Ивенская Венера
Проект «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Сказка к нам спешит на помощь»
Краткая аннотация проекта : Разработан проект по формированию патриотических чувств у детей раннего возраста с использованием русских народных сказок. Проект направлен на социализацию детей, развитие у них эмоциональной отзывчивости, формирование доброжелательных взаимоотношений с детьми и взрослыми. Проектную деятельность активно использовали для привлечения внимания родителей к воспитанию малышей, оказании помощи в формировании личности ребенка, заинтересованности родителей в реализации образовательных задач и сотрудничестве с ДОО.
Публикация «Проект „Мир сенсорики“» размещена в разделах
Проект рассчитан на учебный год. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Актуальность данного проекта : Русские народные сказки, обладают высоким воспитательным потенциалом и позитивно влияют на формирование патриотических чувств у ребенка раннего возраста. Они не дают прямых наставлений воспитанникам, но в их содержании всегда заложен урок. Сказки способствуют развитию маленького человека, зарождению таких качеств, как отзывчивость, доброжелательность, уверенность в себе, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Новизна проекта : С целью социально – коммуникативного развития детей раннего возраста и формированию познавательного интереса к окружающему миру в группе был создан центр театральной деятельности с настольными театрами, в изготовлении которых принимали участие родители совместно с детьми. Это такие театры, как, теневой, магнитный, фланеллеграф, пальчиковый, настольный, бибабо, театр «живая рука», «варежка», резиновых игрушек, театр из бросового материала. Театр из бросового материала был создан с целью воспитания любви и бережного отношения к природе.
Обоснование необходимости проекта : Знакомясь со сказкой, дети получают знания о мире
взаимоотношений людей. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажем, и в результате у него появляются не только новые представления о людях, предметах
и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним.
Цель проекта : патриотическое воспитание детей с помощью русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
-формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;
-учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя;
- создавать условия, помогающие формированию внимательного отношения к себе, своей семье;
- формировать положительное отношение к детскому саду;
-способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-поощрять интерес к деятельности взрослых;
-приобщать к культуре своего народа.
Развивающие:
-развивать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
-развивать речь, память, мышление, мелкую моторику;
- расширять и активизировать словарный запас;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения и общения, быть вежливым по отношению к людям; сдерживать непосредственные побуждения, если они приносят неудобство окружающим;
-воспитывать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта : групповой, информационно-творческий, долгосрочный.
Срок реализации: октябрь 2021г. - май 2022г
Целевая аудитория:
• Воспитатели
• Дети второй группы раннего возраста «Капельки»
• Родители
• Музыкальный руководитель
• Психолог
Методы и формы:
-словесные: беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, поощрение словом, выразительность и интонация речи, звукоподражание, повтор, напоминание, подсказка, обобщение, чтение художественной литературы;
- наглядные: показ, личный пример, зрительный образ, имитация движений; наглядно -слуховой прием, предметная, тактильно-мышечная наглядность; просмотр мультфильмов, видеороликов;
-игровой: игровая мотивация, игры, игровые упражнения, сюрпризный момент, сюжетный момент, воображение;
-проблемный: моделирование проблемной ситуации;
-практический: разнообразные действия с игрушками, закрепление навыков, выполнение творческих заданий.
Формы работы с родителями: наглядное информирование, анкетирование, консультации.
Обеспечение проекта :
Кадровые ресурсы:
- педагоги (воспитатели и специалисты) имеют высшие квалификационные категории, обладают достаточной степенью профессиональной подготовленности к реализации проекта и обладают большим опытом по организации проектной деятельности;
- родители воспитанников,
- социальные партнёры ДОУ (музей, детская библиотека).
Материально-технические ресурсы:
- технические средства обучения (ноутбук, телевизор;
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды:
- выставка для детей и взрослых «В гостях у сказки»;
- русские народные сказки в «Центре книге»;
- наглядно-дидактические пособия: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»; - различные виды театра: настольный, теневой, бибабо, театр «живая рука», «варежка», резиновых игрушек, театр из бросового материала;
- пазлы- вкладыши «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»;
-мазки ободки по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок»;
- подбор мультфильмов РНС
- сюжетные картины к РНС. «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»
Информационно-методические ресурсы:
- обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
- разработка методических консультаций, рекомендаций по работе с семьёй, конспектов занятий, экскурсий, собраний, встреч с родителями.
Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный.
№ Мероприятия Цель Результат Ответственные
1 Обсуждение проблемы:
Беседа о доброте.
Кто из сказочных героев добрый? Какие добрые поступки они совершали? Выявить уровень представлений о доброте. У детей недостаточный запас знаний. Воспитатели.
