эмоций («Экран радости- экран грусти»)
Взаимодействие с родителями
- Выбор фотографий по теме из семейного архива, подбор к ней интересного названия
- Сбор «Самых полезных рецептов от грусти»: советы, подвижные игры, хобби и т. п.
- Саморефлексия «Как часто мы улыбаемся друг другу?» (по материалам анкетирования или тестов)
Продукт проекта:
- Фотогазета «Азбука настроения»,
- драматизация сказки «Теремок и уголек»