Инна Разживина
Проект «Лето — чудо природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : 3 месяца.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Лето — чудо природы“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.
В своей работе мы хотим познакомить детей с разнообразием живой и неживой природы, с её богатством и огромной пользой для человечества. Очень хочется донести до сознания детей, что природа сознательно не причиняет вреда людям, а лишь по надобности защищается от пугающих её действий. Например, пчела, если не пытаться её ловить, прижать или как-то навредить ей, то она пролетит мимо и ни за что не ужалит просто так. Животные не нападают просто так на человека, лишь в период выращивания своих детёнышей они излишне внимательны и подозрительны к окружающему. Не трогай крапиву и не обожжёшься. Не ешь ядовитые грибы и останешься
здоровым. Если дети будут знать всё это, то будут ограждены от неприятных ситуаций при прогулке на природе. Будут бережнее относиться к окружающему природному миру. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, формирование представления у дошкольников о
разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
Задачи проекта :
формировать у детей элементарные представления об окружающем мире:
• насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, их строении, способах передвижения;
• цветах, их строении, способах и местах произрастания;
• грибах, их строении, способах и местах произрастания; (мир грибов многообразен);
• сформировать представления детей о значении грибов в природе; • закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования;
• ягодах;
• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
• Формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
• Воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
• Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада;
• Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;
• Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
• Обучать восприятию красоты природы и передаче её через рисунки, лепку, аппликацию;
• Развивать эмоциональную отзывчивость;
• Развивать коммуникативные навыки;
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
• у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, грибам, растениям);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
• vзнать об их пользе или вреде;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающими понятиями;
• создание гербария «Полевые цветы»;
• коллективная работа «Щедрые дары лета»
• создание картотеки «Грибы: ядовитые и съедобные»;
• выставка творческих работ «Расцвело васильками лето»;
• создание макета муравейника
• фотовыставка «Я и лето».
• Выставка совместных рисунков «Опята – дружные ребята»
• Создание альбома со стихами о природе «В небе радуга сияла»
• Составление альбома «Природная лечебница»
Формы организации проекта :
• Экскурсии;
• Дидактические игры
• Трудовая деятельность детей.
• Работа с родителями.
• Наблюдения
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Изобразительная деятельность
План реализации проекта
1 Этап: Подготовительный.
• Сбор и анализ литературы по данной теме
• Разработка плана реализации проекта
• Разработка дидактических игр, пособий
• Подборка иллюстративного материала.
• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
• Дидактические игры по теме проекта;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Отгадывание загадок;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Пальчиковые игры;
• Экскурсии;
• Наблюдение;
• Поисково-исследовательская деятельность;
• Трудовая деятельность.
• Творческая деятельность.
Организация самостоятельной деятельности детей:
• Раскрашивание раскрасок «Цветы», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Грибы»;
• Рассматривание картин по теме проекта;
• Настольные и дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Наблюдение.
Сотрудничество с семьё й:
• Консультация «Бабушкины рецепты здоровья».
• Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».
• Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
• Изготовление поделок по теме.
• Сбор гербария «Полевые цветы».
• Сбор гербария «Зеленая аптечка»
• Составление альбома «Природная лечебница»
• Консультация «Ловушки для грибника»,
• Консультация «Всякий грибок знает свой срок»,
• Консультация «Ребенок на даче»
• Консультация «О летнем отдыхе детей» Консультация «Если ребенка ужалила пчела»
• Консультация «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут»,
• Тематическая выставка «Народные приметы о грибах»
• Привлечь родителей к совместному изготовлению макета муравейника
Основной этап реализует следующие темы:
Июнь:
1-2 недели: «Расцвело васильками лето»
3-4 недели «Шестиногие обитатели планеты»
Июль:
1-2 недели «Аптечка матушки-природы»
3-4 недели «Вкусные дары лета»
Август:
1-2 недели «Царство грибов»
3-4 недели «Есть у солнышка друзья»
2 Этап: Реализация проекта.
