Лариса Кутырева
Проект «Мир моих увлечений» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в дошкольном возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.
Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры, степень его притязаний и всю систему оценок.
Публикация «Проект „Мир моих увлечений“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов в мире человеческих отношений считается дошкольный возраст.
Умение сформировать адекватную самооценку на данном возрастном этапе крайне важно. Ведь именно этот фактор в значительной степени влияет на характер и отношение к деятельности ребёнка. Считается, что завышенная самооценка дошкольника несет в себе позитивный момент. Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах.
Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Например, дошкольники с завышенной самооценкой стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству. Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Воспитанники с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность для них характерно стремление избегать неудач. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.
Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок.
Старший дошкольный возраст – это период, который является во многом решающим для развития самооценки ребенка. Адекватная самооценка, которая активно развивается в старшем дошкольном возрасте, в значительной степени формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей, а также собственной деятельности ребёнка и собственной оценки её результатов.
Положительные результаты в развитии самооценки неуверенных в себе детей достигаются, когда взрослые следуют путем развития способностей ребенка, создания для него ситуаций успеха, часто хвалят, проявляют эмоциональную поддержку ребенка. Это положительно влияет на уверенность ребенка в собственных возможностях.
Кроме родителей и воспитателей, существенную роль в развитии самооценки у детей дошкольного возраста играет общение со сверстниками, особенно в старшем дошкольном возрасте. Тогда как взрослый на протяжении всего детства остается недостижимым идеалом; эталоном, к которому можно только стремиться, сверстники выступают для ребенка как материал для сравнения. При обмене оценочными суждениями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.
Учитывая, что, по мнению многих педагогов и психологов, мощным инструментом мотивации старших дошкольников к проявлению самостоятельности, повышению самооценки является презентация достижений воспитанников, был разработан и реализован проект «Мир моих увлечений».
Данный проект позволил рассказать детям о своих увлечениях и достижениях, оценить себя и сверстников, изменить отношение детей к сверстникам с низким социальным статусом, изменить отношение родителей к содержанию деятельности детей, создать атмосферу сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Презентация ребенком своей фотогазеты, презентации или видеоролика другим детям группы, а также демонстрация газеты родителям способствовало развитию у детей чувства гордости за себя и свои достижения, формированию положительной самооценки.
ПРОЕКТ «МИР МОИХ УВЛЕЧЕНИЙ»
Актуальность. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к адекватному восприятию своих достижений.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Направление: социально-личностное развитие воспитанников.
Цель: повышение самооценки воспитанников.
Задачи:
Способствовать:
– развитию у воспитанников позитивного отношения к себе, сверстникам и окружающему миру;
– обогащению социального опыта детей;
– созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, родители, педагог-психолог, воспитатели.
Продолжительность: 1 месяц.
Ожидаемые результаты:
– адекватная самооценка и позитивное отношение к сверстникам, родителям и окружающему миру;
– повышение социального статуса воспитанников, имеющих проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
– активизация творческого потенциала детей;
– расширение социального опыта детей;
– устойчивая потребность детей в саморазвитии и самореализации в различных видах деятельности;
– развитие системы взаимосотрудничества детского сада и родителей, способствующей развитию личности ребенка.
Реализация проекта
I этап. Подготовительный
– Разработка проекта.
– Информирование родителей о начале проекта «Мир моих увлечений», его продолжительности, условиях участия.
II этап. Основной (практический)
Работа с детьми:
– Занятие «В мире увлечений»;
– Занятие «Что мне нравится»;
– Занятие «Мир моих увлечений»;
– Игры для повышение самооценки;
– Презентация ребенком своей фотогазеты «Мир моих увлечений и достижений» другим детям группы.
Работа с родителями:
– Анкетирование родителей;
– Консультация для родителей «Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника»;
– Индивидуальные консультации.
Совместная деятельность детей и родителей:
– Оформление фотогазет (создание видеороликов) «Мир моих увлечений».
– Подготовка к презентации своей фотогазеты или видеоролика.
III этап. Итоговый
– Анкетирование родителей и опрос детей по проектной деятельности;
– Оформление выставки творческих работ детей по теме проекта;
– Демонстрация фотогазет другим родителям группы;
– Оформление отчета-презентации и фотоотчёта по проекту.