Нина Анисимова
Проект «Люби и знай язык родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад № 87» г. Сыктывкара
ПРОЕКТ
по приобщению дошкольников
к Коми культуре и обучению коми языку
«Люби и знай язык родной»
Воспитатель:
Анисимова Н. Н.
Сыктывкар
Содержание
1. Введение
2. Проект «Люби и знай язык родной»
3. Работа с родителями
4. Список используемой литературы
5. Приложения:
Приложение 1. План работы воспитателей по реализации проекта
Публикация «Проект „Люби и знай язык родной“» размещена в разделах
Приложение 2. План работы для родителей
Приложение 3. Коми посиделки с родителями и детьми. Дегустация коми блюд.
Введение
Главным орудием общения ребенка является речь. Программа воспитания и обучения детей предусматривает развитие творческих, речевых возможностей ребенка.
Социальный заказ Республики Коми позволяет включать в образовательный процесс обучение русскоязычных детей национальному коми языку.
Изучение коми языка в нашей республике является на сегодняшний день актуальным и обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языком играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.
Еще К. Ф Жаков говорил, что: «Язык – душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище».
Сохранять национальную культуру и язык необходимо.
Проект «Люби и знай язык родной»
Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет
Тип проекта : Творчески-игровой
Срок реализации: с 10 октября 2024 г. по 31марта 2024 г.
Цель проекта : приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.
Задачи:
1. Расширять знания педагогов, родителей, воспитанников о культуре Коми края.
2. Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
3. Способность к повышению интереса, к усвоению коми языка у воспитанников.
4. Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
6. Повышать престиж коми языка в городе.
Актуальность проекта : возрождение и сохранение Коми традиций, Коми языка.
Проблемы проекта : недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап
Составление плана проекта 1. Выбор темы проекта.
2. Постановка цели и задач проекта.
3. План действий:
- учебная деятельность детей;
- работа с родителями (сообщение темы проекта; привлечение к проекту, рекомендации);
- совместная работа со специалистами по ИЗО, МУЗО и ФИЗО деятельности;
- оценка развивающего пространства ДОУ и группы.
Ознакомление детей с проектом В : - В какой республике мы живем?
Дети: - В Коми республике.
В: - На каком языке разговаривают люди в коми деревнях и сёлах?
Дети: - На Коми языке.
В: - А знаете ли вы коми народные сказки?
Дети: - «Охотник и Чукля», «Про Перу богатыря»
В: - А можно ли русские народные сказки рассказывать на коми языке?
Дети: - Да. Мы ходим на коми кружок, знаем много слов на коми языке.
В. предлагает детям послушать небольшой отрывок сказки «Колобок» на коми языке, попробовать подготовить и показать на сцене.
Ознакомление родителей с проектом. - В родительском уголке повесить плакат – афишу с названием проекта для ознакомления родителей о предстоящем проекте.
- Дать рекомендации об ознакомлении детей с видами театров г. Сыктывкара и г. Ухты (музыкальный театр, драматический театр им. В. Савина (использовать открытки, фотоматериал).).
- Чтение худ. литературы: коми народные сказки (на русском языке).
- Активизировать родителей на совместную деятельность в подборе и изготовлении материала (кукол и. т. д.) по теме проекта.
Ознакомление специалистов по МУЗО и ФИЗО детальности с темой проекта Корректировка тематики и содержания учебной деятельности по МУЗО и ФИЗО деятельности.
Центр коми культуры.
МДОУ №18 (базовый сад по ЭКС) Городские методы объединения по ЭКС
Центр коми культуры им. Шахова г. Ухты Экскурсия: «Тайны бабушкиного сундука»
Цель: расширение и углубление знаний детей о старинных предметах быта.
II. Основной этап
Учебная деятельность
Обучение коми разговорной речи Занятие проводим в мини-музее «Коми изба»
Цель: учить понимать речь педагога на коми языке, усваивать лексику коми языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признакам; знакомить с построением элементарных грамматических конструкций, необходимых для речевого общения.
- Артикуляционная гимнастика со звуками «тш, дж, дз, о, сь»
- Занятия по темам:
«Приветствие, вежливые слова» (в течении учебного года в режимных моментах).
«Глаголы повелительного наклонения», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Семья», «Сея-юан до дозмук» («еда и посуда», «Человек».
- Во время опробования учить счету на коми языке, называть цвет (ромъяс, вкусовые качества (юмов, чоксыд, шома и. т. д.).
- Учить сказку «Колобок» («Ковдум») на коми языке по ролям.
- Учить стихи: «Учим новые слова…», «Ромпоштан», «Пуксян сейны…», «Ворса шы ни тов…», «Мач», «Миян Таня»
Ознакомление с художественной литературой Цель: Знакомить детей с литературными произведениями: коми народными сказками, стихами А. Журавлева и др. коми поэтов, с использованием инсценирования и драматизации.
