Анастасия Владимировна Спиненко
Проект «Лень нам с вами не дружок» (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Посиделки. Лень нам с вами не дружок»
Автор: Спиненко Анастасия Владимировна
Тема: Фольклор и развитие речи старших дошкольников
Вид проекта : Краткосрочный
Тип проекта : познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта : Дети старшей группы, родители воспитанников.
Возраст детей : 5-6 лет.
Срок реализации: январь-февраль 2017 года
Актуальность темы
Публикация «Проект „Лень нам с вами не дружок“ (развитие речи детей 5–6 лет с использованием устного народного творчества)» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Перемены, которые происходят в воспитании детей, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени. И как нужно все продумать, предусмотреть — ведь зерна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Актуальность проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, способствовать развитию речи старших дошкольников и создан проект «Посиделки. Лень нам с вами не дружок».
Цели проекта :
• Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
• Приобщать детей к традициям и культуре русского народа через развитие речи средствами малых форм фольклора.
Задачи:
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа.
• Знакомить детей с русским фольклором через русские народные песни, прибаутки, сказки, былины.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка и т. д.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры";
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Совместная деятельность детей и родителей :
• Разучивание стихов, потешек дома с детьми.
• Чтение русских народных сказок.
• Слушание народных мелодий в звукозаписи.
• Подготовка нарядов к инсценировке.
Содержание проекта :
• Знакомство с жанрами устного народного творчества. (песни, частушки, загадки, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки).
• Знакомство с русскими народными играми.
• Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Предполагаемый результат:
• Повышение уровня связной речи.
• Обогащение словаря новыми словами, оборотами, выражениями.
• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• Знание правил народных игр, умение в них играть. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры.
• Обобщение и распространение опыта.
• Взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
Продукт проектной деятельности :
Итоговое мероприятие – развлекательный досуг «Лень нам с вами не дружок»
Этапы работы над проектом
1 этап Организационный (подготовительный)
- определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта;
- подбор литературного материала (песен, загадок, стихотворений, пословиц, поговорок) для заучивания;
- работа с методическим материалом, литературой по теме проекта;
- консультация для родителей через папки-передвижки;
- подбор наглядно-дидактических пособий;
- пополнение книжного уголка, аудио и видео-дисков.
2 этап
Практический (реализация проекта) - оформление книжного уголка;
- показ кукольного театра по русским народным сказкам;
- чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок;
- беседы на темы: «Русская изба», «Устное народное творчество», "Русские ремесла", «Народные праздники»;
- разучивание русских народных песен, присказок, пословиц, прибауток;
- пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;
- проведение цикла непосредственно образовательной деятельности о русском быте и традициях;
- Знакомство с убранством горницы, предметами русского быта;
- Проведение народных подвижных, хороводных игр.
3 этап. Заключительный (результат проекта).
Организация совместной деятельности с детьми (народные игры, разучивание народных песен, пословиц и шуток-прибауток о труде, инсценирование сказки «Кому горшок мыть», разучивание танцевальных движений в русском народном стиле). Проведение развлекательного досуга «Лень нам с вами не дружок»
Итог:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл;
- создали игровую ситуацию, что поспособствовало формированию эмоциональной отзывчивости не только со стороны детей, но и со стороны родителей.
Сценарий праздника «Лень нам с вами не дружок»
ЦЕЛЬ: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка и взрослого.
• Развивать речевую активность через знакомство детей с пенями русского народа, с устным фольклором – сказками, пословицами, шутками-прибаутками.
• Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических, двигательных.
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры.
• Повеселить, позабавить детей, зарядить их положительными эмоциями.
Под музыку дети заходят в зал и выстраиваются в ручеек.
1 ребенок: Всех, всех, всех мы созываем
Нынче праздник начинаем!
Масленицу встречаем
Гостей приглашаем!
2 ребенок: Проходите все без стеснения!
Предъявите хорошее настроение!
Милости просим, билетов не спросим!
3 ребенок: Эй, веселей, собирайся народ!
К нам масленица в гости идет!
Спешите скорее, спешите
Веселье и радость с собой захватите!
4 ребенок: Собралось к нам гостей со всех волостей
Припасли для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому – правду, кому песенку.
5 ребенок: Будет всё занимательно.
Слушайте да смотрите внимательно.
Кто уши хорошо раскроет –
Много-много всякой всячины усвоит.
А кто, невзначай, уснёт,
Тот ни с чем и уйдёт!
Дети садятся на стульчики
ХОЗЯЙКА: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря
говорится в пословице - «Что посеешь, то и пожнёшь».
Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – «Труд кормит, а лень – портит». Послушайте про это шутливые небылицы.
Дети исполняют шутливые диалоги - небылицы
- Фёдор, ты пирог ел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- ОЧЕНЬ!
- Филя, есть хочешь?
- Да нет, батюшка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей!
- Где ты, брат Иван?
- В горнице!
- А что делаешь?
- Помогаю Петру!
- А Петр что делаешь?
- Да на печи лежит!
- Вставай, Дуняшка, уже день занимается!
- Пусть занимается, у него до вечера много дел!
- Вставай, Дуняшка, уже солнышко всходит!
- Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!
- Вставай, Дуняшка, каша готова!
- А я уже матушка, за столом сижу!
РЕБЕНОК: На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт,
Дом добротный возведёт,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
ХОЗЯЙКА: Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть и некогда!» А вы любите трудиться? (ответ детей).
А знаете пословицы или поговорки о труде, умении, терпении?
Дети говорят пословицы о труде:
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Поспешишь, - людей насмешишь.
- Умелые руки не знают скуки!