Сроки проведения Форма работы
Июнь
1-2-недели Тема «Расцвело васильками лето» Беседы: • «Цветы – краса земли», • «Почему их так назвали», • «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», • «Профессии людей, занятых в цветоводстве» Загадывание загадок. Заучивание и чтение стихотворений. Чтение художественной, познавательной литературы: Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Дидактическая игра: • «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). • «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). • «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий растений). Пальчиковые игры: • Яблоня • Цветок • Цветок распустился Подвижные игры: • Смелые мышки • Весёлые ребята • Карусель Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. • Ю. Антонов “ Не рвите цветы” • П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” • Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” • М. Протасов “Одуванчики” Исследовательская деятельность: • если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает. • где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей); • “Наблюдаем, как растут бархатцы” (Зарисовать) • “Проращиваем семена, луковиц”
• Трудовая деятельность на участке, в группе – пересадка цветов, полив растений, рыхление почвы. Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов» для выставки «Расцвело васильками лето» Организация выставки «Расцвело васильками лето» Экскурсия по территории сада с целью ознакомления, какие еще цветы растут на участках. Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы? Творческая деятельность: • Рисуем цветы на песке во время прогулки • Собираем цветок из природного материала во время прогулки • Аппликация «Волшебный цветок» • Рисование «Ромашковое море» • Коллективная аппликация «Полевые цветы» • Лепка «Ах, цветы, цветочки» Наблюдения: • Нужна ли цветам вода? • Любят ли растения солнышко? • Зачем мы рыхлим землю? • Как появляются цветы. • За васильками • За чистотелом Развлечения для детей: • «Вечер загадок «Загадки Лесной феи». • «В гости к полевым цветам» v Работа с родителями: • Изготовление поделок по теме. • Сбор гербария «Полевые цветы». • Консультация «Природа – источник
огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». • Консультация «О летнем отдыхе детей»
Июнь
3-4 недели Тема «Шестиногие обитатели планеты» v Беседы: • «Кто такие насекомые?» • «Какие бывают насекомые» • «Насекомые в природе родного края» • «Насекомые и цветы созданы друг для друга». • «Таинственный мир насекомых». v Загадывание загадок v Чтение познавательной и художественной литературы: • «Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х. • «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки • «Жук на ниточке» Шит Э. Ю. • «Жизнь в пресной воде» Афонькин С. Ю. • «Насекомые» Моя первая энциклопедия • «Чудо на ладони» перевод с английского Т. Нилова • «Тараканий охотник» Е. Пермяк • «Лунтик» развлекательный журнал № 7, 2010 года; • Детская энциклопедия «Бабочки» Феклушин В. • «Насекомые» Моя первая энциклопедия • А. Барто «Комары», • Б. Заходер «Муха-чистюха»,
И. Мордовина «Кузнечик», • «Лесные загадки» • Дмитриев Ю. Д. • «Детская энциклопедия. Пчёлы» • - «Лунтик» развлекательный журнал № 3, 11, 2010 года; v рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей) v Элементарная поисковая деятельность: • «Почему у бабочек крылья ярко окрашены?»; • Найти на экологической тропе муравьиные дорожки; • Обследование пенька, дерева, мохового садика; • Дождевой червь и дождик. Наблюдения: • «Цветок на цветке» - за бабочкой • «Муравьиная тропа» - за муравьями • «Села пчелка на цветок» - за пчелами • «Стрекоза, стрекозка» • За божьей коровкой Пальчиковые игры: • Паучок • Жучок • Пчелки Подвижные игры: • «Пчелка». • «Мотыльки» • «Летает - не летает» • «Пчелки и медведи» Обыгрывание стихотворения «Пчела». Составление сказок, рассказов о насекомых. Изобразительная деятельность: • Рисование на тему «В траве сидел кузнечик». • Аппликация на тему «Стрекоза и муравей». • Лепка «Бабочка»
• Коллективная аппликация «Пчелки» • Рисование палочками на песке. • Сделай любого насекомого из природного материала • Построй из веточек муравейник v Дидактические игры: • «Кто где живёт?», • «Я знаю…», • «Кто лишний?», • «Хорошо – плохо». • «Кто летает, а кто ползает» v Прослушивание песен : • «В траве сидел кузнечик» • Барбарики «Божья коровка» • Из сказки «Золушка» «Добрый жук» v Развлечения для детей: • Вечер конкурсов и загадок «В царстве насекомых» • «Веселый бал насекомых» Тематическая выставка «Насекомые. Народные приметы» Экскурсии в парк: наблюдения за насекомыми. Работа с родителями: • Изготовление поделок по теме. • Консультация «Ребенок и природа» • Помощь родителей в создании макета муравейника (сбор природного материала) • Консультация «Если ребенка ужалила пчела»
