Наталья Степаненко
Проект «Лето — маленькая жизнь» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Проект «Лето-это маленькая жизнь!»
в средней группе «Калейдоскоп»
подготовила Скокова Наталья Александровна
г. Новосибирск
Актуальность.
Лето – замечательная пора! Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.
Публикация «Проект „Лето — маленькая жизнь“ в средней группе» размещена в разделах
Цели для педагога:
1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей; полностью удовлетворить потребности растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Задачи для педагога:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать мероприятия, направленные на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
3. Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
4. Повышать активность родителей в организации летней оздоровительной работы в детском саду.
5. Полноценное физическое развитие детей, повышение эмоционально-положительного настроя с помощью организации тематических праздников и развлечений.
6. Формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости среди детей;
- Развитие социально-нравственных, коммуникативных качеств ребенка;
- Повышение интереса к прекрасному миру природы, к ее познанию;
- Проявление таких качеств, как доброта, милосердие, забота.
Оздоровление и физическое развитие. Утренняя гимнастика. Гимнастика после сна. Народные и подвижные игры. Спортивные игры с элементами футбола, пионербола, баскетбола.
Закаливающие процедуры. Хождение босиком. Солнечные ванны. Обливание и мытье ног. Походы на близкие расстояния.
Развитие любознательности. Наблюдения. Экскурсии. Экспериментальная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Аппликация. Театр.
Трудовые навыки. Цветник. Уборка территории. Поделки.
Работа с родителями. Рубрика «Вам интересно, детям полезно», Консультации:
"Игры на природе", "Солнечный удар", "Будьте осторожны".
Срок реализации: 3 месяца.
Вид проекта : информационно-практический с элементами творчества.
План реализации.
Этапы.
Подготовительный этап включает в себя:
1. Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
Основной этап реализует недельные темы:
Июнь «Лето в яркие цвета одето», темы недель:
«Лето», «Красивые цветы», «Деревья, кустарники, травы», «Насекомые».
Июль «Безопасное лето», темы недель:
«Моя семья», «Животные, птицы летом», «Опасности вокруг нас», «Дорога и дети».
Август «Прощание с летом», темы недель:
«Хлеб – всему голова», «Витаминки», «Всё о нашем здоровье» (2 недели, «Как я провел лето» .
Июнь:
Тематическая беседа «Лето и мы»
Цель: познакомить детей с характерными признаками лета, побеседовать о них.
Беседа «Ох, лето красное, любил бы я тебя.»
Цель: расширять представления детей о пользе и вреде солнца (тепловой и солнечный удары, распространение инфекций).
Беседа «Труд людей летом»
Цель: формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях, летних хлопотах человека.
Беседа «Летние забавы»
Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение детей к красоте летней природы и отдыха на лоне природы.
Беседа «Как мы летом одеваемся»
Цель: расширять представления детей о летней одежде, материалах, необходимых для её пошива.
Беседа «Деревья и кустарники»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Обобщающая беседа о деревьях и кустах.
Цель: закреплять знания детей по теме недели; развивать речь, учить рассказывать по картинкам, отличать дерево от куста.
Беседа «Для чего нужны деревья, польза от деревьев»
Цель: обогащать знания детей о пользе растений.
Беседа «Деревья, кустарники, травы».
Цель: закреплять представления о том, что растения – живые модели.
Беседа «культурные и дикие растения»
Цель: способствовать обобщению представлений о растениях.
Показ презентации «Деревья, кустарники, травы».
Июль:
Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
Беседа «Опасные предметы»
Цель: Закрепить знание детей правил пожарной безопасности. Закрепить знание детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве.
Беседа на тему: «Безопасная дорога»
Цели:
- Воспитывать уважение к профессиям. Закреплять с детьми правила дорожного движения. Знать цвета светофора.
- Развивать внимание, ориентировку на местности. Знать, что играть на проезжей части дороги нельзя.
- Учить детей соблюдать правила дорожного движения.
Беседа на тему «Регулировщик»
Цель: познакомить детей с профессией милиционера – регул ировщика и работой ГАИ.
Беседа на тему «Правила поведения в транспорте»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Беседа на тему «Безопасность на дорогах»
Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.
Беседа на тему «Посмотри налево, посмотри направо».
Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу
Беседа на тему «Пора не пора – не ходи со двора».
Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.
Беседа "Мы знакомимся с улицей"
Цель. Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по специально выделенному переходу - «зебре», если нарушишь эти правила, можно попасть под машину.
Беседа "Знай и выполняй правила дорожного движения "
Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения (знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей).
«Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром»
Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.
.
«Наблюдение за автобусом»
Цель: знакомить с названиями частей машины.
Беседа: «Путешествие в лес».
Цель: Обобщить и систематизировать представление об экосистеме – лес.
Беседа: «Здравствуй, лето красное. Растения и животные летом».
Цели: закреплять названия летних месяцев, называть их в правильной последовательности; продолжать знакомить с народными приметами; подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке.
