Светлана Самойлик
Проект «Мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир шахмат»
Актуальность проекта
Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.
Л. Н. Толстой
Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…
Т. Петросян
Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.
В. В. Путин
Публикация «Проект „Мир шахмат“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Великий советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
Наш детский сад вот уже 6 лет сотрудничает с Центром внешкольной работы Талнаха, представителем которого является педагог дополнительного образования Зайкина Виктория Леонидовна. Она учит наших детей азам шахматной премудрости, ведет их к маленьким победам, учит не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу совместную образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.
Цель проекта :
Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта :
Образовательные:
• познакомить детей с историей игры в шахматы;
• совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
• сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
• развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
• создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
• привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
• содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
• формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
• формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
• сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
• организационно-координационное;
• программно-методическое;
• информационно-аналитическое;
• диагностическое.
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
ТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта «СКАЗОЧНЫЙ МИР ШАХМАТ» проходит с сентября 2016 года. Итогом работы над проектом станут :
В 2022-2023 учебном году:
• конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
• по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
первый этап:
• сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);
• оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;
В 2022-2023 учебном году:
• развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;
• чтение детской художественной литературы о шахматах;
• детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;
• выставка по итогам иллюстрирования;
• участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах;
• оформление шахматного уголка в зимнем саду МБДОУ «Детский сад№93 «Капитошка» :
второй этап:
• сменная выставка творческих работ по шахматной тематике в разной технике;
• изготовление отдельных напольных шахматных фигур для развивающих занятий.
• Оформление результатов проекта и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада в апреле - мае 2018 года.
Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.
ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ
• Познание:
• развитие познавательной деятельности;
• развитие представлений о предметном окружении;
• сенсорное развитие;
• расширение кругозора детей.
• Коммуникация:
• развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;
• пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;
• развитие свободного общения с детьми и взрослыми.
• Социальная:
• патриотическое воспитание;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• развитие игровой деятельности.
• Чтение художественной литературы:
• ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на шахматную тематику;
• разучивание стихов, загадок о шахматных фигурах;
• инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок о шахматах.
• Художественное творчество:
• учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность.
• Здоровье:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• создание условий для формирования правильной осанки.
• Музыка:
• развитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному развлечению).
• Труд:
• воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей;
• побуждать к самостоятельному выполнению трудовых поручений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта : оформление шахматного уголка в зимнем саду; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада, района Талнах и города Норильска; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.