Наталья Ускова
Проект «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект был разработан и внедрен в работу с детьми подготовительной группы "Солнышко" воспитателями Усковой Н. В. и Плахотниковой Н. А.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Публикация «Проект „Мир воды“» размещена в разделах
Цель проекта : обеспечить развитие познавательной активности дошкольников к воде, как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле; систематизировать знания детей о свойствах воды; воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи проекта :
1. Обеспечить уточнение и пополнение знаний детей о воде, её свойствах.
2. Обеспечить изучение влияние воды на физическое здоровье человека.
3. Обеспечить систематизацию и углубление представлений о воде как факторе экологического благополучия и причинах его нарушения.
4. Способствовать формированию опыта ценностных ориентаций: желание и умение беречь воду, понимать её значение для окружающей среды как основного природного ресурса.
Проблемы проекта :
• Возможна ли жизнь на Земле без воды?
• Кому нужна вода?
• Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой и чтобы ее было много?
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Вид проекта : информационный, фронтальный краткосрочный.
Срок реализации:2 недели.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
IЭТАП -ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- изучение уровня знаний детей о свойствах и качествах воды, ее значении в жизни людей и животных;
- подбор методической, художественной литературы, стихов, загадок;
- иллюстраций с изображением воды в разном состоянии;
- выбор аудиозаписей со звуками воды;
- пополнение лаборатории недостающими предметами для исследований;
- составление картотеки опытов с водой;
-разработка конспектов занятий по теме.
II ЭТАП -основной
Познавательная деятельность.
1. Беседа.
Тема: «Кому нужна вода?».
Цель: Совершенствовать представления детей о полезных свойствах воды, сформировать у детей знания о значении воды в жизни людей и животных,учить детей умению устанавливать причинно-следственные связи; учить принимать участие в формулировании выводов;поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).
2. Просмотр мультипликационного обучающего фильма «Секреты Вода».
https://www.youtube.com/watch?v=DIekBn99cV4
Цель: обеспечить расширение знаний детейо том, как человек и природа используют силу воды.
3. Наблюдение на прогулке «Вода в природных явлениях».
Цель:выявлять и расширять представления детей о свойствах воды.
4. Взаимосвязь с семьей.
Консультация для родителей «Экспериментирование дома».
Цель: Привлечь детей и родителей к совместной деятельности, обратить внимание взрослых на экологические проблемы города. Помочь родителям создать площадку для опытнической деятельности с ребенком в домашних условиях.
5. Изготовление стенгазеты «Круговорот воды в природе».
Цель: обеспечить систематизацию знаний детей о круговороте воды в природе, обеспечить развитие умения детей составлять рассказ по схеме о путешествии капельки по кругу. Способствовать расширению словарного запаса детей.
6. Ознакомление с художественной литературой.
Воспитатель, дети.
Чтение стихотворений о воде.
Отгадывание загадок о воде.
Рассказ «Поэзия дождя» К. Паустовский.
Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин.
Сказка «Живая вода» (сказки народов Сибири)
Чтение экологической сказки «Жила-была речка» Н. А. Рыжова
К. И. Чуковский «Федорино горе»
Н. Болтачев «Сказка о круговороте воды»
7. Художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель, дети.
Оригами «Жители пруда»
Цель: обеспечить применение на практике полученных знаний в детской работе в стиле оригами. Способствовать развитию творческой фантазии.
8. Прослушивание фонограмм: «Звуки воды в природе» - прослушивание
музыки из серии «Малыш у реки», «Малыш у озера».
Цель: обеспечить развитие умения различать звуки, которые издает вода в природе. Способствовать развитию слухового восприятия, памяти, внимания. Помочь получить эстетическое наслаждение.
9. Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды» (Приложение 1)
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
-воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу.
10. Рисование «Путешествие по воде».
Цель: познакомить с новым нетрадиционным способом рисования (по мокрому губкой); обеспечить применение полученных знаний в умении передавать в рисунке знания о воде.
11. Трудовая деятельность: полив цветов
Цель: подвести детей к пониманию необходимости воды для растений.
III ЭТАП - ИТОГОВЫЙ
Цели 3 этапа:
Разработка рекомендаций «Берегите воду» (Приложение 2);
Анализ и обобщение материала;
Презентация по проекту.
Эколого-педагогическая работа с детьми в течении определенного
периода дает отчетливые результаты. Если в начале проекта дети не имели четких знаний о круговороте воды в природе, о свойствах воды, о пресной и соленой воде, то при завершении проекта ребята самостоятельно отвечают на вопросы, понимают о чем их спрашивают, могут осмысленно рассказывать о свойствах воды, знают о значимости воды для всего живого, об охране водоемов.
Мы считаем, что проект удался. Дети активно тянутся все больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают выводы из увиденного и сказанного, могут рассказать об этом и изобразить в своих творческих работах.
Приложение 1
Ознакомление с миром природы «Удивительные свойства воды»в подготовительной группе
Задачи: Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей и животных.
