Получи документы

Проект «Люби и знай язык родной»

Нина Анисимова
Проект «Люби и знай язык родной»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 87» г. Сыктывкара

ПРОЕКТ

по приобщению дошкольников

к Коми культуре и обучению коми языку

«Люби и знай язык родной»

Воспитатель:

Анисимова Н. Н.

Сыктывкар

Содержание

1. Введение

2. Проект «Люби и знай язык родной»

3. Работа с родителями

4. Список используемой литературы

5. Приложения:

Приложение 1. План работы воспитателей по реализации проекта

Публикация «Проект „Люби и знай язык родной“» размещена в разделах

Приложение 2. План работы для родителей

Приложение 3. Коми посиделки с родителями и детьми. Дегустация коми блюд.

Введение

Главным орудием общения ребенка является речь. Программа воспитания и обучения детей предусматривает развитие творческих, речевых возможностей ребенка.

Социальный заказ Республики Коми позволяет включать в образовательный процесс обучение русскоязычных детей национальному коми языку.

Изучение коми языка в нашей республике является на сегодняшний день актуальным и обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языком играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.

Еще К. Ф Жаков говорил, что: «Язык – душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище».

Сохранять национальную культуру и язык необходимо.

Проект «Люби и знай язык родной»

Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет

Тип проекта : Творчески-игровой

Срок реализации: с 10 октября 2024 г. по 31марта 2024 г.

Цель проекта : приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.

Задачи:

1. Расширять знания педагогов, родителей, воспитанников о культуре Коми края.

2. Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.

3. Способность к повышению интереса, к усвоению коми языка у воспитанников.

4. Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.

5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.

6. Повышать престиж коми языка в городе.

Актуальность проекта : возрождение и сохранение Коми традиций, Коми языка.

Проблемы проекта : недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап

Составление плана проекта 1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач проекта.

3. План действий:

- учебная деятельность детей;

- работа с родителями (сообщение темы проекта; привлечение к проекту, рекомендации);

- совместная работа со специалистами по ИЗО, МУЗО и ФИЗО деятельности;

- оценка развивающего пространства ДОУ и группы.

Ознакомление детей с проектом В : - В какой республике мы живем?

Дети: - В Коми республике.

В: - На каком языке разговаривают люди в коми деревнях и сёлах?

Дети: - На Коми языке.

В: - А знаете ли вы коми народные сказки?

Дети: - «Охотник и Чукля», «Про Перу богатыря»

В: - А можно ли русские народные сказки рассказывать на коми языке?

Дети: - Да. Мы ходим на коми кружок, знаем много слов на коми языке.

В. предлагает детям послушать небольшой отрывок сказки «Колобок» на коми языке, попробовать подготовить и показать на сцене.

Ознакомление родителей с проектом. - В родительском уголке повесить плакат – афишу с названием проекта для ознакомления родителей о предстоящем проекте.

- Дать рекомендации об ознакомлении детей с видами театров г. Сыктывкара и г. Ухты (музыкальный театр, драматический театр им. В. Савина (использовать открытки, фотоматериал).).

- Чтение худ. литературы: коми народные сказки (на русском языке).

- Активизировать родителей на совместную деятельность в подборе и изготовлении материала (кукол и. т. д.) по теме проекта.

Ознакомление специалистов по МУЗО и ФИЗО детальности с темой проекта Корректировка тематики и содержания учебной деятельности по МУЗО и ФИЗО деятельности.

Центр коми культуры.

МДОУ №18 (базовый сад по ЭКС) Городские методы объединения по ЭКС

Центр коми культуры им. Шахова г. Ухты Экскурсия: «Тайны бабушкиного сундука»

Цель: расширение и углубление знаний детей о старинных предметах быта.

II. Основной этап

Учебная деятельность

Обучение коми разговорной речи Занятие проводим в мини-музее «Коми изба»

Цель: учить понимать речь педагога на коми языке, усваивать лексику коми языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признакам; знакомить с построением элементарных грамматических конструкций, необходимых для речевого общения.

- Артикуляционная гимнастика со звуками «тш, дж, дз, о, сь»

- Занятия по темам:

«Приветствие, вежливые слова» (в течении учебного года в режимных моментах).

«Глаголы повелительного наклонения», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Семья», «Сея-юан до дозмук» («еда и посуда», «Человек».

- Во время опробования учить счету на коми языке, называть цвет (ромъяс, вкусовые качества (юмов, чоксыд, шома и. т. д.).

- Учить сказку «Колобок» («Ковдум») на коми языке по ролям.

- Учить стихи: «Учим новые слова…», «Ромпоштан», «Пуксян сейны…», «Ворса шы ни тов…», «Мач», «Миян Таня»

Ознакомление с художественной литературой Цель: Знакомить детей с литературными произведениями: коми народными сказками, стихами А. Журавлева и др. коми поэтов, с использованием инсценирования и драматизации.

- Чтение коми народных сказок : «Медвежьи няньки», «Охотник и чукля», «Хлеб и огонь», «Лесной челове Яг-Мортк», «Как Пера богатырь на войну ходил», «Марпида-царевна», «Ёма и две сестры».

Чтение стихов А. Журавлева

-Беседы о прочитанном: учить детей отвечать на вопросы после чтения текста.

- Рассматривание иллюстраций с героями кми сказок, альбомов: с коми национальной одеждой, коми орнаментом.

Ознакомление с окружающим Цель: знакомство со старинными предметами быта, которые встречаются в коми народных сказках; традиционной старинной одеждой (мужской и женской). Занятия проводим в мини-музее «Коми изба.

Старинные предметы быта: прялка, веретено, чугунки, утюг, берестяные туески, самовар, пестер, охотничьи лыжи.

- Использовать альбомы, фотографии «Традиционная женская и мужская одежда», «Коми народный орнамент».

- Рассматривание коми костюма.

Изобразительная деятельность Цель: знакомить детей с иллюстрациями коми народных сказок, элементами коми орнамента; использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.

- Рисование: «Укрась варежку»

- В аппликации: «Укрась малицу»

- Лепка: «Туесок» (из пластилина); «Шаньга», «Кулебяка» (чери-нянь) (из соленого теста).

- Дидактические игры: «Найди пару», «Сложи узор», «Дочки-матери», «Одень куклу».

Музыкальная деятельность Цель: знакомство с коми народными музыкальными инструментами, произведениями коми композиторов.

- струнные инструменты (сигудэк)

- духовые (чипсан, полян, пыжьян)

- шумовые (Шур-шар, тутш-тотш, зиль-зель, трещетка (сярган, тэчкан (колотушка).

- слушание музыки «Марья морь» (В. Мастеница)

«Чипсанон ворсом да иоктом» (П. Чисталев)

- хоровод «Паськыд гажа улича»

- инструментальный оркестр «Шондiбаной - оломойi»

Физкультурная деятельность Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Коми старинные подвижные игры «Охота на оленей», «Кошка, бабушка и горшки со сметаной», «Баба-Ема», «Невод», «Ветер, льдинки и мороз», «Важенка и оленята».

Совместная работа по теме проекта (детей и родителей) - сбор материала по теме проекта

- выставка (папка-передвижка) «Театры Коми республики» (фото и информационный материал)

- «Театральная мастерская» - организация различных видов театров, (настольный, на фланелеграфе и. т. д.)

- Подготовка костюмов для инсценирования сказки с использованием коми орнамента.

- «Мастерская слова» - стихи, потешки, считалки на коми языке.

- Совместной посещение спектаклей в Доме культуры нашего города и по возможности г. Сыктывкара

- Приглашение родителей на с/игру.

III. Заключительный этап

Итог проекта

Проведение музыкального досуга «Праздник Севера»

Работа с родителями

Проблема:

Недостаточная информированность родителей по обучению детей коми-разговорной речи.

Для установления сотрудничества с родителями, были поставлены цели:

Привлечь родителей к оказанию помощи детям при изучении коми языка в детском саду.

Сформировать систему взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями.

Воспринимать изучение коми языка как приобщение к культуре коми народа.

Задачи, направленные на благоприятное сотрудничество с родителями:

Познакомить родителей со словарем-минимумом, которым должны овладеть дети.

Расширить представление словаря через темы, предложенные программой.

Осознанно относиться к совместной деятельности с детьми и педагогом, принимая активное участие в организуемых мероприятиях.

Методы и формы в работе с родителями:

Консультации

Дни открытых дверей

Индивидуальная работа

Групповые собрания

Беседы

Совместные изготовления пособий

Оформление наглядной информации

Выпуск папки-передвижки

Просмотр телепередач, прослушивание дисков.

План-график мероприятий Содержание Цель Срок

1. Анкетирование

Выявить детей, желающих обучаться коми языку в детском саду с согласия родителей. Сентябрь

2. Изготовление папки-передвижки «Учим коми язык»

Познакомить родителей с историей возникновения коми языка, стихами, в которых использован коми словарь. Октябрь

3. Телефон доверия

Предложить родителям пользоваться телефоном по вопросам занятий по коми языку. В течении года

4. Консультация «Традиционная пища коми народа»

Познакомить родителей с национальными коми блюдами, называть их на русском и коми языках. Ноябрь

5. Консультация для родителей на тему «Интересен ли коми язык вашим детям

Предложить рецепты некоторых коми блюд (Шыд, рок, шома, йов, азяшыд, йов, шаньга и др.)

Декабрь

7. Музыкальный досуг

«Праздник Севера»

Привлечь родителей принять активное участие в обсуждении данной темы.

