Надеина Анна Викторовна
Проект мини-музея «Игрушки наших родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 16 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проект мини-музей «Игрушки наших родителей»
1 Средняя группа
Составили Воспитатели группы: Надеина А. В.
Сапожникова Е. С.
Петергоф 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Актуальность проекта
Публикация «Проект мини-музея „Игрушки наших родителей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3. Положение
4. План работы по созданию музея
5. Характеристика мини-музея
6. Тематический план проведения занятий в мини-музее
7. Литература
8. Перспектива развития мини-музея
9. Приложения
Приложение 1. Анкета для родителей
Приложение 2. Фотоотчет. Создание альбома воспоминаний.
Паспорт проекта
Наименование мини-музея : «Игрушки наших родителей»
Профиль мини-музея : познавательный
Цели: Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушек родителей.
Задачи:
• Дать представления об игрушке.
• Дать элементарное представление об истории возникновения игрушки.
• Знакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
• Воспитывать интерес к игрушке, развивать любознательность
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Тип проекта : Познавательный
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 4-5лет
Актуальность проекта :
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.
Игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Проблема : Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими игрушками. Дать представление об игрушке. Воспитывать интерес к игрушке, развивать любознательность.
Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.
• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Формы деятельности:
• поисковая;
• научная;
• экспозиционная;
• познавательная.
Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими игрушками. Дать представление об игрушке. Воспитывать интерес к игрушке, развивать любознательность.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные виды игрушек – куклы, мягкие игрушки, машинки, дидактические игры, кубики, музыкальные инструменты, книги, елочные игрушки и другие.
Совет мини-музея : Воспитатели Надеина А. В. ,. Сапожникова Е. С.
Родители : председатель совета родителей Бажанова Е.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2019 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе.
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ - МУЗЕЕ
«Игрушки наших родителей»
1 средней группы
1. Общие положения
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием различных игрушек наших мам и бабушек, игрушек, сделанных своими руками. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Музей способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, созданию условий для самостоятельной исследовательской деятельности.
2.2. Задачами музея являются:
• формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию;
• способствование воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию;
• обогащение развивающей предметной среды;
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
• Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
• Обеспечивает сохранность музейных предметов;
• Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. Руководство работой музея
4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководят музеем воспитатели группы.
4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Этапы работы
Содержание работы
Сроки реализации
Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап
Беседы с родителями
Анкетирование. (Приложение 1,
Сбор информации о игрушках родителей.
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы – совет мини-музея.
2 Практический этап
Сбор и размещение экспонатов.
Оформление вставки.
Индивидуальная работа с детьми.
3 Создание мини-музея
Подведение итогов
Заседание инициативной группы.
Изучение альбома «Любимые игрушки наших воспитанников».
Выставка экспонатов мини-музея
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
Куклы:
Бошая-1шт.
Маленькая -3 шт.
Африканка-1 шт.
Пупсы-2 шт.
Мягкие игрушки :
Собака-1шт.
Медведь больш. -1 шт.
Медведь мал. -1 шт.
Пластмассовые :
Медведь-1 шт.
Коляска-1 шт.
Грузовик-1 шт.
Курочка с цыплятами-3 шт.
Собачкаа-1 шт.
Резиновые:
Собака-1 шт.
Деревянные:
Матрешка-1 (5) шт.
Шкатулка-1 шт.
Кухня (шкаф)-1 шт.
Кольцеброс-1 шт.
Ловишка-1 шт.
Книги:
Шел грибник из далека.
Домашние птицы
Набор картинок.
Дидактические игры:
Водоем-1 шт.
Кто там?-литерат. игра-1 шт.
Красная шапочка-1 шт.
Расскажи сказку-1 шт.
Домино-3 шт.
Лото-3 шт.
Математические наборы—3 шт.
Елочные игрушки :
Шишка большая-1 шт
Прочие-7 шт.
Дед Мороз-1 шт.
РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
«Мягкие игрушки», «Книги», «Пластмассовые игрушки», «Дидактические игры», «Деревянные игрушки», «Елочные игрушки».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непрерывной образовательной деятельности, конкретно в образовательных направлениях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны рассказы родителей о их игрушках, авторские произведения об игрушках, которые могут быть использованы как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В МИНИ – МУЗЕЕ
с 11.03-22. 03 2019 г.
содержание
участники
11.03.2019.
Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.
Дети, воспитатели.
12.03.2019.
Что такое игрушка? Виды игрушек? Материал?
Дети, воспитатели.
13.03.2019.
Познакомить с материалом: пластмасса. Учить детей аккуратно играть с пластмассовой игрушкой.
Дети, воспитатели.
14.03.2019.
Познакомить детей с материалом: дерево Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.
Дети, воспитатели.
15.03.2019.
Познакомить детей с материалом: резина. Учить детей аккуратно играть с резиновой игрушкой.
Дети, воспитатели.
18.03.2019.
Знакомство детей с книгами, бумагой. Вызвать желание делать игрушки (кукла, одежда для куклы, совместно с взрослым) своими руками из бумаги.
Дети, воспитатели.
19.03.2019.
Познакомить детей с музыкальными инструментами. Учить детей аккуратно играть с музыкальными инструментами.
Дети, воспитатели.
20.03.2019.
Знакомство с елочными игрушками. Рассказать из какого материала они сделаны.
Дети, воспитатели.
21.03.2019.
Знакомство с настольными играми. Рассмотреть их, поиграть с помощью воспитателя. Вспомнить с детьми знакомую сказку «Теремок».
Дети, воспитатели.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.
2. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013
5. Интернет ресурсы.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
• Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов об игрушках.
• Проведение экскурсий для других групп детского сада.
• Написание книжек-малышек или большой книги о своих игрушках.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.
Художественная литература.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___
___
2. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ___
3. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ___
4. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ___
5. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ___
6. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ___
7. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ___
8. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ___