ирина сонина
Проект «Мир моих змоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир моих эмоций»
Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Публикация «Проект „Мир моих змоций“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной.
Цель: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей детей.
Задачи:
• Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
• Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
• Развивать навыки совместной деятельности, общения;
• Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
• Способствовать творческой самореализации;
• Обогащать репертуар социальных навыков;
• Учить доверять себе и другим людям;
• Развивать воображение и творческую активность.
Предполагаемый результат
• Расширение у детей круга понимаемых эмоций;
• Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;
• Повышение самооценки;
• Повышение уровня самоконтроля;
• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Занятие 1. «Настроение».
Оборудование: картинка с различными эмоциями, бумага, цветные карандаши, клубочек пряжи.
Ход занятия:
1. Приветствие:
«Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуйте, мы!»
2. Разминка. Психогимнастика.
Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.
А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идём на носочках бесшумно, осторожно.
Станем осенним листочком – покачаемся на ветру легко, воздушно. - Руки разведены в стороны, выполняются лёгкие покачивания из стороны в сторону.
Подул ветер и оторвал листочки, полетим легко, плавно – бег на носках по кругу, лёгкое покачивание кистями разведённых в сторону рук.
Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать ловкими и сильными – лёгкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.
А теперь мы маятники – тяжёлые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола.
А сейчас мы – пилоты: заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны.
А теперь мы отдохнём: вдох – подъём на носках, руки через стороны идут вверх; выдох- наклон вниз, руки свободно опущены (повторить 2-3 раза).
3. Основная часть.
• Стихотворение.
Педагог читает детям стихотворение:
«Настроение у нас бывает разным-
И прекрасным может быть и безобразным.
Мы то плачем, то хохочем, веселимся,
Мы волнуемся, грустим, порой стыдимся.
Мы подаркам очень рады в день рожденья,
Огорчаемся в минуты невезенья.
Поделиться мы своей улыбкой можем
И взглянуть на друга иногда построже.
Лица могут нам о многом рассказать:
Присмотрись и научись эмоции читать.
• Объяснит значение слова «настроение».
Настроение - внутреннее душевное состояние человека, его мыслей и чувств.
• Этюд «Разное настроение»
Капризуля, мальчик Марк,
Не унять его никак.
Улыбнётся он на миг,
Засияет солнца лик. (Н. Померанцева)
• Этюд «Котята».
Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Дети, прослушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.
• Педагог загадывает детям загадки про настроение.
Загадки про настроение.
Её трясёт, глаза горят.
сама пряма, как гвоздь!
Кидается на всех подряд.
Кто это? Это… (злость).
Вопросов множество задал
И в дебри знаний он полез.
Он любопытен очень стал!
Здоровый это (интерес).
Притулилась и зевнула.
Ох! Бездействие да мука.
Так томлением дыхнула,
Каждый понял – это (скука).
Обида, ярость, раздраженье.
А рык стоит, ну словно лев.
И никакого нет сомненья,
Напал на человека (страх).
Хочется всех обнимать, целовать
И для других делать всё вновь и вновь!
Сеять добро и людей понимать
Знаете чувство какое? (любовь).
• Подвижная игра «Поймай хвост».
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы – поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т. е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.
• Рисунок.
Педагог просит детей нарисовать своё настроение.
3. Прощание.
Упражнение «Клубочек».
Цель: игра для развития коммуникативных умений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, рассказывает о том, какое у него сегодня настроение, сидящему рядом участнику игры и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, рассказывает о своём настроении, и передает клубок следующему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Занятие 2. «Радость».
Оборудование: пиктограмма радость, бумага, цветные карандаши, клубочек пряжи.
Ход занятия:
1. Приветствие:
«Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуйте, мы!»
2. Разминка. Психогимнастика.
Покапаем как мелкий и частый дождик – быстро, легко – бег на носках.
Полетаем, как озорной воробей – мелкие, частые взмахи руками, лёгкий бег на носках.
А теперь полетаем, как орёл – неторопливо – голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведёнными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе.
Походим, как старая бабушка – спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка.
Попрыгаем, как весёлый клоун, задорно, радостно – дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.
Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке – идём на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.
Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно –руки на поясе, выполняем приставной шаг.
А сейчас мы – пилоты: заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны.
А теперь мы отдохнём: вдох – подъём на носках, руки через стороны идут вверх; выдох- наклон вниз, руки свободно опущены. (повторить 2-3 раза).
3. Основная часть.
• Стихотворение.
Педагог читает детям стихотворение:
Что за день, ну просто чудо!
