Светлана Касаткина
Проект «Маленькие патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский)
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты.
Публикация «Проект „Маленькие патриоты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Нужно помнить, воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем. Осознание значимости воспитания у детей чувства патриотизма помогло создать проект «Маленький патриот».
Для успешной реализации данного проекта в группе, было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что родители признают необходимость целенаправленности процесса формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но испытывают затруднения в его организации (чаще всего из-за незнания возрастных особенностей своего ребёнка - считают, что заниматься формированием патриотических чувств в младшем дошкольном возрасте рано). Большинство родителей понимают роль семьи в формировании у своего ребёнка нравственно-патриотических чувств и с интересом отнеслись к затронутой проблеме. Многие из них считают, что только благодаря совместному сотрудничеству педагогов и семьи данный проект ждёт успех, и они с радостью готовы поучаствовать в нём.
Цель:
создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, традициям своей семьи, родного города, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств.
Задачи:
Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Формировать чувство привязанности к родителям и близким людям за их любовь и заботу.
Формировать первичные представления о малой Родине.
Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.
Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому, умение замечать красоту Родного края.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Состав участников проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : познавательный, творческий
По продолжительности: долгосрочный
Сроки реализации проекта : сентябрь 2022г. – май 2023г.
Этапы проекта
I этап подготовительный (с 5 сентября по 10 октября 2022)
- довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям)
- подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
- разработать консультации для родителей.
II этап. Разработка проекта (10 сентября по 18 сентября 2022)
- Создание патриотического центра в группе, с привлечением родителей к предстоящей творческой работе.
- подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия.
- подобрать материал для продуктивной деятельности.
- составить план реализации проекта
III этап. Реализация проекта (сентябрь - май)
Планирование и организация деятельности
месяц Тема недели Работа с детьми Работа с родителями Итоговые события
сентябрь Наша группа в детском саду.
1. Экскурсия по детскому саду: знакомство с сотрудниками.
2. Беседа на тему: «Как вести себя в детском саду».
3. Чтение рассказа
Н. Забилы: «Ясочкин садик».
4. Конструирование: «Строим детский сад».
1. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.
Сюжетно – ролевая игра: «В детском саду»
октябрь Мои друзья 1Беседы на тему: «Давай дружить» «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём»
2Чтение книг о дружбе.
С. Черного «Приставалочка»
Игра: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Памятка для родителей: «Маленький патриот своей страны». Досуг «Хорошо у нас в саду»
ноябрь Я и моя семья
1. Рассматривание семейных фотоальбомов.
2. Рассказы детей о членах своей семьи.
3. НОД на тему: «Моя семья».
4. Заучивание потешки: «Расти коса до пояса».
5. Беседы на тему: «Как я помогаю дома маме»; «Можно - нельзя» (поведение дома)
6. Чтение худ. лит
С. Капутикян
«Бабушкины руки»; Г. Виеру «Мамин портрет»,
Сказка: «Волк и козлята»
А. Барто «Посидим в тишине»
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Гости», «Дочка заболела»
8. Дидактическаие игры: «Семья», «Позвони по телефону маме (папе)» 1 изготовление
фотоальбомов: «Моя семья».
2. Консультация для родителей: «Воспитание юного патриота в семье».
Выставка детских рисунков по теме «Моя семья».
декабрь Мой дом, мой город
1Беседы на темы:
«Мой адрес»;
«Улица, на которой я живу»;
«Мы живём в Верещагино»; «Береги город».
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Наш любимый город».
3. Конструирование: «Дом».
4. Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица».
5С/ Р игра: «Строим дом» 1. Фотоколлаж на тему: «Мой любимый город».
2. Высказывание детей: «Почему я люблю свой город».
3 Круглый стол на тему «Прогулки с детьми по родному городу».
4 Рекомендации для родителей Макет: «Улица»
Январь «Знакомство с народными традициями и культурой» 1 «Русская народная матрешка» презентация
2НОД «Предметы старины»
Рисование Дымковская игрушка «Барашек»
3Чтение русские народные сказки: «Маша и медведь» «Зимовье зверей»
«Заюшкина избушка»
4Инсценировка сказки «Руковичка»
5Русск. народные подвижные игры
«Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди», «Салки».
«Волшебный платок» Консультации для родителей:
«Сказки читаем — речь развиваем!»
«Знакомьте малышей с народным фольклором»
«Все о дымковской игрушке»
Виртуальное путешествие в русскую избу.
февраль День защитника Отечества
1. Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.
2. НОД «Мой папа»
4. Изготовление подарков для пап
5. Рисование «Самолеты летят».