Июль
1-2 недели Тема: «Аптечка матушки-природы» v Беседы: • «Зелёная аптека – что это такое», • «Комнатные лекарственные растения», • «В мире лекарственных растений» • «Старый подорожник». • «Помощница-календула». Загадывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций по теме
Чтение познавательной и художественной литературы: • «Внутренняя красота», «Солнечное дерево» М. Скребцовой • «Душистая мята» • «Валерьяна целительница» • «Подорожник» • «Зверобой» • Детская энциклопедия «Растения» • Осинка и ветерок», «разговорчивая береза» М. Скребцовой • «Волшебная рябинка», «Художник и клен», А. Лопатина • А. Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах» • «Прогулки по лесу» - познавательные рассказы о природе, • В. Кастрючин «Сказки лесной полянки». Поисково-исследовательская деятельность: • «Строение растений» • «Размножение, рост, развитие календулы, лука». • «На участке ищем полезные растения» • «Где лучше посадить растения?» • «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать) Пальчиковые игры: • «Солнце золотое» • «Дождик» Подвижные игры: • «Комарики и лягушата» • «Солнечные зайчики» Дидактические игры: • «Что лечит это растение?», • «Узнай по запаху», • «От какого растения часть?» • «Дерево, куст или трава» • «Что лишнее» • «Чей плод» v Наблюдения: • за растениями в солнечный день, в пасмурный день. • за чистотелом • за мятой • за подорожником Изобразительная деятельность: • Рисование палочками на песке • Выложи растение из природного материала • Рисование «Подорожник» • Аппликация «Волшебная календула» • Лепка «Ягоды рябины» • Коллективная аппликация «Растения-лекари» • Поделки из природного материала • Рисование «на лугу» Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях Трудовая деятельность: полив растений на клумбе, рыхление почвы, посадка лука (огород на окне, собрать семена календулы. Развлечения для детей: «Вечер сказок волшебного Подорожника» Экскурсии по территории детского сада, в парк: «Что где растет?» Прослушивание музыкальных произведений: • Русская народная песня «Во поле березка стояла» • Русская народная песня «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» • «Звуки природы» музыка • П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” • Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” Сбор гербария «Зеленая аптечка» Работа с родителями: • Консультация «Бабушкины рецепты здоровья» • Привлечь родителей к сбору гербария «Зеленая аптечка» • Составление альбома «Природная
лечебница»
Июль
3-4 недели Тема: «Вкусные дары лета» v Беседы: • «Такие разные семена», • «Почему ягоды так назвали»», • «Какие бывают корнеплоды», • «Полезные фрукты» • «Витамины в лесу и на грядке» v Загадывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций по теме Чтение познавательной и художественной литературы: • сказки Д. Родари «Приключения Чиполино», • рассказа А. В. Евстигнеева «Капуста» • Я. Тайц «По ягоды». • р. н. ск. «Вершки – корешки». • Сказки об овощах. Фруктах и ягодах Л. Скребцовой Поисково-исследовательская деятельность: • «Когда поспеет ягода» • «Какие плоды полезней» • «Условия произрастания лесных и садовых ягод» • «Чем отличаются фрукты от овощей» Пальчиковые игры: • «С ветки ягоды срываем» • «Урожай» • «Огород» • «Капуста» Подвижные игры: • «Карась и щука» • Хороводная игра «Огуречик» • «Змейка» • «Апельсин» Дидактические игры: • «Что где растет?» • «Что для чего?» • «Что лишнее?»
• «Какое варенье?» • «Что есть у растения» • «Назови плод» • «Вершки или корешки» • «Угадай на ощупь» Наблюдения: • Как поспевают ягоды • Что где растет • За яблоней на участке • За растениями на участке Изобразительная деятельность: • Аппликация «Волшебное лукошко» • Рисование «Яблоки на дереве» • Лепка «Полезная морковка» • Лепка «Яблочки в подарок ежику» • Коллективная аппликация «Сладкие витамины» • Рисование «Земляника» • Рисование палочками на песке Трудовая деятельность: полив растений, оборвать сухие листочки. Коллективная работа «Вкусные дары лета» Экскурсии по территории сада, в парк. Прослушивание музыкальных произведений Развлечение для детей: «Веселый огород» Работа с родителями: • Консультация «Ребенок на даче» • Беседа родителей с детьми о том, что растет у них на огороде • Наблюдения родителей с детьми за созреванием клубники в огороде (зарисовать)
Август
1-2 недели Тема «Грибное царство» Беседы: • «Гриб, грибок, полезай в кузовок» • «Съедобный или несъедобный» • «Ядовитые двойники»
• «Где растут грибы?» • «Когда растут грибы» • «Как прячутся грибы, как их надо собирать» Загадывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций по теме Чтение познавательной и художественной литературы: • Русская народная сказка «Под грибом» • Э. Успенский Рассказы для малышей о Чебурашке и Крокодиле Гене: Грибы для Чебурашки • Русская народная сказка (в обработке В. Даля) «Война грибов с ягодами» • Русская народная сказка «Мухоморы» • В. Сутеев «Живые грибы» • Антон Лукин «Полезные грибы» • А. Лопатина «Знакомство с грибами» • Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик», • Сутеев «Под грибом», • Алиева Н. «Гриб-волшебник», • Толстой А. «Грибы» • Детская энциклопедия «Грибы» v Поисковая деятельность: • Что есть у гриба • Где грибам лучше расти • Когда грибы лучше растут v Пальчиковые игры: • «Грибы» v Подвижные игры: • «У медведя во бору», • «По грибы», • Игра "Ягоды, грибы, орехи", • Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли» • Речевая подвижная игра «За грибами». Сочинение сказок о грибах через диалогическое взаимодействие детей «Грибные истории» v Оформление книги сказок «Грибные истории» Дидактические игры: • «Кто скорее соберет»,
• «Большой -маленький», • «Съедобное - несъедобное», • домино «Грибы», • «Грибные пазлы», • «Четвёртый лишний», • «Чудесный мешочек», • Шнуровки: «Кузовок» • «Что изменилось под елочкой» • «Найди гриб» Наблюдения: • Грибы после дождя • За грибницей • Грибы на деревьях • Осторожно, ядовитый гриб! Изобразительная деятельность: • Аппликация «Красавиц мухомор» • Рисование «Под грибком» • Лепка «Подарки для белочки» • Коллективная аппликация «Грибная поляна» • Рисование «Старичок-боровичок» • Лепка «Лисички» • Рисование на песке • Выложи грибок из природного материала Трудовая деятельность: полить цветы на клумбе. Развлечения для детей: • Игра-развлечение «Подскажи словечко» v Экскурсии в парк: «В гости к грибам» Создание картотеки «Грибы: ядовитые и съедобные» Прослушивание музыкальных произведений v v Организация выставки совместных работ по теме: «Такие разные грибы». Изготовление совместно с ребенком различными способами: оригами, аппликация, из бросового материала…; Работа с родителями: • Консультации: «Ловушки для грибника», «Всякий грибок знает свой срок»,
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут», • Тематическая выставка «Народные приметы о грибах» • Совместные рисунки родителей и детей «Опята - дружные ребята», изготовление поделок по теме.
Август
3-4 недели Тема: «Есть у солнышка друзья» v Беседы: • «Чему нас учит солнце» • «Чудо радуга» • «Небесная вода» • «Что подарило нам лето» Загадывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций по теме Чтение познавательной и художественной литературы: • «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л. Г. • «Поэзия дождя» Паустовский К. • «Живительный дождик» М. Пришвин Поисково-исследовательская деятельность: • «Куда дует ветер» • «Для чего светит солнце» • «Почему летом солнце жаркое» • «Путешествие дождевой капли» Пальчиковые игры: • Радуга • Ветер • Дождик Подвижные игры: • «Солнышко и дождик» • «Горелки» • «Солнечные зайчики» Дидактические игры: • «Собери радугу» • «Чего не бывает»
• «Что лишнее» Наблюдения: • за облаками • За ветром • За солнцем Изобразительная деятельность: • Рисование «А на небе радуга» • Рисование «Дождик, лей, лей» • Лепка «Солнышко» • Аппликация «Ярче, солнышко, свети» • Коллективная работа «Луч солнца золотого» • Рисование палочками на песке • Выложи из подручного материала солнце, дождик, облака. Трудовая деятельность: полить растения на участке, вырвать сорняки на клумбе. Развлечения для детей: физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Экскурсии по территории сада: «Природа в ожидании осени» Прослушивание музыкальных произведений: • «Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов» • «Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора • «Дождя не боимся - Песня из к/ф "Незнайка с нашего двора" • «Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора • «Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!» • «Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда» • «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот» v Создать альбом стихов и рассказов о природе, природных явлениях «В небе радуга сияла» v Работа с родителями: • Фотовыставка «Я и лето» • Консультации «Если хочешь быть
здоровым, закаляйся»
3 этап: Презентация проекта
• создание гербария «Полевые цветы»;
• создание картотеки «Грибы: ядовитые и съедобные»;
• выставка творческих работ «Расцвело васильками лето»;
• создание макета муравейника
• фотовыставка «Я и лето».
• Выставка совместных рисунков «Опята – дружные ребята»
• Создание альбома со стихами о природе «В небе радуга сияла»
• Составление альбома «Природная лечебница»