Солнца лучики повсюду,
Рита в радостном волненье,
Ведь сегодня день рожденья!
Нужно ей гостей принять,
в игры с ними поиграть,
Торт с друзьями разделить,
Всех ребят развеселить!
Этюд «Вкусные конфеты».
Ситуация. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Дети берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают и кладут конфеты в рот. По лицам ребят должно быть понятно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Этюд «Карлсон».
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом - у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
(М. Танич)
Затем один ребёнок показывает, какое лицо У Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Этюд «Солнечный зайчик»
Детям предлагается с помощью зеркала поймать «солнечного зайчика». Воспитатель говорит: «Я тоже поймала зайчика», — и предлагает передать его по кругу, согреться его теплом. Когда зайчик возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика пус-кают, но каждый ловит частички его тепла своим сердцем.
• Пословицы и поговорки про радость.
Педагог читает детям пословицы и поговорки про радость, затем происходит обсуждение.
Сердце веселится – и лицо цветёт.
Добро быть в радости и жить в сладости.
• Игра «Зеваки.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».
• Рисунок.
Педагог просит детей нарисовать радость. Детям раздаются картинки мальчиков и девочек без лица. Дети должны нарисовать радостное лицо.
4. Прощание.
Упражнение «Клубочек».
Цель: игра для развития коммуникативных умений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, рассказывает о том, какое у него сегодня настроение, сидящему рядом участнику игры и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, рассказывает о своём настроении, и передает клубок следующему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Занятие 3. «Грусть»
Оборудование: пиктограмма радость, бумага, цветные карандаши, клубочек пряжи.
Ход занятия:
1. Приветствие:
«Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуйте, мы!»
2. Разминка. Психогимнастика.
Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.
А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идём на носочках бесшумно, осторожно.
Станем осенним листочком – покачаемся на ветру легко, воздушно. - Руки разведены в стороны, выполняются лёгкие покачивания из стороны в сторону.
Подул ветер и оторвал листочки, полетим легко, плавно – бег на носках по кругу, лёгкое покачивание кистями разведённых в сторону рук.
Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать ловкими и сильными – лёгкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.
А теперь мы маятники – тяжёлые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола.
А сейчас мы – пилоты: заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны.
А теперь мы отдохнём: вдох – подъём на носках, руки через стороны идут вверх; выдох- наклон вниз, руки свободно опущены. (повторить 2-3 раза).
3. Основная часть.
• Стихотворение.
Педагог читает детям стихотворение:
За окошком солнце светит,
Во дворе гуляют дети.
Оля кашляет с утра,
Дома ей сидеть пока.
И нерадостны игрушки,
Ей нужны сейчас подружки.
Грустно Оленьке одной,
Что же делать ей с тоской?
Этюд «Стрекоза».
Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
Холодно, холодно,
Ой-ёй-ёй-ёй!
Голодно, голодно,
Жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться,
И дайте поесть.
Звучит музыка В. Герчика «Песня Стрекозы» (из детской одноактной оперы «Стрекоза»).Мимика. Приподнять и сдвинуть брови; стучать зубами.
Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:
Я так устал,
Я очень устал.
Звучит музыка Д. Г. Тюрка «Я так устал». Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены.
• Пословицы и поговорки про грусть и печаль.
Педагог читает детям пословицы и поговорки, затем происходит обсуждение.
Печаль человека не украсит.
Моль одежду ест, а печаль - сердце.
День меркнет ночью, а человек печалью.
Слезами горю не поможешь.
• Игра «Слушай хлопки!»
Цель игры: Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
• Письмо Молчка.
Ребята я сегодня получила очень странное письмо. Давайте мы вместе сейчас его откроем и прочитаем.
Содержание письма:
Меня зовут Молчок,
Я очень, очень одинок.
Плачу вовсе без причины,
И от слёз совсем промок.
Помогите мне,ребята,
Грусть мою разоблачить
И письмо мне напишите, в мир эмоций отошлите.
Педагог: Ребята поможем Молчку справиться с грустью (дети отвечают)
• Рисунок.
Педагог просит детей нарисовать то, что поможет Молчку развеселиться.
5. Прощание.
Упражнение «Клубочек».
Цель: игра для развития коммуникативных умений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, рассказывает о том, какое у него сегодня настроение, сидящему рядом участнику игры и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, рассказывает о своём настроении, и передает клубок следующему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Занятие 4. «Злость».
Оборудование: пиктограмма радость, бумага, цветные карандаши, клубочек пряжи.
Ход занятия:
1. Приветствие:
«Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуйте, мы!»
2. Разминка. Психогимнастика.
