Арзамасова Елена
Проект «Лес, тайга — Сибири краса»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Знакомство с окружающим миром, точки удивления, открытия является важным аспектом в развитии ребенка. «Летом я была у бабушки и была в настоящей тайге, там такой чистый воздух и большущие деревья (Лиза 6л). А я тоже видел много деревьев и папа сказал, что это лес (Илья 5л)». А чем тогда отличается лес от тайги? От ребят посыпались вопросы, которые фиксировались на «стене вопросов». Надо разбираться, так родился проект «Лес, тайга Сибири краса».
Наметили с детьми план и мероприятий:
• Найти и прочитать интересные книги и статьи, сказки и стихи по нашей теме
• Сделать макет леса и тайги
• Подготовить доклады
• Рисовать и разукрашивать, лепить из глины и пластилина. Конструировать из разного вида конструктора, по схемам и по личному замыслу.
• Подумать, как сделать хозяина тайги, медведя, из неоформленного материала
• Провести спортивные соревнования
• Сочинить сказку, придумать костюмы и показать друзьям и т. д
По ходу проекта много беседовали, дискутировали, занимались творчеством, экспериментировали.
Выяснили интересные факты, например: Ёж, оказывается не ЛЮБИТ молоко, вредно для его желудка, медведь не любит очень громкого шума, в недрах земли Сибирской имеются запасы золота, железа, природного газа, - которые необходимы человеку в разных сферах деятельности. Но главное достояние Сибири – это леса:
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (ЛЕС)
Сибирь таежный край. Попробовали мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закрыли глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье. Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Узнали, что Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр.
Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач, там, где много берёз- березняк, где ели – ельник, сосны – сосняк, дубы – дубрава.
Вместе с детьми сочиняли сказки на тему леса: совместные и индивидуальные. В них герои помогали друг другу, спасали животных и растения, выращивали лес будущего. Смотрели развивающие и обучающие фильмы: «А как вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? Ответы детей: Да, просыпаться не надо рано, одежда не нужна, еда тоже…. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь. Сделали вывод - лес и тайга нуждаются в защите и помощи людей.
На занятии по физкультуре вместе с Натальей Васильевной отправились в путешествии по лесу: преодолевали препятствия, перевоплощались в медведей, рысей, разными способами проходили по лесным тропам. Все задания выполнены, сами теперь сможем помочь себе в лесу.
Наше знакомство с окружающим миром не закончено, впереди нас ждёт СЕВЕР.