6. Заучивание песен и стихов об армии
7. Чтение «Русские потешки»,
Я. Длуголенский
«Что могут солдаты»
8. С/р игра «Мы солдаты»
П/ И: «Самолеты на аэродроме»,
«Кто быстрее»
1 Привлечение родителей к созданию альбома «Наша армия родная».
2Фотоконкурс «Мой папа лучше всех»
Выставка детско-родит. работ на тему «Мы защитники».
март Вот какая мама, золотая прямо
1. Беседа с детьми о своих мамах.
2. Изготовление подарков для мам.
3. Аппликация «Красивое платье для мамы».
4. Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.
5. С/р игра «Дочки – матери», «Мама парикмахер».
6 Д/ И:
«Мои хорошие поступки»
«Найди цветок для мамы».
Рекомендации по проведению выходного дня: «Выходные в семье».
Привлечение родителей к проведению развлечения
Праздник
«Вот какая мама, золотая прямо»
апрель
май «Родная страна» 1. Беседы на темы:
«Мы живем в России»;
«Береги станицу»
«Народные игрушки»
2. Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображением Российских символов, достопримечательностей, о природе России.
3. Д/И «Собери флаг», «Собери матрешку»
4. С/р игра «Путешествие».
5Подвижные игры:
«Ходит Ваня»
«У медведя во бору»
Хороводная игра «По малину в сад пойдем»»
6 Чтение худ. лит
А. В. Жигулина «О, Родина!»
В. Семернин «Родина». 1Папка –передвижка
«Моя родина-Россия»
2Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
Творческая выставка «Флаг России»
Содержание
Воспитательно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с Россией начинается с темы «Наша группа в детском саду».
В начале учебного года мы познакомили детей с помещением группы, с предметами, находящимися в группе и их назначением. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, с детьми рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.
В октябре по теме «Мои друзья» мы использовали беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Знакомим детей с образцами адекватной реакции на то или иное состояние; корректируем поведение ребенка, активно используя похвалу («Спасибо, что ты был так внимателен»). Способствуем воспитанию культуры поведения малыша со сверстниками и взрослыми: способности согласовывать собственные желания с интересами товарищей, подчинять свое поведение общепринятым нормам.
В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.
В ноябре работа была посвящена по теме «Моя семья». Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самым близким людям – родителям.
Способствуем расширению представлений о родственных связях, поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внучка (внук). Содействуем укреплению эмоциональной привязанности к родителям (другим близким); развитию уважения к старшим, гордости за достижения членов семьи (других родственников); запоминанию фамилии и имен родителей.
Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа», собираем фотоальбом «Моя семья». Предлагаем детям сюжетно - ролевые игры «Семья», «Гости» и др. Рассказываем о составе семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Тема «Мой дом, мой город», реализуемая в декабре способствует воспитанию любви к родному городу. Это одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город (станица, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в станице много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Побуждаем детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут. Вместе с детьми мы рассматриваем открытки с достопримечательностями станицы, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (парк, стадион, берег реки и т. д.).
В январе запланирована тема «Знакомство с народными традициями и культурой». Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
Содержание определяется возрастными особенностями детей, строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведении бесед, чтении художественной литературы, исследованиях, дидактических, сюжетно-ролевых
играх, компьютерных презентациях, экскурсиях, наблюдениях, художественном творчестве, культурно – досуговых мероприятиях.
Тема третьей и четвёртой недели февраля «День защитника Отечества».
Здесь мы знакомим малышей с понятием «защитники». Даём начальное представление об армии, о родах войск; знакомим с военными и мирными профессиями их отцов; закрепляем в словаре название страны, в которой мы живем; содействуем формированию умения отвечать на вопросы полным ответом, побуждаем рассказывать о военной и мирной профессии своего папы (дедушки); воспитываем уважение к защитникам Отечества.
В марте посвящена теме «Вот какая мама, золотая прямо». Реализуя данную тему, мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
И завершает проект «Маленькие патриоты» тема «Родная страна». Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город», Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родной станицей. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. Сообщаем детям название страны и часто повторяем, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны.
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.
Работа с родителями
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Моя семья», «Мой город Верещагино», «Наша армия» к изготовлению стенгазет «Мой папа лучше всех!», «Мамочка милая, мама моя».
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Ожидаемые результаты
У ребенка проявляется:
- чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- уважительное отношение к родителям, близким людям, сотрудникам детского сада за их любовь и заботу.
- чувство гордости и любви за свою Родину.
- бережное отношение к природе и всему живому.
В перспективе в средней группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
Список использованной литературы.
1 Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005.
2 Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
3 Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. 2009
4 Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Сост. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина (Детство-Пресс 2013)
5 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : мозаика — синтез, 2014.
6 Интернет ресурсы.