Дети.
2 Диагностика по проекту
Уточнить объем знаний детей по теме проекта. Начало проекта :
В- 0 % (0чел.)
С- 25% (5чел)
Н- 75% (15 чел) Воспитатели.
3 Разработка проекта Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы. Воспитатели.
4 Знакомство родителей с содержанием проекта Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью. Определение объема помощи родителей по теме проекта. Анкетирование. Воспитатели.
Родители.
5 Создание предметной среды в группе по теме проекта Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. Работа над созданием атрибутов к играм, Изготовление театров. Воспитатели,
родители.
2 этап: Основной этап
№ Мероприятия Цель Ожидаемый результат Ответственные
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. ООД.
«Рассказывание РНС «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра» Знакомить детей со сказкой, настольным театром. Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании.
Формировать умение точно отвечать на вопросы. Дети знают сказку. Участвуют в рассказывании по картинкам. Проявляют интерес к сказке. Воспитатели.
Дети.
2 ООД.
«По страницам любимых сказок» Приобщать к культуре своего народа.
Помочь вспомнить содержание сказок.
Развивать эмоциональную отзывчивость. Дети участвуют с интересом. Узнают знакомые сказки. Рассказывают про их добрые дела. Сочувствуют героям сказки. Воспитатели.
Дети.
3 ООД.
«Дружная семья» Знакомить детей с понятием «семья». Развивать навыки общения. Учить внимательно слушать художественное произведение. Проявляют интерес к миру природы при знакомстве с семьей петушка. Воспитатели. Дети.
4 ООД:
Показ настольного театра по русской народной сказке «Коза и волк» Понимать содержание сказки. Поощрять желание участвовать в инсценировки сказки. Проявляют эмоциональную отзывчивость на сказку. Воспитатели.
Дети.
5 ООД:
«Добро из сказки» Учить анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Проявляют эмоциональную отзывчивость на сказку. Воспитатели.
Дети.
6 Беседы: «Какую сказку знаешь»
«Какие книги у тебя есть дома» Формировать у детей любовь и бережное отношение к книге. Проявляют интерес к книге. Ценят, любят книгу. Воспитатели.
Дети
7 Презентации: «Мои любимые сказки» Активизировать речь детей в процессе просмотра презентации. Увлечены, активны. Называют название сказок. Воспитатели.
Дети.
8 Просмотр мультфильмов Создавать эмоционально комфортную обстановку. Увлечены, активны.
Переживают за героев сказок. Воспитатели, Дети.
Образовательная область «Речевое развитие»
1 ООД:
Рассказывание РНС «Колобок» с использованием настольного театра»;
Знакомить со сказкой «Колобок», настольным театром. Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании. Формировать умение точно отвечать на вопросы. Развивать творческую инициативу, интерес к занятиям. Проявляют эмоциональную отзывчивость на сказку, с интересом рассматривают иллюстрации к сказке, отвечает на вопросы. Воспитатели.
Дети.
2 ООД:
РНС. «Теремок» Познакомить с содержанием РНС. «Теремок». Учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему, вызывать желание воспроизвести диалоги между сказочными героями. Проявляют эмоциональную отзывчивость на сказку, с интересом рассматривают иллюстрации к сказке, отвечает на вопросы. Воспитатель.
Дети.
2 ООД:
Рассказывание РНС «Маша и медведь» Помочь вспомнить содержание РНС «Маша и медведь» Учить разыгрывать отрывок из сказки, прививать интерес к драматизации. Принимают участие в инсценировки РНС «Маша и медведь»
Воспитатели.
Дети.
3 ООД:
Показ настольного театра. Русской народной сказки. «Репка» («Теремок», «Колобок») Понимать содержание сказки, вызывать желание рассказать сказку вместе с воспитателем. Способствовать активации словаря, Учить выполнять действия, о которых говорится в сказке. Эмоционально и заинтересованно следят за развитием действий при показе настольного театра. Повторяют знакомые фразы из сказки.
Воспитатели Дети.
4 Рассматривание книжных иллюстраций Развивать художественное восприятие и приобщать к культуре своего народа; Развивать эмоциональную отзывчивость.
Формирование чуткости, понимание русского слова. Любят самостоятельно рассматривать иллюстрации,
Снова и снова перелистывая полюбившиеся книги
Воспитатели Дети.
