Ольга Тихонова
Проект «Лучик журналистики».
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из форм деятельности детей по получению информации, и передаче знаний другим детям - это работа над проектом «Лучик журналистики». В проекте задействованы дети старшего дошкольного возраста, в качестве стажёров выступают дети средних групп. По своему характеру проект игровой. Дети примеряют на себя роль журналистов, и в этом качестве берут интервью, ведут диалоги на интересующие их темы с взрослыми и детьми.
Публикация «Проект „Лучик журналистики“,» размещена в разделах
Диалог не сводится просто к обмену информацией, здесь дети овладевают средствами невербальной коммуникации, культурой речи, умением устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, к сотрудничеству, общей деятельности. С 2015 года в детском саду организован Детский информационный центр» Планета Ёлочка».
Работа по проекту «Лучик журналистики» осуществляется согласно, тематического плана один раз в неделю.
Цель создания детского информационного центра - это : формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделены следующие:
1. Оперативное информирование общественности о деятельности детского сада
2. Выпуск газеты и другой печатной продукции
3. Создание и пополнение медиотеки по направлениям деятельности ДОУ
4. Встречи и интервью с интересными людьми
5. Реклама акций и добрых дел
Организация журналистской деятельности дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, создаёт условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений усиливает речевую мотивацию. Большая работа проводится по подготовке юных журналистов.
Чтобы подготовить детей к проведению интервью с другими людьми, необходимо иметь некоторый объём знаний по заданной теме. Для этого нами используется познавательная литература, просмотр передач, мультфильмов, дидактические игры, и игры ТРИЗ. Сначала дети учатся задавать вопросы друг другу, иными словами отрабатывают приёмы интервью. И только тогда они готовы к дальнейшей деятельности. А чтобы донести полученный материал до широкого круга родителей, педагогов и детей, решено было издавать в детском саду газету «Планета Ёлочка». В ней – интересные репортажи о событиях садовской жизни, рассуждения детей на разные темы, их мудрые мысли, детские рисунки. Собрав очередную информацию для газеты, журналисты собираются в редакционном центре и отбирают необходимый материал для будущей газеты. Экологические проблемы неоднократно «обсуждались» на страничках нашей газеты. Термин «обсуждались» конечно же не совсем применим для детей дошкольников, свое мнение они выражали в виде рисунков. Не остались без внимания юных журналистов темы экологического характера «Ёлочка – зелёная иголочка», «Лес, словно терем расписной», где дети рассуждали, как можно улучшить окружающую их среду в условиях ДОУ, на его территории, и в городе.
На экологическую тему выпущены газеты. К оформлению газеты дети привлекают талантливых родителей и педагогов, поскольку богатое содержание должно иметь достойную форму. Детская газета «Планета Ёлочка» издается, согласно, календарно - тематического плана и выходит два раза в месяц. Ребята с удовольствием «читают» ее с помощью воспитателя, рассматривают рисунки, обсуждают.
Выпуском газеты деятельность детей не завершается. Напротив, анализ выполнения работы, и параллельное накопление нового материала приводят к совместному решению, начать новый творческий проект – создание детских книжек - малышек, в котором будут публиковаться: сказки, рассказы, стихотворения на любые темы. А также продолжится выпуск книжек-малышек по экологической тематике, иллюстраторами которых являются дети старшего дошкольного возраста. Детские книжки-малышки, по своему содержанию ориентированы на детскую аудиторию. Они интересны тем, что они «рукотворны», состоят из детских рисунков. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска книжек для избранного круга читателей, поскольку это издание существует в единственном экземпляре, пресс-центром было принято решение проводить в группах поочередно обсуждение, где обговаривалось содержание и качество материалов. Это позволило привлечь большее количество детей и родителей к сотрудничеству, что, в свою очередь, открыло новые горизонты для работы детского информационного центра. На экологическую тему были изданы журналы «Сказки народов Севера», пословицы и поговорки, «Селькупские сказки», «Ненецкие сказки», словарь народов Севера.
Тесное сотрудничество с представителями Гыданского заповедника позволило познакомить детей и взрослых с экологической ситуацией на Ямале, узнать больше об исчезающих видах растений и животных; понять причины экологических проблем. Очень интересно проходила и проходит работа по сбору и подготовке материала для энциклопедии «Северная азбука», где самыми активными участниками выступают дети. Им дается возможность самим отбирать нужный материал; сбор информации, энциклопедических данных, фотоснимков и иллюстраций. Оформлением и выпуском «Северной азбуки» занимаются журналисты детского информационного центра «Планета Ёлочка», ответственные редакторы и родители. В энциклопедии размещается доступная пониманию детей информация о животном и растительном мире крайнего Севера, обычаях коренных народов полуострова Ямал. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе, у них развивается представления о самоценности природы, вырабатывается гуманное отношение к ней и осознанное поведение в природной среде. От нынешнего поколения детей-дошкольников, зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств: как доброта, терпение, трудолюбие, и милосердие. Хочется верить, что черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.