- Чтение коми народных сказок : «Медвежьи няньки», «Охотник и чукля», «Хлеб и огонь», «Лесной челове Яг-Мортк», «Как Пера богатырь на войну ходил», «Марпида-царевна», «Ёма и две сестры».
Чтение стихов А. Журавлева
-Беседы о прочитанном: учить детей отвечать на вопросы после чтения текста.
- Рассматривание иллюстраций с героями кми сказок, альбомов: с коми национальной одеждой, коми орнаментом.
Ознакомление с окружающим Цель: знакомство со старинными предметами быта, которые встречаются в коми народных сказках; традиционной старинной одеждой (мужской и женской). Занятия проводим в мини-музее «Коми изба.
Старинные предметы быта: прялка, веретено, чугунки, утюг, берестяные туески, самовар, пестер, охотничьи лыжи.
- Использовать альбомы, фотографии «Традиционная женская и мужская одежда», «Коми народный орнамент».
- Рассматривание коми костюма.
Изобразительная деятельность Цель: знакомить детей с иллюстрациями коми народных сказок, элементами коми орнамента; использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.
- Рисование: «Укрась варежку»
- В аппликации: «Укрась малицу»
- Лепка: «Туесок» (из пластилина); «Шаньга», «Кулебяка» (чери-нянь) (из соленого теста).
- Дидактические игры: «Найди пару», «Сложи узор», «Дочки-матери», «Одень куклу».
Музыкальная деятельность Цель: знакомство с коми народными музыкальными инструментами, произведениями коми композиторов.
- струнные инструменты (сигудэк)
- духовые (чипсан, полян, пыжьян)
- шумовые (Шур-шар, тутш-тотш, зиль-зель, трещетка (сярган, тэчкан (колотушка).
- слушание музыки «Марья морь» (В. Мастеница)
«Чипсанон ворсом да иоктом» (П. Чисталев)
- хоровод «Паськыд гажа улича»
- инструментальный оркестр «Шондiбаной - оломойi»
Физкультурная деятельность Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Коми старинные подвижные игры «Охота на оленей», «Кошка, бабушка и горшки со сметаной», «Баба-Ема», «Невод», «Ветер, льдинки и мороз», «Важенка и оленята».
Совместная работа по теме проекта (детей и родителей) - сбор материала по теме проекта
- выставка (папка-передвижка) «Театры Коми республики» (фото и информационный материал)
- «Театральная мастерская» - организация различных видов театров, (настольный, на фланелеграфе и. т. д.)
- Подготовка костюмов для инсценирования сказки с использованием коми орнамента.
- «Мастерская слова» - стихи, потешки, считалки на коми языке.
- Совместной посещение спектаклей в Доме культуры нашего города и по возможности г. Сыктывкара
- Приглашение родителей на с/игру.
III. Заключительный этап
Итог проекта
Проведение музыкального досуга «Праздник Севера»
Работа с родителями
Проблема:
Недостаточная информированность родителей по обучению детей коми-разговорной речи.
Для установления сотрудничества с родителями, были поставлены цели:
Привлечь родителей к оказанию помощи детям при изучении коми языка в детском саду.
Сформировать систему взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями.
Воспринимать изучение коми языка как приобщение к культуре коми народа.
Задачи, направленные на благоприятное сотрудничество с родителями:
Познакомить родителей со словарем-минимумом, которым должны овладеть дети.
Расширить представление словаря через темы, предложенные программой.
Осознанно относиться к совместной деятельности с детьми и педагогом, принимая активное участие в организуемых мероприятиях.
Методы и формы в работе с родителями:
Консультации
Дни открытых дверей
Индивидуальная работа
Групповые собрания
Беседы
Совместные изготовления пособий
Оформление наглядной информации
Выпуск папки-передвижки
Просмотр телепередач, прослушивание дисков.
План-график мероприятий Содержание Цель Срок
1. Анкетирование
Выявить детей, желающих обучаться коми языку в детском саду с согласия родителей. Сентябрь
2. Изготовление папки-передвижки «Учим коми язык»
Познакомить родителей с историей возникновения коми языка, стихами, в которых использован коми словарь. Октябрь
3. Телефон доверия
Предложить родителям пользоваться телефоном по вопросам занятий по коми языку. В течении года
4. Консультация «Традиционная пища коми народа»
Познакомить родителей с национальными коми блюдами, называть их на русском и коми языках. Ноябрь
5. Консультация для родителей на тему «Интересен ли коми язык вашим детям?»
Предложить рецепты некоторых коми блюд (Шыд, рок, шома, йов, азяшыд, йов, шаньга и др.)
