Елена Чувичкина
Проект «Мир музыкальных образов в музыке П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Мир музыкальных образов в музыке П. И. Чайковского»
старший дошкольный возраст
Введение
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Публикация «Проект „Мир музыкальных образов в музыке П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание (восприятие) музыки. Слушание музыки является активным внутренним процессом, требующим мобилизации чувств, мыслей и познавательных возможностей ребенка, объединенных переживанием музыкального произведения. Художественное восприятие музыкального образа детьми старшего дошкольного возраста включает в себя: интерес к музыкальным произведениям, эмоциональную отзывчивость на выразительность и изобразительность музыкального образа, музыкальную эрудицию. Объединение классических произведений и пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского в циклы, связанные единой темой (или жанровой характеристикой, позволяет выстроить систему занятий, близких по содержанию. Музыкальные произведения П. И. Чайковского содержат разнообразные бытовые сцены и ситуации, что способствует обогащению педагогического опыта.
Направление проектной деятельности: художественно – эстетическое.
Образовательная область: «Музыка».
Руководитель проекта: Чувичкина Е. Л. (музыкальный руководитель)
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Место реализации: музыкальные занятия, тематические занятия, досуги, музыкальные вечера.
Цель проекта: развитие художественного восприятия музыки П. И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с произведениями П. И. Чайковского.
2. Формирование интереса к слушанию музыки.
3. Обогатить музыкальный опыт детей
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку.
5. Обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний.
6. Активизировать умение передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную импровизацию и рисунок.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: с 16.11.2020 г. по 30.04.2021 г.
Предполагаемые результаты:
Дети:
1. Развитие интереса к музыке П. И Чайковского.
2. Развитие музыкально – художественного восприятия.
3. Обогащение музыкальной эрудиции.
4. Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.
Педагоги:
1. Развитие интереса к музыке П. И. Чайковского.
2. Проектирование интегративных занятий, включающих художественного восприятия музыки П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
1. Организация работы по ознакомлению детей с музыкой П. И. Чайковского. 2. Развитие профессионально – педагогического творчества: придумывание новых приемов активизации детского музыкального восприятия.
3. Помощь педагогам и родителям.
Условия реализации проекта:
1. Проект реализуется в ходе совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей.
2. Интерес детей и педагогов.
3. Методические разработки.
4. Интеграция со специалистами детского сада.
Объединение классических произведений и пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского в циклы:
Сроки Темы цикла Музыкальные произведения П. И. Чайковского
16.11.20 – 31.12.20 1
16.11.20 – 30.11.20
1.«Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор» - биография
О «Детском альбоме П. И. Чайковского»
«Песня жаворонка»
«Новая кукла»
«Вальс»
«Полька»
01.12.20 – 31.12.20
2.«Музыка природы».
«Подснежник»
«Осенняя песня»
11.01.21 – 26.02.21
11.01.21 – 05.02.21
3.«Музыка моей Родины».
«Шарманщик поет»
«Камаринская»
«Русская песня»
«Песня без слов»
«Размышление»
«Юмореска»
«Мелодия»
08.02.21 – 26.02.21
4.«Волшебные сказки».
«Нянина сказка»
«Баба Яга»
«Марш» из балета «Щелкунчик»
«Марш деревянных солдатиков»
01.03.21 – 30.04.21
01.03.21 – 31.03.21
5.«Музыка народов мира».
«Испанский танец»
«Арабский танец»
«Китайский танец»
«Неаполитанский танец»
«Русский танец»
01.04.21 – 30.04.21
6.«Музыка русской зимы».
«Зимнее утро»
«На тройке»
Этапы проект
I этап.
Цели: Привлечение внимания детей и педагогов к слушанию музыки П. И. Чайковского, погружение их в процесс музыкального восприятия.
- Цикл «Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор» - биография
О «Детском альбоме П. И. Чайковского»
1. Передача музыкального образа в движении
2. Передача эмоционального состояния через танцевальную импровизацию.
3. Сочинение рассказа о прослушанной музыке.
4. Получение новых знаний о творчестве П. И. Чайковского
5. История создания «Детского альбома П. И. Чайковского»
6. Применение элементов сюжетной театрализации: игровые упражнения в соответствии с игровым образом и единой сюжетной линии:
«Кто подарил новую куколку», «О чём поёт жаворонок?» и т. д.
7. Рассматривание иллюстраций к «Детскому альбому».
- Цикл «Музыка природы».
1. Создать ситуацию слушания музыки, подвести детей к восприятию её образа.
2. Выполнение творческих заданий.
3. Беседа о музыкальных инструментах, оркестре, дирижёре.
4. Чтение рассказов и стихотворений о природе.
5. Рассматривание картин и иллюстраций о природе.
6. Обогащение словаря ребёнка, речевого творчества.
II этап.
Цели: Слушание, анализ музыки П. И. Чайковского, активизация художественного восприятия детьми музыкальных средств выразительности, развитие творческого воображения детей при восприятии музыки.
- Цикл «Музыка моей Родины».
1. Метод - обогащения музыкального опыта детей
2. Ситуации - самостоятельного познания, исследования.
3. Интеграция полученных впечатлений через изобразительную деятельность (рисование, лепка, коллаж)
4. Интеграция полученных впечатлений через игры на выражение ощущений «Песня без слов», «Самая сладкая музыка» и др.
5. Чтение стихотворений о Родине, русской природе.
6. Рассматривание картин и иллюстраций.
7. Обогащение словаря ребёнка, речевого творчества.
- Цикл «Волшебные сказки».
1. Обогащение познавательного опыта и интеграция полученных впечатлений через игровую деятельность, связанную с бытовыми особенностями русского народа.
2. Использование русских народных сказок.
3. Обогащение словаря ребёнка, речевого творчества.
4. Поисковые методы - придумывание сказок и историй по мотивам музыкальных произведений:
· Истории – перечисления;
· Сказки описания;
· Волшебные фантазии и превращения;
· Бытовые события.
III этап.
Цели: Активизация стремления детей рассуждать о музыкальном произведениях, создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной.
- Цикл «Музыка народов мира».
1. Прием сравнения музыкальных произведений и инструментов, средств музыкальной выразительности в музыке Чайковского (элементы испанской, арабской, китайской музыки).
2. Объединение нескольких видов деятельности: слушание музыки, рассматривание произведений живописи, придумывание историй про население данной страны под музыку, рисование.
- Цикл «Музыка русской зимы».
1. Проявление творчества и самостоятельности, умения услышать содержание музыкальных образов, рассказать о своих впечатлениях.
2. Выполнение творческих заданий.
3. Слушание художественных произведений о зиме.
4. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме.
Литература:
О. П. Радынова «Настроения, чувства в музыке» - М. : ТЦ Сфера, 2009г.