5 Русские народные потешки: «Огуречик, огуречик…», «Из-за леса, из-за гор…», «Ой ты заюшка-пострел…» Русские народные песенки: «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу» «Наша Машенька маленька…» «Петушок, петушок… Знакомить с русским народным творчеством. Развивать внимание. Приучать детей задавать вопросы и отвечать на них. Проявляют эмоциональную отзывчивость при чтении. С интересом рассматривают иллюстрации к произведениям, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном, отвечают на вопросы. Воспитатели Дети.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1 Продуктивная деятельность
ООД.
Лепка. «Пошел котик на Торжок» Познакомить с содержанием народной песенки. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Учить формировать округлые комочки из пластилина - приобщать к культуре своего народа. Проявляют эмоциональную отзывчивость. Принимают активное участие в продуктивной деятельности.
Воспитатели.
Дети.
2 ООД.
Рисование по РНС «Маша и медведь»
«Тропинка» Познакомить с содержанием РНС «Маша и медведь» Учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя. Вызывать интерес к сказке, рисованию. Переживают за попавшую в беду девочку и искренне радуются счастливой концовки.
Воспитатели.
Дети
3 ООД.
Лепка: РНС. «Теремок» Тема: «Бревна для теремка» Воспитывать интерес к сказкам. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитатели.
Дети
4 ООД.
Лепка. Русская народная песенка «Баю-бай, ты, собачка не лай…» Миска для собачки.
Познакомить с содержанием русской народной песенкой. Обогащать и активизировать словарь. Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно - художественное произведение. Воспитатели.
Дети.
5 ООД.
Рисование. РНС «Курочка Ряба»
«Яйцо не золотое, а простое» Развивать эмоциональную отзывчивость
Учить угадывать животное по описанию. Формировать умение различать животных и их детенышей. Учить лепить предметы округлой формы. Дети сочувствуют, сопереживают героям сказки. Понимают, что курочка Ряба поддержала, пожалела бабу деда. Воспитатели.
Дети.
6 ООД.
Рисование
«Пасхальные яйца. Дать элементарные представление о празднике Пасхи. Учить рисовать предметы округлой формы. Проявляют творческую активность, радуются результатам своего труда. С радостью играют с бабушкой и курочкой Рябой.
7 Лепка. РНС. «Козлятки и волк»
В обработке К. Ушинского
Заборчик для козлят.
Познакомить с содержанием сказки, Вызывать желание поиграть в сказку. Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них. Учить раскатывать из пластилина палочки между ладонями прямыми движениями рук. Учить работать коллективно. Принимают активное участие в продуктивной деятельности.
Родители.
Дети.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1 Беседы:
«За добро плати добром», «С заботой о маме», «Что такое доброта», «Беседа о вежливости» Формировать привычку совершать добрые дела, учить анализировать свое поведение делать выводы. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции; помочь детям усвоить нравственные категории: добро, зло, любовь. Дети слушают товарища. Понимают что такое добро, зло, любовь. Воспитатели. Дети
2 Театрализованные игры» по русским народным сказкам.
«Курочка Ряба»,
«Репка», «Козлятки волк» (обр. К. Ушинского) Формировать навык перевоплощения, интерес к игровым действиям сверстников, чувство симпатии.
Развивать активность, уверенность в своих силах.
Воспитывать чувство коллективизма. С помощью сказочных сюжетов дети усвоили основные жизненные принципы: добро всегда побеждает зло; нужно уважать старших, слушать родителей Воспитатели,
родители
3 Организация игровой деятельности детей.
Настольно-печатные игры: «Подарок для зайки» (выкладывание домика из мозаики)
«Собери из частей» (разрезные картинки сказочных героев) «Поезд для друзей»
Игры с палочками Кюизенера: «Подарки для Машеньки», «Коврик для Мишек», «Стульчик для Мишутки», «Кроватка для Машеньки» Способствовать творческому самовыражению. Формировать уверенность в себе.
Дети играют с увлечением. Помнят сюжеты сказок.
4 Дидактические игры: «Парные картинки», «Кто, что делает» (по сказкам); «Покажи, что я скажу», «Волшебная коробочка» (картинки из сказок) Закрепить сюжет сказок. Способствовать творческому самовыражению. Дети играют с увлечением.
Воспитатели. Дети.
5 Сюжетно-ролевые игры: «Полечим книжки и картинки»; «Почитаем кукле сказку» «День рождение Колобка», В гости к Медведю из сказки «Маша и медведь» Воспитывать культуру поведения и общения, быть вежливым по отношению к людям. Дети с удовольствием участвуют в играх. Воспитатели Дети.
6 Строительные игры.
«Терем – теремок» Учить договариваться о совместной работе. Дети просят о помощи, договариваются о совместной постройке.
