Бондарь Любовь Васильевна
Проект «Маленький исследователь» (выступление перед коллегами и презентация)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
исследовательско-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Автор проекта: Бондарь Л. В. ,
воспитатель высшей категории
МБДОУ №29
Тема проекта:
Маленький исследователь.
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Паспорт проекта
Вид: познавательно-исследовательский; групповой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2017 г. – август 2018 г.)
Участники: педагоги, дети и их родители.
Публикация «Проект „Маленький исследователь“ (выступление перед коллегами и презентация)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Место реализации: старшая разновозрастная группа МБДОУ №29
Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
5. Привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Актуальность:
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».
Гипотеза:
Развитие познавательной активности детей положительно скажется на их общей осведомлённости об окружающем мире и расширится запас способов получения новых знаний.
Ожидаемые результаты:
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Родители заинтересованы в экспериментально-
поисковой деятельности своих детей.
• Развито эмоционально-ценностное отношение
воспитанников к окружающему миру.
Формы работы:
1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Фронтальные занятия.
4. Викторины, развлечения.
5. Наблюдения в природе.
6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
7. Беседы по теме эксперимента.
8. Целевая прогулка.
9. Экскурсия др.
Программа проекта:
1 этап: Организационно- подготовительный - сентябрь 2017 г.
2 этап: Основной - октябрь 2017 г. - апрель 2018 г.
3 этап: Заключительный – май - август 2018 г.
Организационно-подготовительный этап
• Приобретение и изучение инновационной методической литературы
• Подбор диагностических карт, анкет для родителей
• Составление перспективного плана работы с детьми, родителями, педагогами
• Анкетирование родителей, диагностика детей, прогнозирование результатов
• Создание предметно-развивающей среды
• Составление и подбор творческих занятий, игр, материалов, рекомендаций по теме
Основной этап: работа с детьми
1. Занятия.
2. Опыты и эксперименты.
3. Исследовательская деятельность на прогулке.
4. Самостоятельная работа.
5. Индивидуальная работа.
Основной этап: работа с родителями
1. Анкетирование.
2. Консультации в родительском уголке и на сайте ДОУ.
3. Папки-передвижки.
4. Памятки.
5. Родительские собрания.
6. Совместный досуг.
7. «Домашнее задание».
Основной этап: работа с педагогами
1. Консультации.
2. Памятки.
3. Выступление на педсовете.
4. Открытые занятия.
5. Презентации.
Заключительный этап
1. Определение эффективности проведённой работы.
2. Проведение анализа полученных результатов.
3. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, в СМИ.
Перспективы:
Положительное влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности детей.
Обновление и пополнение развивающей среды, картотек, конспектов занятий.
Создание каталогов сценариев досугов и развлечений познавательного характера для детей и их родителей.
Создание условий для развития индивидуальности.
Разработка новых нетрадиционных форм работы с родителями.
Совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности.
Обобщение опыта работы.
Литература.
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду» - М. 2008г.
2. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет- Волгоград. 2009г.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. 2003г.
5. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
6. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
г. Кемерово
2018