Папки-передвижки

Проект «Маленький исследователь»

Анна Бородкина
Проект «Маленький исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы

Для более глубокой работы мной был разработан и внедрён в практику познавательный проект «Маленький исследователь».

Проведена непосредственно – образовательная работа с детьми по данной теме, для более полного развития использовались игры – эксперименты.

Именно такая работа позволяет наиболее эффективно развивать познавательную активность детей, через экспериментирование.

Актуальность

Публикация «Проект „Маленький исследователь“» размещена в разделах

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддъяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Проблема

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Принципы

1. развивающего обучения;

2. научности;

3. целостности;

4. систематичности и последовательности;

5. индивидуально-личностной ориентации воспитания.

6. доступности;

7. активного обучения;

8. результативности.

Методы и подходы

Методы: анализ научной и методической литературы.

Подходы: комплексный и системный.

Цель

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно – диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Новизна

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Практическая значимость

Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по экспериментальной деятельности

Сентябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Выводы и примечания

1 неделя

Экспериментирование с песком и глиной.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке.

Тема: Песок, глина – наши помощники. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

2 неделя

Экспериментирование с песком.

Образовательная ситуация

Строительные игры

Тема: Песочные часы.

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.

Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.

Вывод: песок может двигаться.

Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы.

3 неделя

Наблюдение за жизнью растений.

Опыт

Дидактическая игра

Тема: «Как растёт лук?»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Тема: «Угадай растение». Цель: учить описывать внешний вид растения.

Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.

Зарисовка опыта.

4неделя

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация.

Тема: Этот удивительный воздух.

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Октябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Выводы и примечания.

1 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт

Чтение художественной литературы

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Тема: два магнита. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3)

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

2 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: Свойства воды.

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

«Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

3неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников.

Дидактическая игра

Тема: Термометр и температура.

Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.

Тема: пейзаж в разное время года.

Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха.

Тема: «Оденемся на прогулку».

Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

4неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа

Тема: Мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги

Тема: для чего человеку бумага

Цель: формировать представление о роли бумаги для человека.

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

Ноябрь

1 неделя

Экспериментирование с водой

Опыт

Дидактическая игра

Исследовательская деятельность на прогулке

Тема: Замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Тема: «Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека.

Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды)

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.

2 неделя

Опыты со снегом

Образовательная ситуация

Наблюдение на прогулке

Словесная игра

Почему идет снег?

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Тема: снег, его свойства.

Цель: выявить свойства снега

Тема: четыре стихии. Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: Легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из пластмассы.

Тема: что из чего сделано?

Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.

Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется)

4неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование

Словесная игра

Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Тема: скажи, какой? Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, дерево – деревянный)

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Перспективы

Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;

Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

Пополнять предметно – развивающую среду;

Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".

Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.

Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию «Маленький патриот» Проект по нравственно – патриотическому воспитанию. Тип проекта: образовательно-познавательный Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,.

Информационно-экспериментальный проект «Я — исследователь» для детей старшего дошкольного возраста Проблема проекта: Расширение представлений детей о качестве предмета и его величины. Цель проекта: Расширение представлений о свойстве предметов.

Перспективное планирование в средней группе ДОУ в рамках кружка «Юный исследователь» по познавательному развитию Тема Программное содержание Материал и оборудования Литература Сентябрь Мониторинг «Посадим дерево» «Где вода?» «Волшебный материал».

Перспективное планирование в старшей группе ДОУ в рамках кружка «Юный исследователь» по познавательному развитию Содержание материала 1 этап – старшая группа (5 – 6 лет) Содержание раздела программы Временная продолжительность реализации содержания.

Проект для средней группы «Я маленький дизайнер» Проект «Я маленький дизайнер» Автор: Менщикова Светлана Сергеевна Цель: Привить детям младшего дошкольного возраста Нравственно эстетические.

Проект «Маленький музей русской матрёшки»Проект «Маленький музей русской матрёшки» Расположение: находится на нижней полочке в шкафу, что доступно для самостоятельных игр малышей. Название проекта: «Маленький музей русской.

Проект «Маленький музей русской матрёшки»Проект «Маленький музей русской матрёшки» Расположение: находится на нижней полочке в шкафу, что доступно для самостоятельных игр малышей. Название проекта: «Маленький музей русской.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Маленький почемучка»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Маленький почемучка» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Предмет исследования: вода, воздух,.

Проект по патриотическому воспитанию «Маленький гражданин Великой страны!» Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение с. Еткуль детский сад «Одуванчик» ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Всероссийский конкурс. Региональный тур «Я — исследователь-2015». Победа!Всероссийский конкурс. Региональный тур «Я — исследователь-2015». Победа! В этом учебном году наши дети и педагоги с интересом работают над дизайн - проектом "Экологический огород "У бабушки Лукерьи". А так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маленький исследователь»
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 08:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маленький исследователь»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бородкина (УИ 329946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД