Ольга Сердобинцева
Проект «Матрешка — душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Матрешка — душа России»
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность,
на которую всегда может рассчитывать воспитание:
это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа».
Д. Ушинский.
Проект – художественно -эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового направления.
Обоснование актуальности проекта :
Публикация «Проект „Матрешка — душа России“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Для освоения духовно-нравственных ценностей, становления базиса личностной культуры, принятых правил и норм поведения, особо значимым является период дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы ценностей, определяющая отношение ребенка дошкольника к миру во всем многообразии его проявлений.
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.
В нашей группе «Рябинка» для детей с ЗПР(3-8лет) было проведено анкетирование родителей по теме: «Народная игрушка в жизни вашей семьи». По итогам анкетирования сделан вывод, что у детей и их родителей плохо сформированы представления о народных игрушках, в семье мало уделяется внимания этой теме.
Поэтому педагоги группы решили создать условия для знакомства с народной игрушкой. Самая простая и понятная народная игрушка -это матрешка. Она до сих пор нравится и взрослым и детям. В ее содержании, форме и отделке отразилась вся широта души русской, представления о мире, добре, красоте. Матрешка – это не просто игрушка, это частичка каждого из нас, россиян.
Играя с ней, дети знакомятся не только с историей создания игрушки, мы возрождаем добрую традицию народа, передаём опыт старшего поколения. В народной игрушке есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Поэтому задумались над проблемой о знакомстве детей и их родителей с русской народной матрешкой как проводником к русской народной культуры.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : воспитание чувства патриотизма через народную игрушку-матрешку.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой, с историей создания матрешки, русских традициях и праздниках связанных с игрушкой.
2. Создать условия для экспериментальной, игровой и творческой деятельности.
3. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Развивать память, логическое мышление, внимание, самооценку.
6. Активизировать работу по патриотическому воспитанию среди детей и родителей воспитанников.
Вид/ тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитанники группы детей с ЗПР (7 человек, посещающих детский сад и их родители, воспитатели групп, педагог дополнительного образования Балашовской школы искусств №2, сотрудник детской библиотеки.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Анкетирование.
2. Размещение информации в уголках для родителей по теме проекта.
3. Подбор материала и изготовление дидактических игр, альбомов, запись мультфильмов, презентаций.
4. Подбор методической, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, бесед по теме проекта.
5. Подбор наглядно-дидактического иллюстративного, материала, для реализации проекта.
6. Продумывание практической, экспериментальной деятельности.
7. Создание условий для реализации проекта.
Основной этап:
-Беседы с детьми.
-Экспериментальная деятельность.
-Просмотр презентаций, мультфильмов и познавательных фильмов.
-Чтение художественной литературы, загадок, сказок. Разучивание стихов.
-Проведение ОД по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
-Разучивание с детьми подвижных игр, физминуток.
-Семинар-практикум для родителей по росписи матрешек.
-Совместно с родителями изготовление и рассматривание альбома «Русская матрешка».
-Оформление мини-музея «Матрешка-душа России».
• Результатами данного проекта : (собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы, д/и, литературные произведения) будут использовать ежегодно в работе с детьми педагоги, родители, воспитанники.
Продукт проекта : мини-музей «Матрешка-русская душа»
Организованная
Образовательная
Деятельность,
осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями
Подготовительный (мотивационный)
Составление плана работы по проекту с детьми (беседы, встреча с педагогом дополнительного образования из школы искусств №2 Мишиной О. И., пополнение предметно – развивающей среды, встреча с сотрудником Детской Библиотеки Леонтьевой Н. Н Подбор физ. минуток, подвижных игр, динамических пауз, пальчиковых гимнастик Подбор иллюстраций и книг для рассматривания, для раскрашивания; пополнение предметно – развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Составление плана работы с родителями.
Анкетирование.
Основной (проблемно – деятельный)
1. Чтение худ. литературы Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки», В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Клешовой, С. Иваова.
