Рассыпнова Светлана
Проект «Мини-музей народной игрушки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
В старшей группе на тему : «Мини-музей народной игрушки»
Тип проекта : познавательный, творческий.
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность проектной деятельности : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Мини-музей народной игрушки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнуться чувством уважения к народным умельцам, иметь разнообразные впечатления об окружающей жизни, овладеть знаниями о предметах и явлениях.
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Опыт работы показал, что знакомство с русской народной игрушкой более эффективно проходит в условиях мини - музея группы. Собранная, совместно с родителями экспозиция русской народной игрушки, своей самобытностью, яркостью, неповторимостью вызывает у детей неподдельный интерес, желание самому «сотворить» игрушку. Работа в мини- музее расширяет кругозор ребенка, способствует развитию творческих способностей. Участие в проекте обеспечивает взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Цель проекта : приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через восприятие красивого мира народной игрушки.
Задачи проекта :
Знакомить детей с многообразием предметов декоративно - прикладного искусства.
Расширять представления детей о народной игрушке.
Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного творчества.
Развивать познавательные и творческие навыки.
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.
Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей, родителей и педагогов, потребность в самореализации и самовыражении.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап
В начале работы мы определили тему, цели и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.
Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Подбор информационного материала для родителей
Разработка конспектов занятий для детей.
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
2. Основной этап – познавательно - практический
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Народная игрушка – игрушка-самоделка»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
- «Деревянная игрушка»
2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Музей игрушки» (Сергиев Посад)
Речевая деятельность:
1. Чтение рассказов, произведений малого фольклорного жанра о народной игрушке, народных умельцах.
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Рисование: «Дымковская слобода» (коллективная работа)
3. Лепка «Олешек» по мотивам дымковской игрушки»;
Цель: продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским мотивам, используя прием раскатывания столбика сгибания его и разрезания стекой с двух концов. Развивать эстетическое восприятие.
4. Рисование «Городецкая роспись»
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие,чувство, цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
5. Аппликация «Укрась матрешке сарафан»
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди, «Лохматый пес» «Ручеек»
2. Хороводные народные игры «Каравай», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
4. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Народные промыслы», «Собери матрёшку».
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором экспонатов для мини-музея народной игрушки;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми музей игрушки в Сергиевом – Посаде.
Заключительный 3-й этап
1. Оформление мини музея «Народные игрушки».
2. Презентация проекта мини музея «Народные игрушки» педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к народной игрушке, истории ее создания и возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея народной игрушки в группе детского сада помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.