Березина Надежда
Проект «Мир театра»
Тип проекта : художественно-эстетический, познавательно-творческий, групповой.
Место проведения: МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас».
Сроки реализации: краткосрочный с 1марта по 30 марта.
Участники: дети, родители, воспитатель группы, музыкальные руководители, специалисты по изодеятельности.
Актуальность: В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОО.
Публикация «Проект „Мир театра“» размещена в разделах
Дошкольный возраст—важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развитие ребенка в художественном-эстетическом направлении через многочисленные образы, звуки, краски.
Цель: Повышение качества художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность и ручной труд.
Задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность как педагогов так и родителей по художественно-эстетическому направлению.
2. Формировать у детей эстетическое отношение к художественной литературе; способствовать художественному развитию ребёнка средствами театра и ручного труда на основе художественных произведений.
3. Поддерживать у детей интерес к театру, ручному труду различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.
4. Развивать художественные способности ребё нка: литературные, изобразительные, театральные.
5. Развивать способности детей через театрализованную деятельность и ручной труд; передавать свои чувства и переживания разными средствами выразительности.
6. Взаимодействовать с семьей для обеспечения художественно-эстетического творчества ребёнка.
Риски: 1. Родители не хотят принимать участие в работе над проектом (провести мастер- класс с родителями“ Сказка — ложь, да в ней намек. ”)
2. При распределение ролей учитываем желание детей (через просмотр мультфильма, презентаций, видио- ролика показать значимость данной роли в этой сказке)
Ресурсы:
1. Материальное обеспечение (бумага,костюмы, краски,кисти, материал для оформления папок-передвижек, стендов).
2. Методическое обеспечение (художественная литература, конспекты, интернет-ресурсы).
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность расширенных знаний о современном театре у дошкольников и их родителей.
2. Развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью.
3. Укрепление взаимосвязи между дошкольниками и их родителями (законными представителями) через совместное посещение театра. Занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.
4. У детей сформированы элементарные художественно-эстетические качества.
5. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.
Работа с родителями:
1. Расширить знания родителей о видах театра, правилах поведения в театре через консультации и папки-передвижки.
2. Вызвать у родителей желание посещать спектакли с участием детей.
3. Фото-выставка «Как мы посещали театр»
4. Помощь в изготовлении костюмов и декораций для показа спектакля.
5. Конкурс рисунков «Любимый театральный герой».
6. Помощь родителей детям в разучивании ролей.
Продукт проектной деятельности :
1. Создание альбома «Мир театра»
2. Изготовление лепбука
3. Создание театрального уголка (костюмы, маски, атрибуты)
4. Папки-передвижки для родителей
5. Фото-выставка «Как мы посещали театр»
6. Стенд с работами детей «Я и театр»
7. Фотоотчет театрального фестиваля
Итоговое мероприятие:
Театральный фестиваль
Этапы работы над проектом :
1-4 марта (Подготовительный)
1. Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.
2. Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.
3. Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.
4. Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей.
5-29 марта (Основной)
Работа с родителями:
- опрос родителей по теме;
-оформление наглядной информации: памятка для родителей «Театральный этикет для детей»,памятка «Театр своими руками», памятка «Театр дома», буклет «Театральные хитрости».
-проведение индивидуальных консультаций «Правила поведения в театре», «Чем интересен современный театр»;
-привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов и декораций).
30 марта (Заключительный)
1. Подведение итогов
2. Театральный фестиваль
Перспективное планирование:
5 марта «День театра» -познакомить с театром
1. Просмотр иллюстраций и слайдов об истории театра и театрального костюма.
2. Целевая прогулка в Районный дом культуры.
6 марта «Театральные хитрости» - ввести новые театральные термины, учить мимикой выражать эмоции и движение героев.
1. Беседа «История театра. Театр нашего поселка»
2. Чтение русских народных сказок, обыгрывание мимикой и пантомимикой героев «Угадай героя»
7 марта «Сказка в гости к нам идет» -вызвать интерес к театру через просмотр записей
1. Просмотр записей спектаклей по русским народным сказкам.