2. Беседы: «История русской матрешки», «Семеновская матрешка», «В гости к матрешке».
3. Проведение ОД по ОО»художественно-эстетическое развитие» на темы: «Семья матрешек»(рисование, «Украсим матрешке сарафан» (пластилинография, «Украсим платочки для матрешки кругами и кольцами»(рисование, «Матрешка пришла в гости», «Угощение для матрешки»(аппликация).»матрешка на ложках»(ручной труд)
4
Просмотр электронных презентаций:
«Матрешка – русская красавица».
«Как изготавливают матрешку».
Просмотр фильмов:
«Секрет матрешки».
«Жили были матрешки».
«Русские матрешки».
Диафильм (презентация) «Катя в гостях у матрешки».
4. Встреча с преподавателем школы искусств №2Мишиной О. И.
5. Беседа. Сетевое взаимодействие с библиотекой (Леонтьева Н. Н.)
Экспериментальная деятельность
Тема: «Матрешка деревянная»
Цель: Познакомь со свойствами дерева
Тема: «Сарафан Матрешки»
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.
1. Подвижные игры:
- «Матрёшки и мышки».
• - «Матрёшечка - матрёшка».
• - «Матрешки и карусели».
- «Кто первый?»
- «Найди матрешку».
- «Весёлые матрёшки».
5 Пальчиковые игры:
- «Мы веселые матрешки».
- «Кукла».
- «Мы — красавицы матрешки».
- «Строили ладошки домик для матрешки».
- «Нужно пальчики размять».
- «Кукла славная матрешка».
- «Мы становимся всё выше». Физминутка для глаз.
• 6Физминутки:
• - «Матрёшки».
-«Мы, матрешки, вот такие крошки».
• - «Все они матрешеньки».
- «Матрёшкины частушки».
- «Мы -весёлые матрёшки».
- «Ножки».
- «Ах, какие щечки».
5. Отгадывание загадок.
1. Д/и «Разрезные картинки», «Сенсорная игра. Трехцветная матрешка», «Собери матрешку», «Найди домик матрешке», «Больше-меньше»
2. Обучение игре:»К нам в гости пришла матрешка»
3. Рассматривание иллюстраций на тему : «Какие разные матрешки»
4. Продуктивная деятельность. Рисование матрешек с помощью трафаретов. Аппликация. Лепка
1. Семинар-практикум для родителей по росписи матрешек на тему «Изготавливаем сувенир своими руками»
Изготовление альбома «Русская матрешка»,
2. Консультация для родителей «Матрешка-детская развивающая игрушка»»
3. Совместная работа родителей по оформлению мини- музея в группе «Матрешка – душа России»
4. Рекомендации для родителей по домашнему чтению.
5. Памятка для родителей «С чего начинается Родина…».
Заключительный (творческий)
Продукт проекта - мини-музей «Матрешка- душа России».
Ожидаемые результаты реализации проекта
В детском саду:
1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.
2. Изготовлены дидактические игры для детей, оформлен альбом для рассматривания «Русская Матрешка», собранны и записаны на DVD мультфильмы и презентации по теме проекта.
3. Проведены семинары- практикумы, консультации для родителей.
4. В работе проекта примут непосредственное участие 90% семей и 7детей посещающих группу «Рябинка» в возрасте от 3 до 8 лет.
5. К окончанию срока реализации проекта у детей обогатится кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла. Дети будут использовать знания в играх и НОД.
Дети будут знать и называть:
• Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.
• Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой, в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.
• Знать историю происхождения матрешки. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.
• Знать отличия и уметь находить матрешек по росписи : семеновскую, вятскую матрешки и матрешку из Сергиево-Пассада.
• Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками, уметь употреблять их в жизни.
• У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.
Дальнейшее развитие проекта
• В детском саду продолжит действовать мини – музей «Матрешка-душа России».
• Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.
• Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе разработки по теме проекта.