Беседа «Почва - живая земля.» Беседа «Кто создаёт почву?»
ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
Беседа «Кто живет в пресной воде?».
Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов (рек, озер, их образе жизни и значении.
Показ презентации «Кто живет в земле?»
Цель: обобщить знания детей об обитателях земли.
Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»
Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.
Август :
Беседа о витаминах
Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Беседа «Витамины и здоровье»
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Беседа 2 : «Человек и его здоровье»
Цели:
• рассказать дошкольникам о детском организме;
• сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью.
Беседа 3: «Витамины укрепляют организм»
Цели:
• познакомить детей с понятием «витамины»;
• закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
• воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
Беседа 4: «Здоровая пища»
Цели:
• рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
• дать информацию о пользе витаминов.
Беседа 5: «Микробы»
Цель:
• дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.
Беседа 6: «Личная гигиена»
Цель:
• развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Беседа «Как я провел лето»
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1. Уточнить представления детей о двух временах года – о лете и осени;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Итоговая беседа на тему «Лето»
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето».
Беседа «Спортландия»
Цели: Познакомить детей с различными видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бокс, гимнастика, легкая атлетика). Воспитывать у детей увлечение спортивными играми, занятиями спортом.
Беседа «До свидания, лето красное!»
Цель: закрепить знания детей о времени года – лете, сезонных изменениях в природе, природных явлениях с использованием поговорок, народных примет, литературы.
Беседа «Летние забавы»
Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение детей к красоте летней природы и отдыха на лоне природы.
В ходе проекта использовались следующие подвижные игры:
«Мяч через сетку» (бросание и ловля мяча)
Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы.
«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве)
Задачи: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
«У медведя во бору» (бег)
Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
«Найди и промолчи» (на ориентировку в пространстве)
Задачи: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
«Лиса в курятнике» (прыжки)
Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
«Птички и кошка» (бег)
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием. «Зайцы и волк» (прыжки)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
«Лошадки» (бег)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
«Подбрось-поймай» (игра с бросанием и ловлей мяча)
Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.
«Ловишки» (бег)
Задачи: Учить бегу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На cлова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
Опытно – экспериментальная деятельность проекта :
Опытно - экспериментальная деятельность «Строение растения».
Цель: Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
Опыт №1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Опыт 2
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Опыт 3
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Опыт 4
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
Опыт «Где прячутся детки?»
Цель: выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
Опыт «У кого какие детки?»
Цель: выделить общее строение семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей семян.
Опыт «Как развивается растение?»
Цель: выделить циклы развития растения: семя – росток – растение- -цветок – плод – семя.
Опыт «Что любят растения?»
Цель: установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Опытно- исследовательская деятельность «Почему птицы могут летать?»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Опытно – исследовательская деятельность «Кто живет в воде?»
Цель: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Опыт «Как спрятаться бабочкам?»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Опыты:
-
Дидактические игры:
Игра "Кто где живет?"
Цель: Закрепление знаний о местах проживания насекомых.
Игра «Отгадай, какое это насекомые» Цель: описать характерные особенности задуманного насекомого.
Игра «Кто здесь лишний?»
Цель: Закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.
Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»
Часть детей изображают цветы (им на головы надеваются веночки) и располагаются сидя на корточках по всей игровой площади. Остальные дети изображают пчел, которые летают от цветка к цветку, собирая нектар и пыльцу. Выполняя эти движения, дети-пчелы жужжат: «жжжж…». По сигналу: «Темнеет», «Дождик собирается» или «Ветер усиливается» они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
Дидактические игры на развитие речи и памяти:
Дидактическая игра «С какого дерева листик, веточка?»
Дидактическая игра «Угадай, о каком дереве я говорю?"
Дидактическая игра «Назови ласково».
Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева)
Цели игр: закрепить знания детей по теме «Деревья, кустарники, травы», развивать память, речь, пополнять словарный запас детей.
Дидактическая игра «Сварите вкусный борщ».
Цель: учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность.
Дидактическая игра «Что где растет».
Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность.
Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
Д/игра «Летняя одежда».
Цель: Показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
Словесные игры
«Назови профессию»
Цель: Словообразование существительных, обозначающих лиц мужского и женского рода по их профессиям.
трактор – тракторист – трактористка
скот – скотник – скотница
работает на тракторе – тракторист.
Игры «Назови по действию», «Назови действия крестьян – земледельцев», «Назови профессии крестьян, работающих на земле»
Цель: Упражнять в словообразовании отглагольных существительных (не называя термина)
пашут – вспашка – пахота;
боронят – боронование;
сеют – сев;
подкармливают – подкормка;
убирают (урожай) – уборка (урожая);
хранят (зерно) – хранение (зерна);
Выпекают (хлеб) – выпечка (хлеба).
Игра «Назови признак»
Цель: учить детей словообразованию, подбирать прилагательные к данному существительному.
Давайте подберём самые красивые, самые нежные, самые тёплые признаки к нашей земле – кормилице, земле – матушке. Какая она?