Декабрь
7. Музыкальный досуг
«Праздник Севера»
Привлечь родителей принять активное участие в обсуждении данной темы.
Показать родителям занятие, на котором дети активно используют коми словарь. Март
Список используемой литературы:
1. Вавилова Л. Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей дошкольного возраста к школе. – Сыктывкар, 1994.
2. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.
3. Дошкольное воспитание. - № 7, 1991. – с. 10.
4. Жеребцов Н. Л., Конаков Н. Д. Из жизни древних коми.
5. Конаков Н. Д. Коми – зыряне. – Сыктывкар, 1992.
6. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1983.
7. Нравственно-эстетическое воспитание и образование детей и подростков в условиях Севера. Материал межрегиональной конференции. – Сыктывкар, 2002.
8. Осипова А. И., Потолицына Н. Б. Путём оптимизации обучения лексике второго языка, как основному компоненту речи в детском саду. – Сыктывкар, 2002.
9. Остапова З. В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.
10. Остапова З. В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.
11. Остапова З. В., Потолицына Н. Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.
12. Остапова З. В., Москвина Т. А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.
13. Потолицына Н. Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.
14. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.
Приложение 1
План работы воспитателей по реализации проекта «Люби и знай язык родной»
1. Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей
2. Заинтересовать воспитанников, вовлечь в решении проблемы
3. Обращение с рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
4. Планирование совместных мероприятий с воспитателями, педагогами, родителями
5. Обсуждение плана проекта с педагогами детского сада
6. Сбор информации и материала
7. Организация презентации проекта (выставки, театрализация, представление)
8. Музыкальный досуг в детском саду.
Приложение 2
План работы для родителей по реализации проекта
1. Подобрать соответствующий материал по теме из интернета, энциклопедии, газет, журналов и т. д. :
- литературу (рассказы, загадки, стихи, сказки, пословицы)
- фотографии, картинки, рисунки, иллюстрации.
2. Оформить творческие работы вместе с детьми по теме (рефераты плакаты, коллажи, альбомы, книги, игрушки, предметы быта и т. д.)
3. Изготовить вместе с детьми поделки, костюмы.
4. Беседовать с детьми, читать им художественно – познавательную литературу, разучивать стихи, прослушивать музыку, песни
Приложение 3
Сценарий коми праздника «Юргы коми кыв»
в подготовительной группе.
Ведущий: Видза оланныд, дона гостьяс! Бур рыт, миян муса ертъяс!
Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященный коми языку.
21 февраля во всем мире отмечается праздник – День родного языка. В нашей республике два государственных языка – это русский и коми. «Язык –душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище». Коми язык входит в финно-угорскую языковую семью. Создатель древней коми азбуки – Стефан Пермский. 1372 год – год зарождения коми письменности (коми алфавит- амбур).
Ведущий: Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок, а родился ты на прекрасной Коми земле, в северном Коми крае.
Под коми музыку коми входят дети и читают стихи).
1 ребенок: Вот он север мой суровый!
Полюбуйся, посмотри!
На лугу ковер пуховый,
На деревьях снегири!
2 ребенок: Ты бывал в таежной чаще?
Видел чудо из чудес?
Наш дремучий, настоящий,
Без конца и края лес!
3 ребенок: Сосны, ели – исполины
Закрывают небосвод,
На зеленые вершины
Глянеш, шапка упадет!
Ведущий:
– Тихие, задумчивые сосны.
И под снегом сон тетеревов,
И фонтаны в крае нефтеносном,
И огни растущих городов.
В новых селах древние былины,
Золотые скирды на полях,
Это север, край неповторимый,
Край отцов и Родина моя!
ПЕСНЯ «НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ»
Ведущий: – Наши ребята тоже умеют разговаривать на коми языке, рассказывают стихи, поют песни, играют в игры и хотят научить и родителей. Но у коми алфавита свои особенности. Он отличается от русского. И сейчас мы познакомим наших родителей и гостей, чтоб они тоже научились разговаривать на коми языке. Где же моя коми азбука, ребята? Пока собиралась на праздник, она и исчезла.
Приходит Баба-Ема (или Яг Морт). Приносит коми алфавит, но он заколдовал (нет аффрикатов ДЖ,ДЗ, ТШ и буквы о. Задания детям - стихи на коми языке.
Баба Ё ма: Видза оланныд, дона гостьяс! Здравствуйте, ребята.
Ведущий: Здравствуй, Баба Ёма. А ты случайно не видела наш с ребятами коми алфавит?
Баба Ё ма: Конечно, видела. А еще я видела как вы на праздник собирались, торопились, а обо мне никто и не вспомнил. На праздник меня не пригласили. Вот я и забрала ваш коми алфавит.