3. Провести с детьми опытно-экспериментальную деятельность.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение друга, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Активизировать и обогащать словарь детей.
2. Учить отгадывать загадки.
Материал:
Прозрачные стаканчики, пипетки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, кроссворд,карточки с изображением действий человека, наносящих вред воде и применение воды в полезных целях, цветные фишки, обозначающие пользу или вред воде.
Ход занятия.
В: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (Ответы детей). Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, для этого нам с вами надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам с вами в этом загадки.
1. Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч –
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(водопад)
2. Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли…
(облака)
3. Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали.
(дождь)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
В:- Какое слово у нас получилось? (Ответы детей)
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная)
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку? (пить, купаться, готовить еду, поливать растения)
Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.
(Дети проходят за первый стол).
Опытно-экспериментальная деятельность детей.
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
В: - Ребята, попробуйте воду из стаканчиков, какой у неё вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая – сахар, вода стала кислая – лимон). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Ребята проходите за второй стол.
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
В:- Ребята, понюхайте воду в стаканчиках. Как она пахнет? (Ответы детей)
Давайте добавим в воду кусочек чеснока, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком)
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята проходят за третий стол.
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»
В: - Ребята, что произойдет с водой, если добавим в неё краску, посмотрим? (Дети добавляют краску и перемешивают её). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).
В: - Ребята, посмотрите, что у меня есть? (Пуговицы) На столе стоят два стакана, в одном налитая вода, а в другом молоко. Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. Скажите, в каком стакане мы видим пуговицы? (Ответы детей)
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
В: - Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка
«Речка»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Выполняем движения по тексту).
Дидактическая игра «Что вредно и полезно для воды?»
Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть рисунки на карточках, на которых изображено отрицательное воздействие человека на воду, отметив их черными фишками, например, загрязнение воды нефтепродуктами, сточными водами. И применение воды в полезных целях, отметив их красными фишками, например, очистка ее для питья из крана. Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он это действие считает вредным или полезным, используя фишки соответствующего цвета.
Игра – эксперимент «Цветное молоко»
1. Нальем молоко в тарелку.
2. Добавьте в молоко по несколько капель красной, синий, зеленой акварельной краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой,
И не двигайте тарелку.
3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Получился настоящий салют в тарелки!
В. : Ребята, чем мы сегодня занимались? Вам понравилось ставить опыты? Скажите, что нового вы узнали о свойствах воды? Что понравилось больше всего? Что нужно делать, чтобы сберечь воду?
Приложение 2
Домашняя лаборатория
В период дошкольного возраста дети очень любознательны. Они познают мир через исследовательскую деятельность.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Поэтому проводить первые эксперименты лучше под присмотром взрослого.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент с желатиновой рыбкой
Растворите желатин в теплой воде и полученную жидкость вылейте тонким слоем на полиэтиленовый пакет, поставьте полученную массу в прохладное место до полного остывания и после вырежьте из нее форму в виде рыбки. Положите рыбку на холодную поверхность, а после подышите на одну из ее сторон. После произведенных действий рыбка оживет. Это вызвано тем, что при нагреве желатин расширяется, а нижняя сторона, лежавшая на холоде, остается без изменений. За счет изменения температуры окружающего воздуха рыбка начинает сгибаться в одну сторону, словно оживать.
Употребление растениями воды
Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 вазы, наполненные водой. В 3 из 4 ваз налейте подкрашенную воду, а после поместите в них по одинаковому цветку (лучше, если лепестки цветков будут иметь светлый оттенок, в идеале белый). Через несколько дней наблюдений дети увидят, что лепестки поменяли цвет во всех вазах кроме самой первой. Но это вовсе не будет означать, что в четвертой вазе цветок «не пил» воду.
Тайное послание
Поиграйте с детьми в шпионов. Для этого возьмите лист бумаги, немного молока, оставшегося после завтрака, и напишите на нем секретное послание молоком. После этого дайте написанному высохнуть. На самой бумаге не останется следов, а прочитать шифр можно будет только нагрев бумагу на паром. Если нет молока, можно использовать лимонный сок. После высыхания «лимонного» шифра, промокнув йодом строчки.
Поплавок из апельсина
Возьмите обычный апельсин и окуните его в воду. Замерьте уровень, на котором он будет держаться на воде. Вынув фрукт, очистите его от кожуры и положите обратно на поверхность воды. Апельсин обязательно утонет. Вызвано это тем, что в кожуре есть маленькие отверстия с воздухом, которые держат апельсин на плаву. Без них, фрукт камнем идет ко дну.
Нет запаха
Кукурузными палочками не только можно перекусить, но и использовать их в эксперименте. Возьмите банку, на дно которой капните немного духов. После чего положите кукурузные палочки сверху и закройте крышку. Через 10 минут откройте банку и покажите детям, что запах исчез. Это связано с тем, что палочки имеют пористую структуру, которая словно губка, впитала запах. После эксперимента выбросите их и объясните детям, почему их нельзя есть в таком виде.
Видео: https://www.youtube.com/embed/kVEpGsSwj_A