- Была бы охота – будет ладиться работа.
- Землю красит солнце, а человека – труд.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Где труд – там и счастье.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Скука – от безделья, мозоли – от работы.
- Судят не по словам, а по делам!
ХОЗЯЙКА: А сейчас для всех ребяток
Загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед –
Вы смекалистый народ!
Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук.
На досуге веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает!
Дети: Ложка!
1-й ребенок: Звонкие, резные,
Ложки расписные.
Ложкари играть начнут,
Ноги сами в пляс пойдут!
2-й ребенок: Эх, топну ногой,
Да притопну ножками!
Развеселый у нас будет
Танец с ложками!
Танец с ложками
(мальчики) под песню «Как на масляной неделе»
ХОЗЯЙКА: А теперь давайте поиграем: говорите ням ням – если я назову съедобные вещи и «фу-фу-фу» -если вам не съедобные
Булочки хрустящие «ням-ням-ням»
Тапки завалящие «фу-фу-фу»
Пирожки слоеные «ням-ням-ням»
Валенки вареные «фу-фу-фу»
Шарики сырные «ням-ням-ням»
Салфетки жирные «фу-фу-фу»
Пряники вкуснящие «ням-ням-ням»
Яблоки хрустящие «ням-ням-ням»
Селедочка пряная «ням-ням-ням»
Грибочки поганые «фу-фу-фу»
Шишки еловые «фу-фу-фу»
Табуретки новые «фу-фу-фу»
Рваные карманы «фу-фу-фу»
Воза три сметаны. «ням-ням-ням»
ХОЗЯЙКА: В старину люди охотно работали, но и весело гуляли. Приглашаю вас, покататься на карусели.
Дети поют песню «Красна девица вила кудерушки» и водят хоровод с лентами.
ХОЗЯЙКА: На веселых гуляньях разыгрывались и разные историии. А хотите сказочку на новый лад послушать?
Инсценировка сказки «Кому горшки мыть».
АВТОР: За высокими горами,
За зелёнными лесами,
Не на небе, на земле
Жил старик с женой в селе.
Целый день в трудах старуха,
А старик не чешет уха.
На завалинке сидит
Балалаечкой бренчит.
СТАРИК: Тренди-бренди,
Тренди-брень…
СТАРУХА: Дед, бренчать тебе не лень?
СТАРИК: Трень-бренди,
Тренди-брень…
СТАРУХА: Так бренчит вот целый день…
(Вздыхает, обращается к старику) :
Хватит уж, садись обедать!
СТАРИК: Кашки мне не грех отведать.
Садятся за стол, едят кашу.
СТАРИК: Каша славная была,
Прибирайся со стола!
СТАРУХА: Нынче очередь твоя,
Кашу-то варила я!
Так что мой горшочек смело…
СТАРИК: Не мужичье это дело.
Мыть горшок не стану я,
Значит очередь твоя.
СТАРУХА: Слушай, дед, давай играть.
Будем мы с тобой молчать,
Кто вперёд заговорит,
Тот горшок и будет мыть.
СТАРИК: Я согласен, так и быть,
Прекращаем говорить.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы молчать…
Старики молча садятся на лавку, в комнату вбегают их ВНУЧКИ.
НАСТЯ: Здравствуй, бабушка…
Старуха молчит, Настя удивляется.
… И дед!
Что у вас тут на обед?
КАТЯ: Да у них обеда нет!
Печь не топлена, гляди,
И в кадушке нет воды,
А в хлеву мычит корова.
Что случилось тут такого?
Девочки догадываются, в чём дело, подмигивают друг другу.
НАСТЯ: Видно, спят они тут сладко,
Катя, глянь, какая шапка!
Снимает с головы старика шапку, отдаёт Кате.
КАТЯ: А какая балалайка!
На-ка, Настя, поиграй-ка!
Настя берёт балалайку
НАСТЯ: На очки, Катюша, глянь!
Вещь хорошая. Не дрянь!
Снимает со старухи очки и надевает их :
Ты, катюша, в них – красотка,
Хоть висят до подбородка.
Старики молчат из последних сил.
КАТЯ: Что б ещё тут, Настя, взять?
Погляди-ка на кровать…
НАСТЯ: Это ж дедова дублёнка
С прошлогоднего телёнка.
КАТЯ: Нам дублёночка сгодится.
НАСТЯ: А не будет дед сердиться?
КАТЯ: Пока спят они – мы в дверь…
СТАРИК: Нет, уж не смолчу теперь!
Выхватывает из рук Насти свой тулуп
ДЕД: Что б тулупчик свой отдать? –
Нет! Такому не бывать!
НАСТЯ: Не возьмём уж так и быть.
СТАРУХА: Старик, вставай горшочек мыть…
СТАРИК: Проиграл, придётся мыть…
Моёт горшок.
СТАРУХА: Значит, так тому и быть!
Все весело смеются
НАСТЯ: Сказка – ложь, да в ней – намёк.
КАТЯ : Всем, кто слушал нас, - урок!
СТАРИК: Лень нам с вами не дружок!
СТАРУХА: Что, старик, помыл горшок?
Старик: Помыл!
Ребенок: Про труд, что знали – рассказали,
Дружно поработали.
А теперь хотим, что вы
Дружно нам похлопали.
Ребенок: Есть на Руси обычай старый,
Гостей встречают самоваром,
Мы вас тоже угощаем
Горячим, крепким, русским чаем!
девочки исполняют танец «Самовар»
Ребенок: С Масленицей поздравляем
И на чай всех приглашаем
С блинчиками, сушками,
Вкусными ватрушками!
(Все идут в группу пить чай)