Анна Бородкина
Проект «Маленький исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Для более глубокой работы мной был разработан и внедрён в практику познавательный проект «Маленький исследователь».
Проведена непосредственно – образовательная работа с детьми по данной теме, для более полного развития использовались игры – эксперименты.
Именно такая работа позволяет наиболее эффективно развивать познавательную активность детей, через экспериментирование.
Актуальность
Публикация «Проект „Маленький исследователь“» размещена в разделах
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддъяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Проблема
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Принципы
1. развивающего обучения;
2. научности;
3. целостности;
4. систематичности и последовательности;
5. индивидуально-личностной ориентации воспитания.
6. доступности;
7. активного обучения;
8. результативности.
Методы и подходы
Методы: анализ научной и методической литературы.
Подходы: комплексный и системный.
Цель
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Новизна
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
Практическая значимость
Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ.
Перспективный план работы с детьми старшей группы по экспериментальной деятельности
Сентябрь
Неделя
Направление и вид деятельности
Тема, цель
Выводы и примечания
1 неделя
Экспериментирование с песком и глиной.
Образовательная ситуация.
Экспериментирование на прогулке.
Тема: Песок, глина – наши помощники. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.
Дети называют сходства и различия между песком и глиной.
Вывод: песок сыпется, а глина нет.
2 неделя
Экспериментирование с песком.
Образовательная ситуация
Строительные игры
Тема: Песочные часы.
Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.
Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.
Вывод: песок может двигаться.
Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы.
3 неделя
Наблюдение за жизнью растений.
Опыт
Дидактическая игра
Тема: «Как растёт лук?»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.
Тема: «Угадай растение». Цель: учить описывать внешний вид растения.
Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.
Зарисовка опыта.
4неделя
Экспериментирование с воздухом.
Образовательная ситуация.
Тема: Этот удивительный воздух.
Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Вывод: воздух может быть чистым и грязным
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.
Октябрь
Неделя
Направление и вид деятельности
Тема, цель.
Выводы и примечания.
1 неделя
Экспериментирование с предметами
Образовательная ситуация
Опыт
Чтение художественной литературы
Тема: Магнит и его свойства.
Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.
Тема: два магнита. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.
Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3)
Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком
«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.
Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.
2 неделя
Экспериментирование с водой
Образовательная ситуация
Дидактическая игра
Тема: Свойства воды.
Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.
«Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.
Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.
Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.
3неделя
Экспериментирование с предметами
Образовательная ситуация
Рассматривание репродукции картин профессиональных художников.
Дидактическая игра
Тема: Термометр и температура.
Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.
Тема: пейзаж в разное время года.
Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха.
Тема: «Оденемся на прогулку».
Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.
Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.
4неделя
Экспериментирование с предметами
Образовательная ситуация
Беседа
Тема: Мир бумаги.
Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги
Тема: для чего человеку бумага
Цель: формировать представление о роли бумаги для человека.
Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.
Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.
Ноябрь
1 неделя
Экспериментирование с водой
Опыт
Дидактическая игра
Исследовательская деятельность на прогулке
Тема: Замерзание воды.
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Тема: «Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека.
Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды)
Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.
Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.
2 неделя
Опыты со снегом
Образовательная ситуация
Наблюдение на прогулке
Словесная игра
Почему идет снег?
Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.
Тема: снег, его свойства.
Цель: выявить свойства снега
Тема: четыре стихии. Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.
Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.
Зарисовка снежинок
3 неделя
Экспериментирование с предметами
Образовательная ситуация
Дидактическая игра
Тема: Легкая пластмасса
Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из пластмассы.
Тема: что из чего сделано?
Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.
Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.
Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется)
4неделя
Экспериментирование с предметами
Образовательная ситуация-экспериментирование
Словесная игра
Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.
Тема: скажи, какой? Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, дерево – деревянный)
Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.
Перспективы
Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
Пополнять предметно – развивающую среду;
Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".
Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.
Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.