2. Колелективное творчество «Создаем сказку»
12 марта «Хочу всё знать о театре» -продолжать знакомить с театром,
правилами поведения в театре
1. Демонстрационный материал презентация «Театральный калейдоскоп»
2. Психогимнастические упражнения на изображение различных эмоциональных состояний.
13 марта «Мы –артисты!» -продолжать учить брать на себя роль и обыгрывать ее 1. Игры «Угадай кто?», «Где мы были, мы не скажем»
2. Отгадывание загадок о театре.
3. Обыгрывание ролей из спектакля
14 марта «Идем в театр» - учить вступать в диалог, передавая характерные черты героя
1. Сюжетно-ролевая игра «Идем в театр».
2. Разыгрывание с детьми пальчиковых спектаклей по сказкам «Колобок» и «Теремок».
3. Индивидуальная работа с детьми над ролью.
15 марта «Театральные профессии»-познакомить с театральными профессиями 1. Настольно - печатная игра «Кому и что нужно для работы»
2. Беседа «Кто работает в театре»
16 марта «Театральные профессии» -формировать трудовые навыки,желание помочь воспитателю в изготовлении атрибутов
1. Просмотр презентации «Театральные профессии»
2. Изготовление декораций и масок к сказке «Про щенка Тошку» разучивание с детьми ролей
19 марта «Наше творчество» -развивать художественные способности детей через рисование
1. Рисование: «Декорации к сказке «Про щенка Тошку».
2. Пословицы и поговорки о театре.
20 марта «Театральная страничка» -развивать музыкальные качества, учить слушать, вызвать эмоциональный отклик у детей.
1. Демонстрация иллюстраций театральных героев, рассматривание их костюмов.
2. Разыгрывание этюдов по стихотворениям и потешкам.
21 марта «Мы готовим спектакль» -подготовка к театральной постановке 1. Сюжетно-ролевая игра «Мы готовим спектакль»
2. Чтение художественной литературы стихи о театре
22 марта «Подари сказку детям» -продолжать учить участвовать в театрализации передавать характерные черты взятой на себя роли
1. Организованная образовательная деятельность «Театральная страна»
2. Акция «Подари сказку детям»- показ детьми средней группы сказки для младших групп
23 марта «Мы трудимся» -формировать трудовые навыки,желание помочь воспитателю в изготовлении атрибутов
1. Продолжение изготовления декораций и масок к сказке «Про щенка Тошку» разучивание с детьми ролей
26 марта «Мы актеры»
- продолжать учить участвовать в театрализации передавать характерные черты взятой на себя роли
1. Показ сказки «Про щенка Тошку» для старших групп.
2. Игры-превращения «Превратись в предмет»
27 марта «Играем сказку»-систематизировать знания детей о театре
1. Беседа «Что мы знаем о театре»
2. Дидактические игры «Из какой сказки», «Добрый-злой».
28 марта «Сложи картинку» -развивать творческие способности детей
1. Подвижные игры «Весёлые обезьянки», «Деревянные и тряпичные куклы»
2. Дидактическая игра «Сложи картинку»
29 марта «Как мы посещали театр»
1. Фото-выставка «Как мы посещали театр»
Перспектива проекта :
1. Распространения опыта работы по проекту «Мир театра» на педагогическом совете в ДОО.
2. Участие в РМО по художественному-эстетическому направлению.
Литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Антипина Е. А. Театральная деятельность в детском саду. Методические рекомендации. М. 2009
3. Бурова И. И. Герои любимых сказок приглашают к чтению: для детей 4-6 лет. СПб. 2002
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
6. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
7. Кочуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М. 2005
8. Казакова Т. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку». Дошкольное воспитание №2, 2005
9. Комарова Т. Игра и изобразительное творчество. Дошкольное воспитание №4,2005
10. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
11. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
12. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1990.
13. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
14. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М. 20089.
15. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. М. 2008