Показать родителям занятие, на котором дети активно используют коми словарь. Март

Список используемой литературы:

1. Вавилова Л. Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей дошкольного возраста к школе. – Сыктывкар, 1994.

2. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.

3. Дошкольное воспитание. - № 7, 1991. – с. 10.

4. Жеребцов Н. Л., Конаков Н. Д. Из жизни древних коми.

5. Конаков Н. Д. Коми – зыряне. – Сыктывкар, 1992.

6. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1983.

7. Нравственно-эстетическое воспитание и образование детей и подростков в условиях Севера. Материал межрегиональной конференции. – Сыктывкар, 2002.

8. Осипова А. И., Потолицына Н. Б. Путём оптимизации обучения лексике второго языка, как основному компоненту речи в детском саду. – Сыктывкар, 2002.

9. Остапова З. В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.

10. Остапова З. В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.

11. Остапова З. В., Потолицына Н. Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.

12. Остапова З. В., Москвина Т. А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.

13. Потолицына Н. Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.

14. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.

Приложение 1

План работы воспитателей по реализации проекта «Люби и знай язык родной»

1. Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей

2. Заинтересовать воспитанников, вовлечь в решении проблемы

3. Обращение с рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)

4. Планирование совместных мероприятий с воспитателями, педагогами, родителями

5. Обсуждение плана проекта с педагогами детского сада

6. Сбор информации и материала

7. Организация презентации проекта (выставки, театрализация, представление)

8. Музыкальный досуг в детском саду.

Приложение 2

План работы для родителей по реализации проекта

1. Подобрать соответствующий материал по теме из интернета, энциклопедии, газет, журналов и т. д. :

- литературу (рассказы, загадки, стихи, сказки, пословицы)

- фотографии, картинки, рисунки, иллюстрации.

2. Оформить творческие работы вместе с детьми по теме (рефераты плакаты, коллажи, альбомы, книги, игрушки, предметы быта и т. д.)

3. Изготовить вместе с детьми поделки, костюмы.

4. Беседовать с детьми, читать им художественно – познавательную литературу, разучивать стихи, прослушивать музыку, песни

Приложение 3

Сценарий коми праздника «Юргы коми кыв»

в подготовительной группе.

Ведущий: Видза оланныд, дона гостьяс! Бур рыт, миян муса ертъяс!

Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященный коми языку.

21 февраля во всем мире отмечается праздник – День родного языка. В нашей республике два государственных языка – это русский и коми. «Язык –душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище». Коми язык входит в финно-угорскую языковую семью. Создатель древней коми азбуки – Стефан Пермский. 1372 год – год зарождения коми письменности (коми алфавит- амбур).

Ведущий: Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок, а родился ты на прекрасной Коми земле, в северном Коми крае.

Под коми музыку коми входят дети и читают стихи).

1 ребенок: Вот он север мой суровый!

Полюбуйся, посмотри!

На лугу ковер пуховый,

На деревьях снегири!

2 ребенок: Ты бывал в таежной чаще?

Видел чудо из чудес?

Наш дремучий, настоящий,

Без конца и края лес!

3 ребенок: Сосны, ели – исполины

Закрывают небосвод,

На зеленые вершины

Глянеш, шапка упадет!

Ведущий:

– Тихие, задумчивые сосны.

И под снегом сон тетеревов,

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов.

В новых селах древние былины,

Золотые скирды на полях,

Это север, край неповторимый,

Край отцов и Родина моя!

ПЕСНЯ «НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ»

Ведущий: – Наши ребята тоже умеют разговаривать на коми языке, рассказывают стихи, поют песни, играют в игры и хотят научить и родителей. Но у коми алфавита свои особенности. Он отличается от русского. И сейчас мы познакомим наших родителей и гостей, чтоб они тоже научились разговаривать на коми языке. Где же моя коми азбука, ребята? Пока собиралась на праздник, она и исчезла.

Приходит Баба-Ема (или Яг Морт). Приносит коми алфавит, но он заколдовал (нет аффрикатов ДЖ,ДЗ, ТШ и буквы о. Задания детям - стихи на коми языке.

Баба Ё ма: Видза оланныд, дона гостьяс! Здравствуйте, ребята.

Ведущий: Здравствуй, Баба Ёма. А ты случайно не видела наш с ребятами коми алфавит?

Баба Ё ма: Конечно, видела. А еще я видела как вы на праздник собирались, торопились, а обо мне никто и не вспомнил. На праздник меня не пригласили. Вот я и забрала ваш коми алфавит.

Ведущий: Баба Ёма, да мы же родителей хотели научить говорить по коми, а ты…. Не вредничай, отдай нам, пожалуйста, алфавит.

Баба Ё ма: а разве ваши ребята умеют говорить по коми и знают этот язык?

Ведущий: Конечно! Садись рядом, и внимательно слушай и смотри.

СЕРАФИМ ПОПОВ «МЕДМУСА КОМИ КЫВЪЯС». (Алена, Денис Гор. Алина, Ашот, Рита, Анжела).

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – НЯНЬ ДА СОВ, АТТЬО, БУР РЫТ.

Баба Ё ма: Здорово! Мне очень понравилось. Ладно, отдам вам алфавит. Учите своих родителей.

На экране появляется алфавит с рассыпанными буквами.

Ведущий: Ребята, давайте проверим. Все ли в порядке с нашим алфавитом?

На экране открываются пазлы с ДЖ.

Ведущий: Ну вот, Баба Ёма, ты пока сама торопилась к нам на праздник, весь алфавит и рассыпался. Что же теперь делать?

Баба Ё ма: Простите меня, не хотела я все испортить. Но могу помочь все исправить. Но одной мне не справится. Нужна помощь ребят. Свои талантами и умениями мы сможем вместе собрать весь алфавит. Поможете, ребята?

Дети: да.

Ведущий: Наши дети действительно очень талантливые. И первыми я приглашаю девочек помочь собрать алфавит.

ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК ПОД ПЕСНЮ ЛИДИИ ЛОГИНОВОЙ.

Складывается один пазл. ДЖ

Баба Ё ма: Ура! У нас получается. Ну а сейчас я проверю, как вы знаете коми язык. Я загадываю вам загадку, а ответ вы говорите мне на коми языке.

1. ОТГАДАТЬ ЛЕГКО И БЫСТРО:

МЯГКИЙ, ПЫШНЫЙ И ДУШИСТЫЙ,

ОН И ЧЕРНЫЙ, ОН И БЕЛЫЙ,

А БЫВАЕТ ПОДГОРЕЛЫЙ. (НЯНЬ)

2. Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (РОК)

3. Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (кань)

4. На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (шкам шка)

ПЕСНЯ «ОШКАМОШКА».

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – ОШКАМОШКА- РАДУГА, ЧУЖАН МУОЙ –РОДИНА, ЧОЛОМ, ЕРТОЙ- ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ, СУВТОЙ КЫТШО – ВСТАНЬТЕ КРУГ.

Складывается второй пазл ДЗ

Баба Ё ма: Обращается к родителям – А что означает слово –ЧАЧА? (ответы) – На коми языке это слово означает –ИГРУШКА.

ИГРА «ИЩЕМ ИГРУШКУ» («КОРСЯМ ЧАЧА»).

СЛОВО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ-ЧАЧА.

Складывается тритий пазл ТШ

Ведущий: Ныне действующий алфавит коми составлен на основе русского. Насчитывается 26 согласных, 7 гласных В коми языке нет звуков Ф, Х, Ц, а есть особые аффрикаты ДЖ, ДЗ, ТШ. Это такие парные согласные, которые надо произносить слитно. В коми алфавите есть две буквы для обозначения звука И, это И – русская (после мягких согласных, и i – латинская (после твердых согласных). И буква О. И нам осталось собрать лишь одну букву.

ЭСТАФЕТНАЯ ИГРА – ХОДИЛКА (С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЙ).

После игры – интересные факты о республике и необычные памятники в городах коми. (ИКТ).

СТИХИ В. ШЕВЕЛЕВ «КОДЫР БЫДМА» (Ваня) И Г. ЮШКОВ «ШКОЛАО» (Вика).

Собирается четвертый пазл О

Баба Ё ма: Вот и собрали мы наш алфавит. А сейчас проверим, как наши родители запомнили коми слова

ИГРА «КОМИ МАШИНА» (на коми языке с повторением запомнившихся коми слов).

Ведущий: Багрянцем пылают над пармой рассветы,

Полночные звезды тускнеют в дали.

Мы наши сердца отдаем беззаветно,

И будням, и праздникам Коми земли.

Кто раз побывал здесь, тот помнит и знает,

Работою славится наш человек.

Мы песни слагаем о доблестном крае,

Земля эта щедрая в сердце навек.

Таежное море, уральские горы,

Крутые изгибы порожистых рек.

Печора и Ижма дают силу жизни,

На их берегах строит дом человек.

Расти, процветай, всем на радость живущим,

К столетью уверенно, смело шагай,

Ты только поверь: в недалеком грядущем,

Мы сделаем краше суровый наш край!

ОРКЕСТР.

Завершение праздника. Баба Ёма и ведущий раздает буклеты

(словарь с коми вежливыми словами, коми играми и интересными фактами)

Публикации по теме:

Образовательная деятельность «Люби и знай, свой родной край Башкоростан» Содержание программы: Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и соответствует.

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Люби и знай язык родной»
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 17:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Люби и знай язык родной»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Анисимова (УИ 45480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД