Ульяна Вартанова
Дополнительная программа «Маленький исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества
муниципального образования – Путятинский муниципальный район
«УТВЕРЖДЕНО»
педагогическим советом
МБУ ДО Дом детского творчества
Протокол № ___
от «___» ___ ___ г.
___ Т. С. Якухина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год
Путятино, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная программа „Маленький исследователь“» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» относится к естественнонаучной направленности.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования МБУ ДО Дома детского творчества Вартановой Ульяной Георгиевной.
Актуальность:
Программа «Маленький исследователь» носит естественнонаучную направленность и рассчитана на то, чтобы ребёнок стремился к познанию окружающего мира, к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
Педагогическая целесообразность:
Программа способствует развитию таких качеств, как любознательность, целеустремлённость, ответственность, настойчивость, толерантность.
В программе значительное место уделено исследованиям, опытам, экспериментам, экскурсиям.
Цель:
Целью программы является формирование у детей восприятий и представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
-формировать у детей представление об окружающем мире, о роли человека в нём;
-формировать познавательный опыт;
Развивающие:
-развивать познавательную деятельность детей;
Воспитательные:
-воспитывать экологически грамотного человека;
-воспитывать умение выстраивать доброжелательные отношения со сверстниками.
Отличительные способности:
Отличительная способность программы «Маленький исследователь» заключается в том, что на каждом занятии дети получают знания через исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы и сроки её реализации:
Программа «Маленький исследователь» предназначена для воспитанников дошкольных учреждений 4-6 лет.
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий – классовая.
Формы занятий – могут проводиться по группам или всем составом.
Режим занятий – программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
К концу изучения курса «Маленький исследователь» обучающиеся должны:
-проявлять любознательность и интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности;
-уметь работать коллективно;
-бережно относиться к окружающему миру;
-знать характерные признаки времён года;
-знать правила поведения в природе и соблюдать их.
Основные формы и методы реализации программы :
-занятия-исследования;
-элементарные опыты;
-игры-экспериментирования;
-наблюдения;
-дидактические игры и упражнения.
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации:
После первого полугодия проводится промежуточная аттестация. В конце года обучения проводится итоговая аттестация.
Формы подведения итогов:
-тестирование, мониторинг;
-итоговые занятия;
-творческие работы;
-фотоматериалы.
Учебно-тематический план (144 часа)
№ п/п Название раздела Количество часов
Теория Практика Всего
1 «Осень золотая» 29 21 50
2 «Зимушка зима» 21 23 44
3
«Чудесная весна» 25 25 50
ИТОГО ЧАСОВ: 75 69 144
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький исследователь»
№ п/п Название темы Количество часов
Теория Практика
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
1. Кто такие исследователи и чем они занимаются?
Исследуем времена года. 1 1
2. Знакомство со временем года – осенью.
Признаки осени.
Природные изменения осенью. 2 1
3. Что такое природа?
Виды природы. 1 1
4. Что у нас под ногами?
Исследуем почву. 1 1
5. Где живут камни?
Исследование камней. 1 1
6. Воздух и ветер: изменения осенью.
Как поймать воздух? Что делает ветер? 2 1
7. Деревья и их виды.
Листья деревьев: изменения осенью.
Изучаем листья деревьев. 2 1
8. Помощница вода: её свойства и значение.
1 1
9. Тело человека и его строение.
Что такое иммунитет и зачем он нужен?
2 1
10. Овощи: их значение для здоровья.
Фрукты: их значение для здоровья. 2 2
11. Мир материалов: одежда. Какая была одежда, и какая она сейчас?
Исследуем разные виды тканей. 2 1
12. Мир материалов: обувь. Какая была обувь, и какая она сейчас?
Исследуем материал для обуви. 2 1
13. Мир материалов: игрушка. Игрушки в древней Руси. Исследуем Матрёшку.
Игрушки в наше время. 2 1
15. Растения: что происходит с ними перед зимой? 1 1
16. Животные: домашние и дикие. Их различия. 2 1
17. Подготовка к зиме: что делают животные? 1 1
18. Птицы нашей области, птицы других стран. 2 1
19. Подготовка к зиме: что делают птицы?
