Елена Прыткова
Проект «Мини-музей в детском саду «Деревянная ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование,хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»
ВВЕДЕНИЕ
В городах нашей необъятной Родины есть множество музеев. Есть музеи и в нашем родном городе. Однако часто ли наши дети бывают в них? Редко или ни разу…А причины самые разные. Во-первых, нет свободного времени. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Публикация «Проект „Мини-музей в детском саду „Деревянная ложка“» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому можно создать собственный мини-музей в стенах детского сада.
Что такое мини-музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называют такие музеи - «мини-музей». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Возраст детей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы.
Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети и воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.
Практический этап (или реализация проекта)
Взрослые и дети, следуя разработанной модели, создавали мини-музей. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музее. Желающие становились экскурсоводами.
- создание мини-музея в группе;
- сбор экспонатов для музея;
- разработка экскурсий.
Внедренческий
- открытие мини-музея в группе;
- экскурсия в мини-музей;
- приглашение гостей (дети с других групп, родители (по желанию);
- разработка различных видов экскурсий для музея;
- пополнения атрибутов для музея;
- проведение образовательной деятельности в мини-музее.
ПАСПОРТ МУЗЕЯ
Наименование мини-музея: мини-музей «Деревянная ложка»
Профиль музея: познавательный.
Цели и задачи:
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
знакомство детей с различными видами ложек,
Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.
Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.
Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.
Закрепить знания о посуде и предметах сервировки стола.
формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Характеристика помещения: уголок в зоне «Мы знакомимся»
Площадь, занятая под экспозицию:1кв. м.
Руководитель мини-музея: воспитатели группы №3.
Структура управления мини-музеем
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
поисковая;
фондовая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
Примечание.
Наша задача – развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на стойке-стенде, на полке, в виде лепбука.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Все экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, ложки с разными видами росписи могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, например: «Хохломские ложки», «Театр ложек» могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В МИНИ-МУЗЕЕ
1. Беседа «Как вести себя в музее» (ПР, СКР)
2. Беседа «Как жили люди на Руси» (ПР)
3. Беседа (с презентацией) «Деревянные предметы быта» (ПР, РР)
4. Просмотр познавательного видео «Как появляется деревянная ложка» (ПР, РР)
5. Беседа (работа с лэпбуком) «Ложка как музыкальный инструмент» (ПР, РР)
6. Беседа «Музеи ложке» (ПР, РР)
7. Беседа (работа с лэпбуком) «Как еще называют ложку?»
8. Беседа (с элементами краеведения) «Палехская ложка» (ПР, РР, ХЭР)
9. Ситуативная беседа «Ложечные приметы» (работа с лэпбуком) (ПР, СКР)
10. Чтение стихов о ложке (работа с лэпбуком) (ПР, РР)
11. Театр ложек (ХЭР, РР)
12. Организация шумового оркестра на ложках
13. Дидактическая игра «Собери картинку (ложки)», «Из чего какая ложка», «Сосчитай-ка», «Что сначала – что потом», «Найди нужную ложку» (ПР, РР, ХЭР, СКР)
14. Роспись «деревянных ложек» (ХЭР)
15. Лепка «Вот какая ложка» (ХЭР)
16. Создание лэпбука
17. «Ложечная библиотека» - пословицы, поговорки, загадки, стихи, авторские произведения о ложках (ПР, РР, ХЭР, СКР)
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о ложках о «ложкарях», «художниках» и тд
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
– Семейные праздники
– Написание книжек-малышек или большой книги о своей любимой ложке.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ
В группах у детей – игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно, начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, все что дети видят, все что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Мини-музей позволил сделать привычным - привлекательным для детей. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы, что способствует развитию речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
Мини-музей стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Наш мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Наш мини-музей
Коллекция расписных деревянных ложек
Коллекция ложек, расписанных русскими народными росписями для НОД
Лэпбук "Деревянная ложка"
Фотоальбом "Такие разные ложки"
Дидактические игры
Правила поведения в музее