Ольга Гончаренко
Проект «Летим в космос» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
ПРОЕКТ «ЛЕТИМ В КОСМОС»
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Проблема: несформированность у детей знаний о Дне Космонавтики, о космосе и профессии космонавта.
Публикация «Проект „Летим в космос“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Актуальность проекта : Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать и разговаривают, делятся впечатлениями друг с другом, со взрослыми. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Цель проекта : способствовать элементарному пониманию значения «космос», «космонавт», научить играть в сюжетно-ролевую игру – путешествие.
Задачи проекта :
- Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Тип проекта : исследовательский, познавательно-речевой, игровой.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта : две - три недели.
Участники проекта : дети старшей группы, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта :
• Формирование у детей знаний о Дне Космонавтики, его истории и традициях.
• Расширить представления детей о космосе, Солнечной системе, родной планете, профессии космонавт, космических просторах и космических телах.
• Познакомить с известными космонавтами – Ю. А. Гагарин, В. Терешкова.
• Саморазвитие ребенка.
• Активизация словаря и связной речи старших дошкольников, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).
• Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I этап – подготовительный
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
3. Приготовить материалы и игрушки для проведения сюжетно-ролевой игры.
4. Подбор технических средств обучения:
• Мультфильмы «Тайна третьей планеты», «Лунтик» (1 серия, «Алиса знает, что делать», «Звездные собаки: Белка и Стрелка».
5. Создание мультимедийной презентации «Далекий космос».
6. Оснащение развивающей среды:
Книжный уголок: Е. Благинина «С добрым утром», В. Степанов «Юрий Гагарин», Г. Юрлин "Что внутри? Рассказ "Счастливого пути, космонавты», Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", Е. П. Левитан "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”, Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях".
Уголок речевого развития: мнемотаблицы «Ракета», «Планета Земля», серии демонстрационных картин про космос, планеты Солнечной системы
Уголок творчества и рисования: трафареты, обводки (космический транспорт, космонавты, книжки – раскраски, гипсовые формочки по теме проекта.
Театральный уголок: оснащение театра плоскостными фигурками по мультфильму «Лунтик», «Незнайка на Луне».
Математический уголок: счетный материал «Космическое путешествие» (ракеты, звезды, космонавты, планеты, карточки – задания к «Блокам Дьениша».
Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.
Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.
II этап – основной
1. Непосредственная образовательная деятельность.
Познание. Формирование целостной картины мира, социально – личностного развития, воспитание нравственности и патриотичности. Развитие художественно – эстетической деятельности и познавательно – речевой активности. Физическое развитие.
Здоровье. Физическая культура: проведение физкультурных эстафет в зале и на прогулке, проведение подвижных игр на прогулке «Мы космонавты», «Выше ноги от земли».
Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «С добрым утром», В. Степанов «Юрий Гагарин», Г. Юрлин "Что внутри? Рассказ "Счастливого пути, космонавты», Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", Е. П. Левитан "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”, Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях". Рассматривание портретов космонавтов (обсуждение сходства и различия их внешнего вида, определение характера, проведение тематического занятия «Летим в космос», беседы по теме «Планеты Солнечной системы», разучивание стихотворений ко Дню Космонавтики.
Познание. Формирование целостной картины мира, социальных объектов, воспитание нравственности и патриотичности у детей, конструктивная деятельность: познакомить с героями Космоса, с планетами Солнечной системы, с космическим транспортом, строим космические корабли, спутники.
Художественно – эстетическое творчество: слушание музыки, рисование «Звездное небо», коллективная аппликация «Полет в Космос», аппликация «Я – космонавт», лепка «Смешные инопланетяне», разучивание песен о Космосе.
2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
• Утренняя гимнастика, физкультминутки.
• «Я быстрый и смелый, как космонавт» (эстафета при сборе на прогулку).
• Подвижные игры в зале «Готовимся в космонавты» (перелезаем через «гусеницу», крутимся, как волчки на месте (сначала в одну, потом в другую сторону, «Мы –луноходы» (ползаем под веревкой, не задевая ее; ходим на руках и ногах).
• Ситуативные беседы, беседы – рассуждения.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.
• Чтение рассказов, стихотворений, энциклопедической информации.
• Игровая деятельность: дидактические игры настольно – печатные игры, развивающие игры по теме проекта, в сюжетно – ролевые игры «Космическое путешествие» (на прогулке, «Проверяем здоровье космонавта перед стартом».
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями:
• Знакомство родителей с темой проекта
• Привлечение родителей к выставке «Космические фантазии», рекомендации по теме проекта.
III этап - заключительный
• Выставка детских работ по рисованию «Звездное небо», «Мой друг – инопланетянин», коллективная аппликация «Полет в Космос», аппликация «Я – космонавт», лепка «Смешные инопланетяне».
• Подведение итогов по реализации проекта.
• Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете.
Выводы: участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дети заинтересовались темой проекта «День Космонавтики», совместно с родителями и воспитателями участвовали в проектной деятельности. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.