Образовательная область «Физическое развитие»
1 ООД «Репка»
Упражнять детей в ползании на четвереньках, прокатывании мяча, спрыгивании с доски. Закреплять умение передвигаться в заданном направлении. Взывать желание помочь персонажем сказки.
Проявляют желания помогать персонажем сказки. Воспитатели. Дети.
2 ООД.
«Курочка Ряба»
Цел
Вызвать у детей положительные эмоции
при выполнении знакомых движений. Упражнять в ходьбе с ускорением, ползании на четвереньках,
Прокатывании мяча друг другу, подпрыгивании на месте на двух ногах. Закреплять умение ходить и бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Проявляют желания помогать персонажем сказки Воспитатели. Дети.
3 Подвижные игры по русским народным сказкам «Козлятки и волк» «Колобок», «Кто в тереме живет», «Гуси- лебеди»
Подвижные игры
«У медведя во бору», «Зайка серенький» Учить детей
взаимодействовать в коллективе. Развивать речь, воображение, доброжелательность,
творческую инициативу, интерес к играм. Укреплять здоровья.
Учить детей взаимодействовать друг с другом, играть дружно. Дети с желанием играют, соблюдают правила игр. Научились играть в новые подвижные игры.
Дети не ссорятся, взаимодействуют друг с другом. Воспитатели, дети.
4 Пальчиковая гимнастика «Доброта» Развитие интонационной выразительной, речи, ритма, общей и мелкую моторики, точности и переключаемости выполняемых движений Дети с удовольствием принимают участие в играх. Воспитатели. Дети.
3 этап: Заключительный
1 Театрализация сказки «Репка»
Учить детей перевоплощаться в сказочных героев. Учить разрешать сложные ситуации, верить в силу добра.
Дети перевоплощаются в сказочных героев. Самостоятельно организовывают театрализованную деятельность.
Разрешают сложные ситуации, верят в силу добра. Воспитатели. Дети.
3 Викторина «Узнай сказку по иллюстрациям»
Закреплять знания детей о героях сказок, о их добрых поступках, о взаимовыручке. Дети не только называют героя, но и угадывают сказку героя и его добрый поступок. Воспитатели. Дети.
3 Итоговая диагностика по проекту Выявить знания детей по проведённому проекту В -5 чел. (25%)
С -15 чел. (75%)
Н - 0 чел. (0%) Воспитатели
4 Подведение итогов проекта Обработка и оформление материалов проекта Презентация проекта перед родителями и педагогами Воспитатели
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
при реализации проекта
№ Мероприятие Форма работы
1 Анкетирование родителей Анкета
2 Индивидуальная беседа «Планы и ожидаемые результаты» Беседа
3 Участвовали в создании различных видов театра. Создание игр.
4
Оформление папки - передвижки «Читаем детям русские народные сказки», «Играем в сказку. Информация
5 Участвовали в пополнении книжного уголка. Совместная работа с детьми
6
Домашнее задание: дети совместно с родителями делают игрушки самоделки и книжки – малышки по РНС. Совместная работа с детьми
7 Чтение сказок. Совместная работа с детьми
Ожидаемые результаты реализации проекта :
-укрепились доброжелательные отношения с детьми и взрослыми.
-дети с радостью идут в детский сад;
-проявляют интерес к деятельности взрослых, желание им помочь, эмоционально откликаются на состояния других людей.
- бережно относятся к природе, замечают ее красоту;
-у детей развивается речь;
-формируются элементарные представления о Родине.
Возможные риски проекта и устойчивость к возможным рискам:
- не все дети свободны в своих действиях, эмоциях, низкая речевая активность детей; адаптационный период. В этом случае используем индивидуальную работу.
- из-за распространения новой короновирусной инфекции невозможность проведения совместных мероприятий с родителями – поэтому участниками были специалисты ДОУ.
Перспективы проекта :
• Участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект».
• Участие в районном и всероссийском конкурсах.
• Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.
• Возможность использования другими дошкольными учреждениями.
Результативность и эффективность реализации проекта : В результате внедрения проекта получили яркие результаты социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей с учетом их возрастных особенностей. Дети очень любят слушать сказки, смотреть настольные театры, сопереживать герою или радоваться за него.
Значимость проекта : Работа над проектом способствовала расширению представления детей об окружающем мире, формированию нравственных представлений о нормах поведения, воспитанию навыков доброжелательного, внимательного, заботливого отношения друг к другу, отзывчивости, дружелюбия.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Ор рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С, Васильевой М. А, 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.
2. Абрамова Л. В. Слепцова. Социально-коммуникативное развитие. М. 2018.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет М…2015.
Интернет – ресурсы: