Татьяна Московкина
Перспективный план, ресурсы и мониторнг проекта «Маленький дизайнер»
▼ Скачать + Заказать документы
2.4.2 Перспективный план :
Месяц
Тема
Предварительная работа
Цель
сентябрь
«Дизайн клумбы»
Беседа с родителями о професси дизайнер, анкетирование.
Создание памятки для родителей «Советы родителям»
Беседа с детьми о профессии дизайнер.
Дидактическая игра «Маленький дизайнер». Рассматривание картинок и альбомов с изображением цветочных клумб.
Создание выставки «Дизайн клумб»
Публикация «Перспективный план, ресурсы и мониторнг проекта „Маленький дизайнер“» размещена в разделах
Цель: развитие наблюдательности и осознания взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера, развитие чувства композиции при выборе объектов природного окружения, развивать у детей чувство декоративности силуэтной композиции, учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна «клумбы».
сентябрь
«Домики трех поросят»
Чтение сказки «Три поросенка».
Дидактические игры: «Конструирование по схеме», «Собери свой город».
Подвижная игра «Поросята и волк»
Цель: пробуждать чувство собственной компетентности в общении со сверстниками и педагогом, развивать проектно – образное мышление. Знакомить с архитектурно-художественным моделированием
октябрь
«Осенние заботы лесных зверушек» (моделирование из природного материала)
Создание материально технической среды с помощью родителей.
Знакомство с разнообразием природного материала,
Экскурсия по территории детского сада,сбор природного материала во время прогулки.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Совместная домашняя работа родителей с детьми, изготовление макета детского сада и проведение выставки в ДОУ.
Цель: формировать эстетическое отношение к объектам живой и неживой природы, развивать чувство композиции при составлении фитоаранжеровок и создании ландшафтного дизайна для оформления игры и помещения, приобщать детей к совместной деятельности по выполнению дизайн – проекта.
октябрь
«Красивые бусы и браслеты»
Рассматривание картинок с аксессуарами.
Дидактические игры: «Составь узор из частей», «Весёлая палитра».
Чтение стихотворения МеркушовойН. «Чудо-бусы».
Проведение с родителями мастер- класса «Украшение своими руками»
Цель: пробудить у детей эстетический интерес к аксессуарам,
выявить эстетические предпочтения в создании образа девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и
сверстников.
ноябрь
"Стаканчики для карандашей"
Знакомство с утварью и элементами узора.
Дидактические игры: «Узнай элементы узора», «Симметричные предметы»
Цель: познакомить детей с работой дизайнера, занимающегося росписью предметов посуды, учить расписывать посуду с учетом формы, размера, развивать фантазию, воображение, представление о декоративности и композиции.
ноябрь
" Лоскутное одеяло"
Знакомство с техникой печворк, рассматривание изделий, изготовленных в этой технике.
Дидактические игры: «Лоскутная мозаика», «Подбери цвет к предмету», «Перевёртыши»
Цель: знакомить с симметрией, учить создавать симметричный узор
декабрь
" Наш аквариум"
Посещение живого уголка в ДОУ, расмматривание аквариума с рыбками.
Беседа с детьми о том, какие аквариумы бывают и чем их можно украсить.
Дидактическая игра «Назови и покажи»
Подвижная игра «Рыбак и рыбки»
Пальчиковая гимнастика: «Рыбки», «Краб», «Черепаха».
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
Цель: знакомить с деталями интерьера
декабрь
«Снегири»
(рисование, аппликация, лепка)
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Снегири».
Рассматривание иллюстраций.
Знакомство с пластичным материалом.
Дидактическая игра «Выкладывание картинок»
Подвижная игра «Снегири и кот»
Проведение консультации для родителей «Как дома создать среду для художественно-эстетического развития реебенка»
Цель: показать приемы лепки из ваты в сравнении с техникой папье-маше, расширять представления о способах создания пластичных образов, развивать восприятие объемных форм.
январь
«Ёлочные игрушки»
(конструирование, рисование, аппликация, пластика)
Беседа с детьми о праздновании нового года и его атрибутах.
Дидактическая игра «Найди по описанию».
Рассматривание ёлочных игрушек.
Изготовление новогодних сувениров в подарок родителям
Цель: продолжать знакомить детей с работой дизайнера (пластика формы, закреплять навыки вырезания мелких предметов по контуру из бумаги, сложенной вдвое, использовать бросовый материал, развивать фантазию, воображение, чувство декоративности и композиционные способности.
