Светлана Кутилкина
Проект для детей дошкольного возраста «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Тип проекта : познавательно – игровой.
Публикация «Проект для детей дошкольного возраста „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Темочки
Вид проекта : творческо –исследовательский.
Продолжительность проектной деятельности : октябрь – декабрь.
Возраст детей : старший дошкольный (5-7 лет).
Образовательная область: познание
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Экологическое воспитание ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
ПРОБЛЕМА:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России –березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
3. Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания; ознакомление старших дошкольников с березой, как символом России.
ЗАДАЧИ:
1. Сформировать представления у детей о жизни березы.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
4. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
5. Расширить представление об искусстве, музыке. Береза – это символ страны, национальное дерево.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Определение объекта изучения;
Сбор информации;
Подбор художественного слова и музыки.
ОСНОВНОЙ:
Вхождение в игровую ситуацию;
Изучение роста, развития и ухода за деревом;
Наблюдение за березой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕКТА: «Люблю березку русскую».
ФОРМЫ РАБОТЫ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА:
Беседы;
Познавательные рассказы воспитателя;
Интегрированные занятия ;
Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы).
Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
Музыкальные.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ :
Экспериментирование;
Речевые игры;
Дидактические игры с предметными картинками;
Игра по модели строения дерева; подвижные игры;
Игры с мячом;
Художественно- продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
Музыкальная; театрализованная деятельность;
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:
Консультации, рекомендации, памятки;
Практические задания;
Совместные мероприятия.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:
1. ПОЗНАНИЕ:
«Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке;
«Почему березы белые?» - беседа;
«Береза – символ России» - занятие;
«Символика нашей России» - интегрированное занятие;
«Русская душа березы» - легенды и мифы о березе;
«Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке;
«Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы;
«Кто дружит с березой?» - занятие о взаимосвязи экологической системы;
«Без билета по белу свету» - занятие о разных способах распространения семян.
2. ХУДОЖЕСТВЕННО- ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Лепка «Березовый пенек»;
Создание панно «Березка» (из соленого теста);
Рисование «Белая береза» (использование различных техник);
Аппликация «Красавица березка» (квилинг, использование шерстяных ниток);
Изготовление панно из березовых листьев;
«Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина;
«Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы с применением соленого теста;
«Люблю русскую красавицу» - оформление альбома
Встреча с художником Никоноровым Ю. А.
Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья).
3. ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ:
Рассматривание бересты под лупой;
«Какой стороной дышат листья?»;
«Вода в жизни растений»;
«Жизненный цикл растений»;
«Влияние света и температуры на жизнь растений»;
«Для чего дереву почки?».
4. МУЗЫКАЛЬНОЕ:
«Ах ты, береза» Раухвергер;
«Песня о родине» сл. Е. Карасевой муз. В. Елинек;
«Во поле береза стояла» - пение без сопровождения;
«В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз. Вихоревой);
«Ай да березка» - хоровод (муз. Т. Попатенко).
5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
П. Воронько «Береза»;
С. Есенин «Белая береза»;
К. Паустовский «Подарок»;
Л. И. Горошкин «Березка»;
В. А. Злоказов «Росла Березка у дороги на Силач…»
В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;
Н. И. Птухин «Ода березе»;
Л. М. Смирнов «Березка голову склоня…»;
Л. Н. Сурнин «Песнь о березе»
Г. Н. Рахимов «Три Березки под окном».
Пословицы, поговорки, загадки о березе и тд.
6. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Дид/игра «Найди листок, какой покажу»;
Игра по модели строения березы;
Дид/игра «Такой листок лети ко мне»;
Дид/игра «Собери целое дерево»;
Дид/игра «Деревья и кустарники»;
Кубики «Деревья»
Под/игра «Карлики-великаны»;
Под/игра «раз,два, три – к березе беги.»
7. ТРУД:
Укрывание дерева первым слоем «одеяла» из опавших листьев;
Укрывание дерева вторым слоем «одеяла» из снега.
8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья);
«Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу;
«Как правильно изготовить скворечник» - подбор информации;
Изготовление скворечников;
Бюллетень «Береги зеленого друга»;
Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня».
9. ОБЖ:
Березовый чай;
Напиток из березовых почек;
Придумывание технологической карты «Березовый чай»;
«Самовар кипит уходить не велит». Березовый чай с блинами.
10. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;
Подвижные игры «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы, «Кто быстрее соберет березовые почки»;
Физкультминутка «Березонька».
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА :
Администрация ДОУ;
Педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель);
Дети старшего дошкольного возраста;
Родители воспитанников;
Библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;
Дидактические, настольно – печатные игры и упражнения;
Плакаты и демонстрационный материал по заданной теме;
Оборудование для экспериментирования и труда;
Материалы и инструменты для художественного творчества;
Набор посуды для приготовления напитков из березы и чаепития.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Сформировать представление у детей о березе, как почитаемом дереве на Руси; развить познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать; заложить основы экологической грамотности через воспитание любви к природе.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
Мини – музей «Береза – Берегиня» (созданный совместно с родителями);
Альбом «Люблю русскую красавицу»;
Вернисаж детских рисунков;
Выставка детских поделок, аппликаций;
Экскурсия к березовой аллее;
Костюмы для театрализованной деятельности (изготовленные с помощью родителей);
Дидактические игры, пособия.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили роль березы как продукта быта, лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.