Получи документы

Проект «Лень нам с вами не дружок» (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества) (4 фото)

Анастасия Владимировна Спиненко
Проект «Лень нам с вами не дружок» (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)
▼ Скачать + Заказать документы

Проект в старшей группе «Посиделки. Лень нам с вами не дружок»

Автор: Спиненко Анастасия Владимировна

Тема: Фольклор и развитие речи старших дошкольников

Вид проекта : Краткосрочный

Тип проекта : познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта : Дети старшей группы, родители воспитанников.

Возраст детей : 5-6 лет.

Срок реализации: январь-февраль 2017 года

Актуальность темы

Публикация «Проект „Лень нам с вами не дружок“ (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)» размещена в разделах

Перемены, которые происходят в воспитании детей, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени. И как нужно все продумать, предусмотреть — ведь зерна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Актуальность проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, способствовать развитию речи старших дошкольников и создан проект «Посиделки. Лень нам с вами не дружок».

Цели проекта :

• Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

• Приобщать детей к традициям и культуре русского народа через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Задачи:

• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа.

• Знакомить детей с русским фольклором через русские народные песни, прибаутки, сказки, былины.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка и т. д.

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

• Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры";

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Совместная деятельность детей и родителей :

• Разучивание стихов, потешек дома с детьми.

• Чтение русских народных сказок.

• Слушание народных мелодий в звукозаписи.

• Подготовка нарядов к инсценировке.

Содержание проекта :

• Знакомство с жанрами устного народного творчества. (песни, частушки, загадки, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки).

• Знакомство с русскими народными играми.

• Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Предполагаемый результат:

• Повышение уровня связной речи.

• Обогащение словаря новыми словами, оборотами, выражениями.

• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

• Расширение представлений детей об окружающем мире.

• Знание правил народных игр, умение в них играть. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры.

• Обобщение и распространение опыта.

• Взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

Продукт проектной деятельности :

Итоговое мероприятие – развлекательный досуг «Лень нам с вами не дружок»

Этапы работы над проектом

1 этап Организационный (подготовительный)

- определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта;

- подбор литературного материала (песен, загадок, стихотворений, пословиц, поговорок) для заучивания;

- работа с методическим материалом, литературой по теме проекта;

- консультация для родителей через папки-передвижки;

- подбор наглядно-дидактических пособий;

- пополнение книжного уголка, аудио и видео-дисков.

2 этап

Практический (реализация проекта) - оформление книжного уголка;

- показ кукольного театра по русским народным сказкам;

- чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок;

- беседы на темы: «Русская изба», «Устное народное творчество», "Русские ремесла", «Народные праздники»;

- разучивание русских народных песен, присказок, пословиц, прибауток;

- пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;

- проведение цикла непосредственно образовательной деятельности о русском быте и традициях;

- Знакомство с убранством горницы, предметами русского быта;

- Проведение народных подвижных, хороводных игр.

3 этап. Заключительный (результат проекта).

Организация совместной деятельности с детьми (народные игры, разучивание народных песен, пословиц и шуток-прибауток о труде, инсценирование сказки «Кому горшок мыть», разучивание танцевальных движений в русском народном стиле). Проведение развлекательного досуга «Лень нам с вами не дружок»

Итог:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл;

- создали игровую ситуацию, что поспособствовало формированию эмоциональной отзывчивости не только со стороны детей, но и со стороны родителей.

Сценарий праздника «Лень нам с вами не дружок»

ЦЕЛЬ: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка и взрослого.

Развивать речевую активность через знакомство детей с пенями русского народа, с устным фольклором – сказками, пословицами, шутками-прибаутками.

• Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических, двигательных.

• Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры.

• Повеселить, позабавить детей, зарядить их положительными эмоциями.

Под музыку дети заходят в зал и выстраиваются в ручеек.

1 ребенок: Всех, всех, всех мы созываем

Нынче праздник начинаем!

Масленицу встречаем

Гостей приглашаем!

2 ребенок: Проходите все без стеснения!

Предъявите хорошее настроение!

Милости просим, билетов не спросим!

