Реймер Светлана Капасовна
Проект мини-музея «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Хлеб – всему голова»
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея : мини-музей «Хлеб – всему голова»
Профиль музея: познавательный.
Направление: духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : 2023-2024уч. год.
Руководитель проекта : воспитатель Реймер Светлана Капасовна
Участники проекта :
• Воспитанники ДОУ
• Родители
Публикация «Проект мини-музея „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
• Педагоги ДОУ
Актуальность: В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Это одно из направлений работы музейной педагогики, которая является инновационной технологией. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания.
Есть в мире понятия, ценность которая ни в чем не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость.
Но, к сожалению, наблюдения и беседы показали, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о культуре потребления хлеба и значимости для здоровья человека. Ребенок может бросить хлеб, у детей самостоятельно не возникает потребность использовать остатки хлеба для подержания птиц в зимний период. Их представление о хлебе ограничено только теми видами хлебобулочных изделий, которые представлены в магазинах. Увидеть и понаблюдать за превращением зерна в хлеб детям подчас негде. Размышления об отношении детей к хлебу подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеб – всему голова».
Цели:
1 .Формировать гражданско - патриотические чувства у детей.
2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музея.
3. Расширять кругозор; воспитывать познавательные интересы и способности.
4. Помочь детям овладевать навыками поисковой, исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых.
2. Формирование знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
3. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска.
4. Привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его.
5. Обогащение словарного запаса детей: земледелец, механизатор, комбайнер, тракторист, страда, урожай, пекарь.
6. Формировать элементарные представления в области биологии и экологии.
7. Поддерживать интерес к коллекционированию.
Прогнозируемые результаты:
1. Повышение уровня знаний и представлений детей о злаковых культурах, о производстве хлеба, его видах.
2. Понимание детьми ценности и пользы хлеба, важности труда хлебороба.
3. Выработка у детей умения применять приобретённые -в процессе практических занятий, трудовые навыки, умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении.
4. Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей.
5. Формирование устойчивого интереса к труду взрослых.
6. Освоение приёмов и способов экспериментирования.
7. Воспитание экономного и бережливого использования хлеба.
8. Творческое самовыражение детей и родителей.
9. Улучшение устной речи детей.
10. Установление партнёрских отношений между родителями и детьми.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков, поддержать интерес к окружающему миру.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены:
-детская литература (книги с пословицами, поговорками, стихами и рассказами о хлебе («Колосок», «Колобок» и т. д.);
- методические, наглядные пособия: «Откуда хлеб на стол пришел», «Достань и назови», «От зернышка до хлебушка», «Виды хлебобулочных изделий», загадки о хлебобулочныхх изделиях;
-подборки картинок «Сельхозтехника», «Хлеборобы», «История хлеба» (выращивание хлеба в Древней Руси и в современном мире);
-альбом «Рецепты наших мам» изготовления хлеба разными народами, представителями которых являются воспитанники группы;
-альбом «Семья хлеборобов»;
-подборка дидактических игр на тему «Хлеб – всему голова», такие как: «Что за чем идет», «Найди пару», «Сельскохозяйственная техника» и т. д. ;
-сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария»;
-подборка пальчиковых игр и динамических упражнений;
-колосья разных видов зерна;
-изделия из муки и виды хлебобулочных изделий;
-творческая мастерская. Совместно с воспитанниками и их родителями было изготовлено панно: из соленого теста изготовлены виды изделий, каравай;
- фантазии детей. Нетрадиционное применение изделий из муки: рисование с помощью манной крупы, поделки из макарон;
- макет мельницы
- макет русской печки
- модель комбайна, грузовика, куклы пекаря; скалка, сито для просеивания муки, форма для выпечки хлеба.
- консультация для родителей «Мини музей в детском саду»; проведение анкетирования для родителей с целью выявления интересов по созданию мини-музея в ДОО; опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье»; консультации: «Хлебные профессии», «Мамины помощники»; папка-передвижка для информирования о ходе и теме проекта.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Хлеб – всему голова»
Подготовительный этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. Обсуждение создание мини-музея и его тематики на совещании при старшем воспитателе Август Воспитатели
2. Проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду». Проведение анкетирования родителей. Сентябрь Воспитатели
3. Организация беседы с воспитанниками о создании мини-музея Сентябрь Воспитатели
4. Информационный блок
(наглядная информация)
Оформление информации о проведении проекта :
на стендах в группе
В течение года Воспитатели
5. Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения. Подготовка и принятие положения о мини-музеи в ДОО сентябрь Воспитатели
Организационный этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. Создание мини-музея в группе
Октябрь -декабрь Воспитатели
2. Сбор экспонатов для музея
Октябрь - декабрь Воспитатели
Родители
Воспитанники
3. Оформление документации: визитной карточки, паспорта музея, инвентарной тетради экспонатов, этикетаж, плана работы Воспитатели
4. Разработка экскурсий.
Октябрь- декабрь Воспитатели
5. Пополнение музея экспонатами В течение года Родители
Воспитанники
Практический этап (Внедренческий этап)
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1 Открытие мини-музея в группе. Воспитатели
2. Экскурсия в мини-музей детей из других групп В течение года Воспитатели
3. Приглашение гостей, родителей. Организация самостоятельной деятельности воспитанников в музее. В течение года Воспитатели
4. Проведение образовательной деятельности в мини-музее. В течение года Воспитатели
5. Пополнение экспонатов и оформление новых экспозиций. Сотрудничество с музеями. В течение года Воспитатели
6. Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами. Оформление отчета, выставки. Апрель - май Воспитатели
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»
«Творческая мастерская»
Изготовление творческих поделок с целью пополнения мини-музея. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
«Библиотека»
Собрать книги, детские журналы, альбомы с произведениями искусства, электронные ресурсы с загадками, стихами и произведениями о хлебе, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Собрать игры и атрибуты для игр. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
«Экспериментальная зона для фантазии детей»
Собрать крупы и изделия из муки, разные виды макарон для поделок и нетрадиционного рисования.