Помогаем птицам подготовиться к зиме. 2 3
«ЗИМУШКА ЗИМА»
1. Знакомство со временем года – зимой.
Признаки зимы.
Природные изменения зимой. Правила поведения. 2 2
2. Животные зимой: жизнь животных в зимних условиях. 1 1
3. Птицы зимой: жизнь птиц в зимних условиях. 1 1
4. Вода и лё д: взаимосвязь и свойства.
Изменение состояния воды и льда при разных условиях. 2 2
5. Снег и снежинки: взаимосвязь и свойства.
Исследуем следы на снегу. 2 2
6. Что за праздник Новый год?
Исследуем историю и традиции. Готовим подарок. 1 1
7. Рождество Христово. Рождественские колядки и посиделки. 2 2
8. Бабушкин сундук: бумага и её история.
Делаем аппликацию из бумаги. 1 2
9. Бабушкин сундук: книга и её история.
Делаем книгу своими руками. 1 2
10. Бабушкин сундук: ручка и карандаш, их история. 1 1
11. Путешествие в прошлое: что и кто был раньше на Земле? 1 1
12. Путешествие в прошлое Руси: как жили люди? 2 2
13. День Защитника Отечества: готовим подарки к празднику. 1 1
14. Путешествие в Африку: изучаем климат, животных и растения. 1 1
15. Путешествие в Австралию: изучаем климат, животных и растения. 1 1
16. Путешествие к центру земли: из чего состоит земля? 1 1
«ЧУДЕСНАЯ ВЕСНА»
1. Знакомство со временем года – весной.
Признаки весны.
Природные изменения весной. Правила поведения. 1 1
2. Международный женский день: готовим подарки. 1 1
3. На улице весна: влияние прихода весны на животных. 1 1
4. На улице весна: влияние прихода весны на растения. 1 1
5. На улице весна: влияние прихода весны на птиц. 1 1
6. Мир насекомых: изучаем насекомых, обитающих в нашей области. 1 1
7. Водный мир: кто и что обитает в реках, морях и океанах? 2 2
8. Транспорт: изучаем водный вид. 1 1
9. Светлый праздник Пасхи: изучаем историю праздника, традиции и обычаи. Изготавливаем поделку. 2 2
10. День космонавтики: что такое космос? Кто такой Юрий Гагарин? 2 2
11. Транспорт: изучаем наземный вид. 1 1
12. Транспорт: изучаем воздушный вид. 1 1
13. Наш дом – Россия: изучаем государственную символику страны. 1 1
14. Наш дом – Россия: изучаем наш край. 1 1
15. 9 мая – День Победы: детям о войне. 2 2
16. Мир грибов: разнообразие грибов, съедобные и ядовитые грибы. 2 2
17. Мир ягод: разнообразие ягод; ягоды нашей области. 2 2
18. Знакомство со временем года - лето.
Признаки лета.
Природные изменения летом. Правила поведения. 2 2
Методическое обеспечение программы
№ Раздел Формы Методы Дидактический материал Формы подведения итогов
1 «Осень золотая» Беседы, практические занятия, опыты,
путешествия Словесные, практические, наглядные Природный материал, канцелярские товары, фотоматериалы Составление рисунков, изготовление поделков,
оформление фотоматериалов, игры
2 Зимняя сказка Беседы, практические занятия, опыты,
путешествия Словесные, практические, наглядные Природный материал, канцелярские товары, фотоматериалы Составление рисунков, изготовление поделков,
оформление фотоматериалов, игры
3 Эта удивительная весна Беседы, практические занятия, опыты,
путешествия Словесные, практические, наглядные Природный материал, канцелярские товары, фотоматериалы Составление рисунков, изготовление поделков,
оформление фотоматериалов, игры
Список использованной литературы
1. О. В. Дыбина «Что было до. : игры – путешествия в прошлое предметов»;
2. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»;
3. Под ред. Л. Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников»;
4. Под ред. О. В. Дыбиной «Ребё нок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста»;
5. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»;
6. Н. Л Паршукова «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду»;
7. О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками»;
8. Интернет-ресурс: «www.maam.ru»
9. Интернет-ресурс: «www. Nsportal.ru»