Ирина Турбина
Творческий, детско-взрослый, информационно-исследовательский проект «Лук — зеленый друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация
Целью данного проекта является формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Проект будет реализовываться через вовлечение детей в различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, экспериментальную.
Проект будут выполнять дети, педагоги, родители воспитанников. Всего в проект будет вовлечено 3 педагога, 20 детей с нарушениями зрения и их родители.
Проект : «Лук - зеленый друг».
Публикация «Творческий, детско-взрослый, информационно-исследовательский проект „Лук — зеленый друг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Тип проекта : творческий детско-взрослый, информационно-исследовательский
Возраст детей: 4-5 лет.
Продолжительность проекта : 4 недели.
Цель проекта : формирование системы знаний о репчатом луке методом поисково-познавательной деятельности.
Задачи проекта :
1. Развивать мышление детей: учить выдвигать гипотезы, делать элементарные умозаключения и аргументировать их.
2. Стимулировать познавательную активность детей через экспериментирование с луком.
3. Обогатить знания детей о луке, его строении и полезных свойствах.
4. Развивать у детей наблюдательность.
5. Познакомить детей с посадкой лука на подоконнике. Провести эксперименты по выгонке репчатого лука на перо двумя способами: посадкой в грунт и в воду.
6. Формировать знания детей о необходимости света, тепла, воды для роста лука.
7. Закреплять умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
8. Формировать у детей потребность заботиться о своем здоровье.
9. Обогатить активный и пассивный словарь детей.
10. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
Ожидаемые результаты
Дети:
• Пополнят и активизируют словарный запас.
• Получат элементарные представления о выращивании лука.
• Приобретут навыки трудовой деятельности.
• Научатся элементарному целеполаганию, выдвижению гипотез и их обоснованию.
• Станут более наблюдательными, внимательными.
• Разовьют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• Поймут важность употребления лука в различном виде в пищу и в лечебных целях.
• Научатся выполнять индивидуальные и коллективные поручения и работать в группах
Родители:
• Обогатят свои собственные знания о полезных и целебных свойствах лука, о многообразии блюд из него.
• Получат возможность общения с ребенком в различных видах деятельности.
Педагоги:
• Достигнут большего взаимопонимания с родителями воспитанников;
• Получат удовлетворение от познавательной активности детей;
• Сплотят детско-взрослый коллектив своей группы.
Постановка проблемы
Дети группы дружны, сложились устойчивые микрогруппы. Привязанности детей проявляются в совместной игровой деятельности, в различных режимных моментах. Дети очень переживают в случае отсутствия друзей. С наступлением весны дети чаще стали болеть. У многих возник вопрос, почему это происходит. Мы объяснили детям, что в этот период организму человека не хватает витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье является витамин С (аскорбиновая кислота). В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени (киви, апельсины, лимонный сок, сладкий перец, квашеная капуста, лук и т. д.).
В процессе общения с детьми выяснили, что родители покупают им различные фрукты, дают поливитамины, а лук они дома практически не едят. А между тем, очевидно, что выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в группе поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.
Так возникла идея разработки проекта «Лук – зеленый друг».
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Реализация поставленных задач будет проходить в несколько этапов.
I этап. Выбор темы
Что мы знаем? Что еще хотим узнать? Где мы можем узнать?
• лук горький;
• лук растет в огороде;
• от лука плачут;
• лук кладут в разные блюда;
• лук полезный; • чем лук полезен?
• как выращивают лук?
• как появляется зеленое перо?
• почему луковицы бывают разного цвета?
• почему от лука плачут? • спросить у воспитателей;
• спросить у родителей;
• провести эксперимент.
• посмотреть в интернете
II этап. Сбор сведений
№ Содержание
Срок выполнения Ответственные
1
2
3
4
5
6
7
8
Подбор книг и иллюстраций по теме «Овощи».
Подбор стихотворений и загадок про лук.
Чтение книги Джани Родарри «Чиполлино».
Посадка огорода
Наблюдения за ростом лука в разных условиях.
Экспериментальная деятельность
с луком.
Подборка рецептов блюд из лука, которые нравятся детям
Подборка рецептов народной медицины «Лечение луком»
1 неделя
1 неделя
1 неделя
1 неделя
1-4 неделя
1-4 неделя
1 неделя
2-3 неделя
Педагоги, родители
Педагоги, родители
Родители, дети
Педагоги, дети
Педагоги, дети
Педагоги, дети
Родители
Родители, педагоги
III этап. Реализация проекта
ОО Содержание Задачи
Социально – коммуникативное развитие
• Дидактические игры:
«Вершки – корешки», «Овощи и фрукты».
• Беседы: «Для чего нужен огород на подоконнике?»
• Разгадывание загадок о луке.
• Рассматривание иллюстраций с разными видами лука,
• Рассматривание натюрмортов.
• Трудовая деятельность детей:
1. Посадка лука для наблюдения:
–в землю;
–в емкость с водой.
2. Посадка «лукового дерева».
3. Уход за посадками (полив, рыхление, спрыскивание от пыли, срезание выросшего пера).
Закреплять знания детей об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты». Упражнять в классификации овощей и фруктов со зрительной опорой и на слух.
Закреплять знания детей о внешнем строении овощей, называть съедобную часть растения.
Обогащать словарный запас детей.
Обогащать представления детей о многообразии видов лука.
Познакомить с новым художественным жанром. Учить находить в натюрморте заданный объект.
Учить элементарным приемам трудовой деятельности при посадке лука и уходе за ним.
Познавательное развитие 1. Элементарная экспериментальная деятельность:
- зрительно-осязательное обследование лука (цвет, форма, величина, способ обработки);
- различение лука с помощью слуха (сухой, влажый, очищенный, в шелухе); определение действий с луком (чистим, моем, режем, измельчаем в блендере);
- различение лука по запаху (очищенный, в шелухе, нарезанный, отварной, жареный, смоченный водой, в контейнере, испорченный);
- различение по вкусу лука вареного, жаренного, сырого репчатого и зеленого;
- «Тонет – не тонет»;
- различение на ощупь луковиц разной формы, величины, очищенных и в шелухе, лука репчатого и зеленого;
- окрашивание яиц в отваре луковой шелухи.
2. Беседы «Польза лука», «Когда лук может навредить?»
3. Наблюдения за ростом лука в различных условиях (в земле на свету с регулярным поливом и рыхлением почвы, в земле в затемненном месте, в банке с водой).
4. Объяснения детьми результатов наблюдений.
5. Дидактические игры:
«Узнай на вкус»;
«Узнай на ощупь»;
«Узнай по запаху»;
«Узнай по характерному звуку».
Развивать познавательную активность детей.
Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Учить выдвигать гипотезы, делать элементарные умозаключения и аргументировать их.
Обогащать чувственный опыт детей.
Стимулировать речевую активность детей. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Развивать наблюдательность.
Учить передавать порядок выполненных действий и объяснять полученные результаты.
Развивать полисенсорные способности детей.
Речевое развитие
1. Чтение стихотворений :
В. П. Сибирёв «Словно мячик»;
Ирис Ревю «Удачный лук».
2. Разгадывание загадок о луке.
3. Придумывание загадок о луке.
4. Дидактические игры:
«Хорошо – плохо».
«Да-нетка»
5. Конкурс чтецов «Лук – лучший друг»
6. Викторина «Все мы с луком подружились».
7. Беседа по содержанию книги Дж. Родари «Чиполлино».
8. Высказывание детьми элементарных гипотез и обоснование ими своих умозаключений.
9. Объяснения детьми результатов наблюдений.
Формировать умение слушать стихи и рассказы, вступать в беседу по прочитанному, отвечать полными ответами на поставленные вопросы.
Учить внимательно и до конца выслушивать загадки, выделять в них характерные признаки отгадываемого объекта.
Учить детей составлять загадки о луке с опорой на имеющихся у них знаний о его признаках и свойствах.
Развить мышление детей. Учить видеть достоинства и недостатки лука.
Учить детей формулировать вопросы о луке, требующих однозначных ответов «да» или «нет».
Мотивировать детей к участию в конкурсе. Добиваться выразительности чтения стихов.
Учить детей применять полученные знания о луке.
Развивать диалогическую и монологическую речь, умение слушать друг друга. Расширять словарный запас по теме.
Учить детей свободно высказываться и уверенно отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других детей.
Художественно – эстетическое развитие 1. Лепка «Полезные овощи»
2. Аппликация:
- «Лук – наш друг»;
3. Пластилинография «Чиполлино»
4. Рисование «Чиполлино»
5. Песня-игра «Огород»
6. Оформление дневника наблюдений за ростом лука в различных условиях.
Учить детей раскатывать комок пластилина круговыми движениями, придавать ему характерные признаки изображаемого объекта.
Учить вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
Познакомить детей с новой техникой. Учить детей размазывать пластилин по силуэтному изображению.
Развивать слуховое внимание, упражнять в выполнении действий в соответствии со словами песни.
Развивать графо-моторные способности детей. Упражнять их в зрительной дифференцировке оттенков коричневого цвета.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«От семени до стола»
Эстафета: «Соберем урожай»
Физминутка
«Лучок-здоровячок»
Пальчиковые игры:
«Лук»
«Овощи»
Зрительная гимнастика:
«Раздеваем лук»
Раз
Укреплять здоровье детей.
Формировать потребность в двигательной активности, стимулировать её. Закреплять умение двигаться в соответствии со словами и с соблюдением правилигры.
Развивать общие и пальцевые движения.
Упражнять в фиксации взора на заданном и самостоятельно найденном объекте, развивать глазодвигательные и прослеживающие функции глаз.
IV этап. Презентация проекта
1. Кулинарная книга «Блюда из лука, которые нравятся детям».
2. Справочник рецептов народной медицины «Лук – от семи недуг».
3. Сборник стихов и загадок о луке.
4. Огород на окне.
5. Награждение победителей викторины «Все мы с луком подружились» и активных участников проекта.