январь
"Дом для птиц"
Экскурсия к кормушкам для птиц.
Кормление птиц и наблюдение за ними.
Подвижная игра «Веселый воробей»
Дидактическая игра «Обустрой комнату»
Цель: пробуждать чувство собственной компетентности в общении со сверстниками и педагогом, развивать проектно – образное мышление.
февраль
«Платье для мамы»
Сужетно-ролевая игра «Портниха».
Знакомство с образцами тканей.
Рассматривание журналов с модной одеждой.
Чтение рассказа «Как появилась одежда».
Чтение стихотворения В. Орловой «Портниха»
Дидактические игры: «Наряд для куклы», «Модница», «Одень куклу».
Совместная работа родителей и детей создание выставки «Платье для куклы»
Цель: пробудить у детей эстетический интерес к одежде, развить фантазию, художественный вкус.
февраль
«Подарки для пап и дедушек» (оригами, рисование)
Беседа с детьми о празднике 23 февраля.
Дидактические игры: «Тепло-холодно», «Какой одежды не стало?»
Проведение выставки «Такие разные открытки».
Цель: учить детей делать открытку с объемной аппликацией (типа оригами, обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности.
март
«Волшебная шкатулка для мамы» (конструирование, аппликация, роспись)
Беседа с детьми о празднике 8 марта.
Самостоятельная работа по созданию элементов декора из разнообразного материала.
Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке?».
Подвижная игра «Красочки в коробочку»
Проведение выставки «Шкатулка чудес»
Цель: знакомить детей с работой художника-дизайнера, развивать чувства декоративности и композиции, проектное мышление, учить конструировать по замыслу и украшать изделия.
март
«Ваза с цветами»
(конструирование)
Рассматривание иллюстраций с изображением ваз, знакомство с материалом из которого они изготовлены и нанесенными узорами.
Дидактическая игра: «Придумай узор».
Подвижная игра «Собери букет»
Цель: учить использовать гофрированную бумагу для создания объёмных цветов, развивать композиционные навыки построения работы, фантазию, умение подбирать материал по цветовой гамме.
апрель
" Галстук для папы"
Дидактические игры: «Кукла модница», «Чемодан»
Сюжетно-ролевая игра «Портниха».
Чтение стихотворений: А. Шибаева «Какая одежда», З. Александрова «Мой Мишка».
Цель: пробудить у детей эстетический интерес к аксессуарам,
выявить эстетические предпочтения в создании образа делового мужчины. Учить продумывать дизайн одежды.
апрель
"Шляпы, короны, кокошники"
Рассматривание и знакомство с разнообразием головных уборов.
Чтение стихотворений о головных уборах: «Берет», «Шапка», «Шляпа», «Фуражка», «Панамка», «Меховая шляпа», «Косынка».
Знакомство с национальной одеждой и элементами вышивки, украшений.
Дидактическая игра «Кто что носит».
Совместная с родителями работа изготовление «Журнала мод»
Цель: пробудить у детей эстетический интерес к одежде,
выявить эстетические предпочтения в одежде девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и одежде сверстников.
май
«Морские обитатели»
(тестопластика)
Рассматривание открыток с морскими обитателями.
Отгадывание загадок о морских обитателях.
Чтение стихотворения А. Вайнера «Плавают в море киты и пингвины»
Подвижная игра «Море волнуется раз».
Знакомство с изготовлением соленого теста.
Цель: учить создавать поделки из соленого теста, совершенствовать изобразительную технику, развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность.
май
«Бабочка»
бросового материала)
Просмотр презентации «Игрушки из бросового материала».
Беседа о разнообразии бросового материала и что из него можно сделать.
Подвижная игра «На цветочной полянке»
Самостоятельная работа детей.
Подведение итогов. Анализ.
Создание для родителей фотоотчета по итогам реализации проекта.
Цель: Познакомить детей с
учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см, аккуратно наклеивать на работу, развивать эстетический вкус.
2.4.3 Ресурсы
1. Информативные:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовани в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияот 17.10.13 №1155
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 326
4. Устав МБДОУ «Детский сад №174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Чебоксары
5. Образовательная программа «От рождения до школы»
2. Человеческие: педагоги, родители, дети.
3. Материально-технические: бумага, картон, бутылки, коробки, бусины, пуговицы, лоскутки тканей, пяльца, клей, блёстки, витражные краски, тесьма, ленты, цветной песок, камни, шишки, ракушки, крупные семена, цветной картон, глина, пластилин, тесто, краски гуашевые, салфетки, природный материал, скотч, печатная продукция, мольберт, доска для выставки.
2.5 Мониторинг
Форма текущего контроля знаний, умений, промежуточной и итоговой диагностики воспитанников:
Форма подведения текущего и промежуточного контроля:
1. устный опрос (определение, насколько воспитанники усвоили материал);
2. объективная оценка выполнения практических работ;
3. самооценка воспитанниками своих работ.
Формы подведения итогового контроля:
Для детей и родителей: организация тематических выставок, фотоальбом о совместной деятельности воспитанников и родителей в рамках реализации проекта «Я маленький дизайнер», презентация коллекции предметов дизайна.
Для педагогов: папка с методическими материалами, фотоотчет
3. Заключение
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через детскую дизайн-деятельность именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Таким образом, результаты реализации проекта «Я маленький дизайнер» доказали, что дети имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий дизайн - деятельностью повышаются художественно-творческие способности. Мои теоретические предположения соответствуют практическим результатам и полностью подтверждают гипотезу, что занимаясь с детьми основами дизайнерской деятельности можно сформировать у детей 4-5 лет художественный вкус и умение выражать свой внутренний мир через создание предметов дизайна.
В ходе реализации проекта дети познакомились с профессией дизайнера, научились пользоваться разными техниками, создавать предметы дизайна с использованием различных материалов. С помощью родителей была создана коллекция и выставка дизайнерских вещей. Достоинство этого проекта в том, что виден конечный результат. Таким образом цель проекта достигнута. Дети самостоятельно могут создавать элементы дизайна.
В дальнейшем я планирую продолжить эту работу над формированием навыков дизайна с детьми более углубленно. Анализируя проделанную работу, я предлагаю некоторые педагогические рекомендации:
1. Разрабатывать и последовательно использовать в педагогическом процессе ДОУ художественных проектов по развитию навыков дизайна
2. Формировать значимую мотивацию на основе изобразительной и игровой деятельности
3. Сравнивать с детьми предметы, сделанные профессиональными дизайнерами и собственную творческую деятельностью детей, с целью выявления общих средств художественной выразительности
4. Использовать доступность выразительных средств дизайна в их практической изобразительной деятельности
5. Использовать деятельность дизайна в образовательном процессе, который будут сопровождать разнообразные виды деятельности
6. Использовать разнообразные виды деятельности: театральную, практическую, экспериментальную, исследовательскую, игровую
7. Рекомендую использовать разнообразные формы и методы работы с
детьми: занятия, беседы, наблюдения, эксперименты, игры-драмматизации, рассматривания.
8. Привлекать родителей к совместной работе : домашние проекты, выставки, праздники, художественные вечера.
9. Создать творческое оформление интерьера
10. Работу вести последовательно и постоянно.
Таким образом, знакомя детей с дизайном через метод проектов, мы создадим наиболее благоприятные, наиболее эффективные условия для эстетического воспитания детей, развития детского творчества, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Список литературы:
1. Рубцова Е. В. «Фантазии из соленого теста». -Издательство: «Эксмо», 2007г.
2. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации». - Издательство: «Скрипторий» ,2011г.
3. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. Развитие творческих способностей дошкольников» : Методическое пособие. -М. : «ТЦ СФЕРА», 2010г.
4. Петрова И. М. «Волшебные полоски». -Издательство: «Детство—Пресс» ,2008г.
5. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование». -М. :1999г.
6. Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду». - Ярославль : «Академия развития», 2006г.
7. Давыдова Г. Н. «Пластилинография : детский дизайн». - Москва: «Скрипторий», 2015г.
8. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Поделки из бумаги». - Москва: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2008г.
9. Н. А. Горяева - под ред. Б. М. Неменского. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» -Москва: «Просвещение», 2011г.
10. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду».- М. : «Сфера»,2007г.
11. А. Н. Малышева «Работа с тканью». - Ярославль: «Академия развития», 2001г.
12. М. Н. Нагибина «Чудеса из ткани». -Ярославль: «Академия развития», 1997г.
13. Ю. Козлова «Забавная аппликация». -Издательство: «Феникс», 2014г