Вера Моргуленко
Проект «Мир моря» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Мир моря». Старшая группа
Паспорт проекта
Тема: «Мир моря»
Участники проекта : дети, педагоги, родители, педагог-психолог.
Возраст детей : 5-6 лет.
Вид проекта : групповой познавательно - творческий.
Срок реализации: 22.09.2021-24.09.2021
Продолжительность: краткосрочный.
Форма проведения: (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни)
Публикация «Проект „Мир моря“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Проблема проекта : на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.
Цель проекта : создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Задачи проекта :
• Сформировать у детей представления о морских обитателях;
• Совершенствовать навыки речевого общения;
• Развивать творчество, воображение, фантазию;
• Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
• Формировать навыки поисковой деятельности;
• Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: подборка музыки, дидактических, подвижных игр, иллюстраций о морских обитателях.
Ожидаемый результат проекта :
• овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
• имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• знают о взаимосвязи с другими обитателями;
• имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
2
Методы и приемы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, конструирование из бумаги, театрализованная деятельность.
Взаимодействие с родителями:
• рекомендации родителям по отдыху с детьми на море;
• Фото - газета «Лето-море»;
• Папка-передвижка «Летом на море».
Продукт проектной деятельности :
• Оформление мини- выставки в группе «Дары моря»;
• макет «Морское дно»;
• рисунки «Подводный мир»;
• конструирование из бумаги «Осьминог»;
• фото- газета «Лето - море».
•
Этапы реализации проекта.
I. Организационный:
• Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
• Сбор и анализ литературы;
• Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
• Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках».
• Разработка плана реализации проекта
II. Практический:
Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
2. «Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
«Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
3
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. Г. Р. Лагздынь
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И. К. Айвазовский «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни»;
- А. Боголюбов «Парусник в море».
Дидактические игры:
«Мир моря»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
Художественное творчество:
«Подводный мир»
Цель: систематизировать знания о подводном мире морских животных. Учить передавать данные знания в рисунке.
«Осьминог»
Цель: уточнить и расширить знания детей о морских обитателях (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспитывать интерес к живой природе.
III. Заключительный:
• Опрос детей по теме;
• Оформление мини выставки в группе «Дары моря»;
• макет «Морское дно»;
• рисунки «Подводный мир»;
• фотовыставка «Лето - море».
Итог:
Проектная деятельность в совокупности дала возможность сформировать у детей представления о праздники Всемирный день моря. У детей возникло желание бережно относиться к воде и водным ресурсам, обитателям морей и океанов.
Литература:
• Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.
• 2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010
• 3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009
• 4. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008
• 5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М. : Мозаика-синтез, 2010.
• 6. Селихова Л. Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М. : Мозаика-синтез 2005