Ведущий: Баба Ёма, да мы же родителей хотели научить говорить по коми, а ты…. Не вредничай, отдай нам, пожалуйста, алфавит.
Баба Ё ма: а разве ваши ребята умеют говорить по коми и знают этот язык?
Ведущий: Конечно! Садись рядом, и внимательно слушай и смотри.
СЕРАФИМ ПОПОВ «МЕДМУСА КОМИ КЫВЪЯС». (Алена, Денис Гор. Алина, Ашот, Рита, Анжела).
СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – НЯНЬ ДА СОВ, АТТЬО, БУР РЫТ.
Баба Ё ма: Здорово! Мне очень понравилось. Ладно, отдам вам алфавит. Учите своих родителей.
На экране появляется алфавит с рассыпанными буквами.
Ведущий: Ребята, давайте проверим. Все ли в порядке с нашим алфавитом?
На экране открываются пазлы с ДЖ.
Ведущий: Ну вот, Баба Ёма, ты пока сама торопилась к нам на праздник, весь алфавит и рассыпался. Что же теперь делать?
Баба Ё ма: Простите меня, не хотела я все испортить. Но могу помочь все исправить. Но одной мне не справится. Нужна помощь ребят. Свои талантами и умениями мы сможем вместе собрать весь алфавит. Поможете, ребята?
Дети: да.
Ведущий: Наши дети действительно очень талантливые. И первыми я приглашаю девочек помочь собрать алфавит.
ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК ПОД ПЕСНЮ ЛИДИИ ЛОГИНОВОЙ.
Складывается один пазл. ДЖ
Баба Ё ма: Ура! У нас получается. Ну а сейчас я проверю, как вы знаете коми язык. Я загадываю вам загадку, а ответ вы говорите мне на коми языке.
1. ОТГАДАТЬ ЛЕГКО И БЫСТРО:
МЯГКИЙ, ПЫШНЫЙ И ДУШИСТЫЙ,
ОН И ЧЕРНЫЙ, ОН И БЕЛЫЙ,
А БЫВАЕТ ПОДГОРЕЛЫЙ. (НЯНЬ)
2. Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (РОК)
3. Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кань)
4. На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (шкам шка)
ПЕСНЯ «ОШКАМОШКА».
СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – ОШКАМОШКА- РАДУГА, ЧУЖАН МУОЙ –РОДИНА, ЧОЛОМ, ЕРТОЙ- ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ, СУВТОЙ КЫТШО – ВСТАНЬТЕ КРУГ.
Складывается второй пазл ДЗ
Баба Ё ма: Обращается к родителям – А что означает слово –ЧАЧА? (ответы) – На коми языке это слово означает –ИГРУШКА.
ИГРА «ИЩЕМ ИГРУШКУ» («КОРСЯМ ЧАЧА»).
СЛОВО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ-ЧАЧА.
Складывается тритий пазл ТШ
Ведущий: Ныне действующий алфавит коми составлен на основе русского. Насчитывается 26 согласных, 7 гласных В коми языке нет звуков Ф, Х, Ц, а есть особые аффрикаты ДЖ, ДЗ, ТШ. Это такие парные согласные, которые надо произносить слитно. В коми алфавите есть две буквы для обозначения звука И, это И – русская (после мягких согласных, и i – латинская (после твердых согласных). И буква О. И нам осталось собрать лишь одну букву.
ЭСТАФЕТНАЯ ИГРА – ХОДИЛКА (С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЙ).
После игры – интересные факты о республике и необычные памятники в городах коми. (ИКТ).
СТИХИ В. ШЕВЕЛЕВ «КОДЫР БЫДМА» (Ваня) И Г. ЮШКОВ «ШКОЛАО» (Вика).
Собирается четвертый пазл О
Баба Ё ма: Вот и собрали мы наш алфавит. А сейчас проверим, как наши родители запомнили коми слова
ИГРА «КОМИ МАШИНА» (на коми языке с повторением запомнившихся коми слов).
Ведущий: Багрянцем пылают над пармой рассветы,
Полночные звезды тускнеют в дали.
Мы наши сердца отдаем беззаветно,
И будням, и праздникам Коми земли.
Кто раз побывал здесь, тот помнит и знает,
Работою славится наш человек.
Мы песни слагаем о доблестном крае,
Земля эта щедрая в сердце навек.
Таежное море, уральские горы,
Крутые изгибы порожистых рек.
Печора и Ижма дают силу жизни,
На их берегах строит дом человек.
Расти, процветай, всем на радость живущим,
К столетью уверенно, смело шагай,
Ты только поверь: в недалеком грядущем,
Мы сделаем краше суровый наш край!
ОРКЕСТР.
Завершение праздника. Баба Ёма и ведущий раздает буклеты
(словарь с коми вежливыми словами, коми играми и интересными фактами)