(русская, родная, любимая, богатая, щедрая и плодородная, добрая, святая, но может быть и строгой, суровой, грозной).
Игра «Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов (не называя термина)
(земля - земелька, росток – росточек, зерно, колос, хлеб, буханка, батон, булка, поле, кусок, горбушка, крошка)
Игра «Добрый – предобрый»
Цель: Упражнять детей в образовании преувеличительного значения прилагательных (не называя термина
Педагог объясняет детям значение приставки - пре как - очень. Для создания игрового контекста можно использовать следующий отрывок:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре – мы приставим при этом.
Детям предлагается преобразовать прилагательные при помощи пре –
Вкусный – превкусный
Сдобный - пресдобный и. т. д
Игра «Кто какой», игра «Образуй родственные слова», игра «Скажи наоборот»
Цель: Учить детей подбирать признак к заданному компоненту.
Слова для игры: солнце (какое, поле, мука, хлеб, колос, зерно, сноп, комбайн, дождь, всходы, ростки.
Хлеб-хлебушек, хлебный, хлебница, хлеборезка, хлебороб, хлебопекарня.
Большой – маленький
Широкий – узкий
Свежий – чёрствый (хлеб)
Белый – чёрный
Горячий – холодный
Быстрый – медленный
Высокий – низкий
Игра «Узнай по описанию».
Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование «Наполни соты медом»
Вот и мы сейчас как рабочие пчелки попробуем заполнить соты медом. У каждого из вас есть улей с пчелкой, сделанный из спичечного коробка. Откройте его. Внутри соты, они пустые. Ваша задача в каждую из них принести мед – оставить отпечаток ватной палочкой с желтой краской.
«Разноцветные сказки».
Цель: развитие творческого воображения; совершенствование коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.
Детям предлагается нарисовать летний пейзаж в одном цвете (зеленом, желтом или красном).
Каждый ребенок составляет рассказ о своем рисунке, придумывает сказку своего цвета.
«Радужные сказки».
Цель: развитие творческого воображения; совершенствование коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.
Все дети делятся на группы и сочиняют сказку о цветах радуги. Каждое предложение сказки начинается с нового цвета, по порядку цветов радуги. Таким образом, получается «радужная сказка».
Каждый сочиняет и рисует сказку о своем любимом цвете.
Воспитатель предлагает использовать в своих рисунках как можно больше оттенков выбранного цвета.
«Размытый рисунок».
Цель: развитие воображения и фантазии, умений самостоятельно и творчески подбирать теплые цвета, отражать в рисунках свои впечатления о наблюдениях за летней природой, рисуя на листе мокрой бумаги.
Лист бумаги дети смачивают водой и по мокрому листу рисуют. Подсохнет - снова смачивают. Особенно хорошо получается изобразить море, дождь.
Пословицы и поговорки:
• Одна пчела много меду не наносит.
• Клади по ягодке - наберешь кузовок.
• Июльское приволье — для пчел раздолье.
• В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
• В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.
• Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.
• У коровы молоко на языке.
Летние приметы?
• Лето дождливое - зима будет снежная, морозная.
• Месяц в тусклой дымке - к затяжному ненастью.
• Красноватая луна - на большой ветер.
• Соловей всю ночь поет - перед солнечным днем.
• Воробьи среди дня нахохлились - быть дождю; вороны под тучами летали, галки разыгрались в воздухе - к ненастью.
• С вечера туман опускается, ложится на землю - на следующий день можно не ждать дождя.
• Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана - к ненастью.
• Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
• Если летом часто были туманы - грибов было много.
• Больше гроз - больше грибов.
Загадки:
• Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
• Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все. (солнце).
• Неизвестно, где живет, налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
• Меня ждут не дождутся, а как завидят - разбегутся. (Дождь.)
• Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча и дождь.)
• Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)
• На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град.)
• Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга.)
Сюжетно – ролевые игры
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Аптека
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик»,
«подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
На дорогах города
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Консультации для родителей:
Практические советы для родителей дошкольников на летнюю тематику
• Закаливание детей
• Летние занятия
• Лесная прогулка
• Найдите время, чтобы быть вместе…
Лето — пора отпусков и каникул. Для родителей каждое лето встает вопрос, чем занять ребенка, как провести время с максимальной пользой для него.
Цели консультаций: дать родителям несколько практических советов, чем занять ребёнка в летний период с пользой для здоровья, для установления доверительных отношений детей с родителями.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
2. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
3. М. М Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
4. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
5. Л. Д. Глазырина. Физическая культура – дошкольника – М. : Просвещение, 1990.
6. Е. А. Тимофеева Подвижные игры для детей – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
7. Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи – М. : Просвещение, 1988.
8. С. Н. Николаева. «Юный эколог» – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
9. «Мы» программа экологического образования детей.
10. Ю. Г. Илларионова «Учим, детей отгадывать загадки»
11. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. «Чего на свете не бывает» – М. : Просвещение, 1990.
12. Л. В. Черемошкина. Развитие памяти детей. – М. : Просвещение, 1989.