Покапаем как мелкий и частый дождик – быстро, легко – бег на носках.
Полетаем, как озорной воробей – мелкие, частые взмахи руками, лёгкий бег на носках.
А теперь полетаем, как орёл – неторопливо – голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведёнными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе.
Походим, как старая бабушка – спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка.
Попрыгаем, как весёлый клоун, задорно, радостно – дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.
Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке – идём на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.
Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно –руки на поясе, выполняем приставной шаг.
А сейчас мы – пилоты: заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны.
А теперь мы отдохнём: вдох – подъём на носках, руки через стороны идут вверх; выдох- наклон вниз, руки свободно опущены. (повторить 2-3 раза).
3. Основная часть.
• Стихотворение.
Педагог читает детям стихотворение:
В песочнице играют дети,
Куличики у Маши, Пети.
А Таня, как бы ни старалась,
Её работа рассыпалась.
Со злостью бросилась тогда
На то, что сделали друзья.
Всё растоптала, раскидала,
Но этого ей было мало.
Игрушки тоже виноваты,
Плохие вёдра и лопаты!
Всё полетело кувырком,
А Таня плакала тайком.
• Этюд «Хмурый орёл».
Хмурый орел
Звучит музыка. Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Вот за решеткой хмур и зол
Сидит орел.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал
И камнем падал свысока
На врага.
Он был свободный властелин
Седых верши".
Теперь в неволе, хмур и зол,
Сидит орел.
Затем ребенок изображает орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки (составленной из стульев).
• Этюд «Чуня просит прощения».
От хвастунишки-поросенка Чуни ушли его друзья - ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:
Где вы, верные друзья?
Чуне помогите!
За бахвальство и за смех
Вы меня простите.
(П. Соколов, Т. Дмитриева)
Выразительные движения. Первая-вторая строчки: поворачивать головы в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперед. Третья-четвертая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.
Этюды на расслабление отдельных групп мышц.
• Пословицы и поговорки про злость.
Педагог читает детям пословицы и поговорки про злость, затем происходит словарная работа и обсуждение.
Гнев – злость;
одолевать – пересиливать, побороть;
в добре – в благополучии;
водиться – иметь знакомство, дружить;
душа – внутренний мир человека;
душа черна – плохой в душе человек;
худо – плохо, коли – если.
Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
Злой человек не проживёт в добре век.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Как душа черна, так и мылом не смоешь.
Сделав худо, не жди добра.
Коли хочешь себе добра, никому не делай зла.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Какая поговорка подходит больше к ситуации, когда в группе злой ребёнок? В твоей группе есть такие дети? Почему о них можно так сказать? Какое настроение у злящегося человека?
• Упражнение "Волшебный мешочек".
Ход: Воспитатель спрашивает у детей, что для них самое плохое, злое. Затем предлагает ребенку сложить в волшебный мешок все самое злое. Затем этот мешок со всем, что в нем есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.
• Рисунок.
Педагог просит детей нарисовать своё настроение на ладошке. Для этого на листе бумаги нужно обвести свою ладошку и каждому пальчику придать своё настроение.
Прощание.
Упражнение «Клубочек».
Цель: игра для развития коммуникативных умений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, рассказывает о том, какое у него сегодня настроение, сидящему рядом участнику игры и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, рассказывает о своём настроении, и передает клубок следующему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Занятие 5. Творческая мастерская «Русские горки».
Оборудование длинный кусок ткани, краски, маленький ровный кусок губки, маленькая картофелина, разрезанная пополам.
Ход занятия:
1. Приветствие:
«Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуйте, мы!»
2. Основная часть.
Взрослый карандашом рисует на ткани волнистую линию, а дети обводят её краской.
Предложить детям
- обмакнуть губку в яркую краску и сделать на листе вдоль линии отпечатки- вагончики
- пока вагончики сохнут, нарисовать на заранее приготовленных трафаретах лиц любые эмоции
- обмакнуть в краску половинки картофеля и отпечатать колёса вагончиков
-нарисовать длинные тонкие полоски (каркас) на «русской горке», подождать, пока работа высохнет
- наклеить разрисованные трафареты на рисунок.
Обсудите вместе с детьми получившиеся картинки.
Список использованной литературы:
1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002. — 208 с. ,
2. А. Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции. Москва. Школьная пресса 2011.
3. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. -- М: Академия Развития, 2006. - 144 с. (Практическая психология в школе)
4. Крылова, Сумарокова: Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Издательство Речь. Санкт – Петербург. 2011.
5. М. И. Чистякова. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. Просвещение. ВЛАДОС, 1995.