3 ребенок: Эй, веселей, собирайся народ!

К нам масленица в гости идет!

Спешите скорее, спешите

Веселье и радость с собой захватите!

4 ребенок: Собралось к нам гостей со всех волостей

Припасли для вас забавушек на всякий вкус.

Кому сказку, кому – правду, кому песенку.

5 ребенок: Будет всё занимательно.

Слушайте да смотрите внимательно.

Кто уши хорошо раскроет –

Много-много всякой всячины усвоит.

А кто, невзначай, уснёт,

Тот ни с чем и уйдёт!

Дети садятся на стульчики

ХОЗЯЙКА: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря

говорится в пословице - «Что посеешь, то и пожнёшь».

Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – «Труд кормит, а лень – портит». Послушайте про это шутливые небылицы.

Дети исполняют шутливые диалоги - небылицы

- Фёдор, ты пирог ел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- ОЧЕНЬ!

- Филя, есть хочешь?

- Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей!

- Где ты, брат Иван?

- В горнице!

- А что делаешь?

- Помогаю Петру!

- А Петр что делаешь?

- Да на печи лежит!

- Вставай, Дуняшка, уже день занимается!

- Пусть занимается, у него до вечера много дел!

- Вставай, Дуняшка, уже солнышко всходит!

- Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

- Вставай, Дуняшка, каша готова!

- А я уже матушка, за столом сижу!

РЕБЕНОК: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

ХОЗЯЙКА: Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть и некогда!» А вы любите трудиться? (ответ детей).

А знаете пословицы или поговорки о труде, умении, терпении?

Дети говорят пословицы о труде:

- Долог день до вечера, коли делать нечего.

- Поспешишь, - людей насмешишь.

- Умелые руки не знают скуки!

- Была бы охота – будет ладиться работа.

- Землю красит солнце, а человека – труд.

- Кончил дело – гуляй смело.

- Где труд – там и счастье.

- Терпенье и труд все перетрут.

- Скука – от безделья, мозоли – от работы.

- Судят не по словам, а по делам!

ХОЗЯЙКА: А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперед –

Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка,

Без нее мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Дети: Ложка!

1-й ребенок: Звонкие, резные,

Ложки расписные.

Ложкари играть начнут,

Ноги сами в пляс пойдут!

2-й ребенок: Эх, топну ногой,

Да притопну ножками!

Развеселый у нас будет

Танец с ложками!

Танец с ложками

(мальчики) под песню «Как на масляной неделе»

ХОЗЯЙКА: А теперь давайте поиграем: говорите ням ням – если я назову съедобные вещи и «фу-фу-фу» -если вам не съедобные

Булочки хрустящие «ням-ням-ням»

Тапки завалящие «фу-фу-фу»

Пирожки слоеные «ням-ням-ням»

Валенки вареные «фу-фу-фу»

Шарики сырные «ням-ням-ням»

Салфетки жирные «фу-фу-фу»

Пряники вкуснящие «ням-ням-ням»

Яблоки хрустящие «ням-ням-ням»

Селедочка пряная «ням-ням-ням»

Грибочки поганые «фу-фу-фу»

Шишки еловые «фу-фу-фу»

Табуретки новые «фу-фу-фу»

Рваные карманы «фу-фу-фу»

Воза три сметаны. «ням-ням-ням»

ХОЗЯЙКА: В старину люди охотно работали, но и весело гуляли. Приглашаю вас, покататься на карусели.

Дети поют песню «Красна девица вила кудерушки» и водят хоровод с лентами.

ХОЗЯЙКА: На веселых гуляньях разыгрывались и разные историии. А хотите сказочку на новый лад послушать?

Инсценировка сказки «Кому горшки мыть».

АВТОР: За высокими горами,

За зелёнными лесами,

Не на небе, на земле

Жил старик с женой в селе.

Целый день в трудах старуха,

А старик не чешет уха.

На завалинке сидит

Балалаечкой бренчит.

СТАРИК: Тренди-бренди,

Тренди-брень…

СТАРУХА: Дед, бренчать тебе не лень?

