Татьяна Бедарева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лучики здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
«Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости».
Народная мудрость.
Статистика свидетельствует : физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников :
• Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
• Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
• Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
• Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
И. И. Мечников считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.
Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения. Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:
Определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
Создание валеологически развивающей среды ДОУ:
Формирование подходов к взаимодействию с семьей;
Целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника : задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;
Диагностика валеологической культуры дошкольника;
Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.
В связи с этим наш детский сад стал уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной был разработан проект валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, который был реализован через НОД, кружковую работу.
Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.
Паспорт проекта
Наименование проекта «Лучики здоровья»
Вид проекта
Групповой
Основные разработчики программы Педагоги, родители, воспитатели
Цели и задачи проекта Цель :
формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
Продолжительность проекта Один год.
Сроки реализации проекта Сентябрь 2013 года – май 2014 года.
Основные формы реализации проекта • организованная деятельность детей – непрерывная непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники, развлечения, досуги;
• совместная деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободная самостоятельная деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Обеспечение проекта • Стенд «Лучики здоровья»
• Дидактические игры
• Наглядный материал
• Создание предметно-развивающей среды
• Фотографии НОД
• Рисунки детей
Предполагаемые результаты • Умение детей укреплять и сохранять свое здоровье, вырабатывая устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений.
• Бережное отношение к своему организму и умение ценить свое здоровье с детства.
• Развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям.
• Создание у детей, педагогов, родителей мотивации на здоровый образ жизни.
Продукт проекта Создание стенда «Лучики здоровья», где размещен материал для воспитателей и родителей:
• памятки «Травматизм ребенка в семье», «Формирование правильной осанки»; «Развитие мелкой моторики рук»;
• буклеты «Точечный массаж», «Рациональное питание», «Доктор Айболит»; «Личная гигиена», «Положительные эмоции»
• консультации «Роль семьи в воспитании здорового ребенка», «Познай себя», «Здоровье ребёнка».
• изготовление развивающего пособия: «Цветок здоровья»
• презентация проекта.
Этапы реализации проекта
Период Мероприятия Ответственные
1 этап - подготовительный
Сентябрь
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы мониторинга развития детей в процессе реализации проекта;
- разработка отдельных форм и методов работы с детьми;
- организация информационно - методического обеспечения. Воспитатель, ст. воспитатель
2 этап - практический
Октябрь • Экскурсия в медицинский кабинет.
• НОД: «Человек-живое существо»
• Беседы: «Из чего мы состоим», «Органы чувств»
• Рисование : «Что необходимо для роста и развития человека»
• Развлечение: «В здоровом теле- здоровый дух» Воспитатель, медсестра, инструктор по ФИЗО.
Ноябрь • НОД: «В гостях у Мойдодыра», «Чтобы зубы были здоровыми».
• Беседы: «Почему болят зубы?».
• Просмотр видеофильма: «От простой воды и мыла у микробов тают силы».
• ОО «Коммуникация». Рассматривание иллюстраций: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Воспитатель,
ст. воспитатель.
Декабрь • ОО «Коммуникация». Рассматривание иллюстраций: «Правила поведения на улице».
• НОД: «Помоги себе сам».
• Рисование: «Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда».
• Практикум: «Оказание первой доврачебной помощи». Воспитатель, медсестра.
Январь • ОО «Коммуникация». Беседы: «Правила поведения за столом». Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни, чтение художественной литературы «Здоровая пища для всей семьи»
• Рисование: «Еда Здоровячков и Хлюпиков»
• НОД: «Золотые правила питания».
• Сюжетно-ролевая игра: «Сервировка стола»
• Досуг: КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу». Воспитатель, ст. воспитатель, муз. руководитель
Февраль • НОД: «Человек и природа».
• Беседы: «Лекарственные и ядовитые растения-помощники и враги», «Охрана окружающей среды».
• Просмотр видеофильма: «Влияние окружающей среды на жизнь и здоровье людей».
• Развлечение: «Умей сказать «нет» вредным привычкам». Воспитатель, ст. воспитатель
Март • НОД: «Откуда берутся болезни?».
• ОО «Коммуникация». Беседы: «Болезни и здоровье»,«Признаки заболевания», «Профилактика заболеваний».
• Игры,загадки, чтение художественной литературы «Как вести себя во время болезней»
• Психологический тренинг: «Боль физическая и душевная».
• Развлечение: «Путешествие в страну Здоровячков и Хлюпиков». Воспитатель, родители, инструктор по ФИЗО
Апрель • НОД: «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Ценность овощей и фруктов».
• Аромотерапия «Лук- от семи недуг».
• Беседа: «Зачем нужны соки и фрукты».
• Рисование «Витамины- маленькое чудо природы».
• Досуг: КВН «Именины витаминов». Воспитатель, родители, ст. воспитатель
3 этап - заключительный
Май • Сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей.
• Мониторинг личных достижений детей.
• Анализ деятельности педагога по организации работы с детьми.
• Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. Воспитатель