СТАРИК: Трень-бренди,

Тренди-брень…

СТАРУХА: Так бренчит вот целый день…

(Вздыхает, обращается к старику) :

Хватит уж, садись обедать!

СТАРИК: Кашки мне не грех отведать.

Садятся за стол, едят кашу.

СТАРИК: Каша славная была,

Прибирайся со стола!

СТАРУХА: Нынче очередь твоя,

Кашу-то варила я!

Так что мой горшочек смело…

СТАРИК: Не мужичье это дело.

Мыть горшок не стану я,

Значит очередь твоя.

СТАРУХА: Слушай, дед, давай играть.

Будем мы с тобой молчать,

Кто вперёд заговорит,

Тот горшок и будет мыть.

СТАРИК: Я согласен, так и быть,

Прекращаем говорить.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы молчать…

Старики молча садятся на лавку, в комнату вбегают их ВНУЧКИ.

НАСТЯ: Здравствуй, бабушка…

Старуха молчит, Настя удивляется.

… И дед!

Что у вас тут на обед?

КАТЯ: Да у них обеда нет!

Печь не топлена, гляди,

И в кадушке нет воды,

А в хлеву мычит корова.

Что случилось тут такого?

Девочки догадываются, в чём дело, подмигивают друг другу.

НАСТЯ: Видно, спят они тут сладко,

Катя, глянь, какая шапка!

Снимает с головы старика шапку, отдаёт Кате.

КАТЯ: А какая балалайка!

На-ка, Настя, поиграй-ка!

Настя берёт балалайку

НАСТЯ: На очки, Катюша, глянь!

Вещь хорошая. Не дрянь!

Снимает со старухи очки и надевает их :

Ты, катюша, в них – красотка,

Хоть висят до подбородка.

Старики молчат из последних сил.

КАТЯ: Что б ещё тут, Настя, взять?

Погляди-ка на кровать…

НАСТЯ: Это ж дедова дублёнка

С прошлогоднего телёнка.

КАТЯ: Нам дублёночка сгодится.

НАСТЯ: А не будет дед сердиться?

КАТЯ: Пока спят они – мы в дверь…

СТАРИК: Нет, уж не смолчу теперь!

Выхватывает из рук Насти свой тулуп

ДЕД: Что б тулупчик свой отдать? –

Нет! Такому не бывать!

НАСТЯ: Не возьмём уж так и быть.

СТАРУХА: Старик, вставай горшочек мыть…

СТАРИК: Проиграл, придётся мыть…

Моёт горшок.

СТАРУХА: Значит, так тому и быть!

Все весело смеются

НАСТЯ: Сказка – ложь, да в ней – намёк.

КАТЯ : Всем, кто слушал нас, - урок!

СТАРИК: Лень нам с вами не дружок!

СТАРУХА: Что, старик, помыл горшок?

Старик: Помыл!

Ребенок: Про труд, что знали – рассказали,

Дружно поработали.

А теперь хотим, что вы

Дружно нам похлопали.

Ребенок: Есть на Руси обычай старый,

Гостей встречают самоваром,

Мы вас тоже угощаем

Горячим, крепким, русским чаем!

девочки исполняют танец «Самовар»

Ребенок: С Масленицей поздравляем

И на чай всех приглашаем

С блинчиками, сушками,

Вкусными ватрушками!

(Все идут в группу пить чай)

Проект «Лень нам с вами не дружок» (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)
Фото «Лень нам с вами не дружок»
Проект  (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества) - фото
Фото №1 Проекты творческие Проект в старшей группе Посиделки
Публикации по теме:

Фотоотчет о выставке семейного творчества «Мой дружок — Снеговичок»Фотоотчет о выставке семейного творчества «Мой дружок — Снеговичок» В преддверии нового года мы предложили семьям наших малышей проявить фантазию и творчество в изготовлении самого необычного и креативного.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!»Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!» «Здоровью быть, дружок!»Актуальность. Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лень нам с вами не дружок» (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 07:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Лень нам с вами не дружок» (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Владимировна Спиненко (УИ 1923909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД