Людмила Точкина
Проект «Кубанский фольклор» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Кубанский фольклор - средство для передачи народной мудрости и воспитания детей среднего дошкольного возраста».
Составлен и реализован воспитателем:
Точкиной Л. И.
Информационная карта проекта
Вид проекта : по целевой установке – информационный
Продолжительность проекта : краткосрочный (4 недели)
Публикация «Проект „Кубанский фольклор“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей : 4 - 5 лет.
Интеграция областей:
художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Актуальность: современные дошкольники много времени проводят у экранов телевизоров, компьютеров, просматривая, зачастую, зарубежные мультфильмы, играя в компьютерные игры. Дети быстро воспринимают происходящее на экране, увлекаются героями и получают поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своего народа.
Традиционная народная культура всегда является своеобразным нравственным ориентиром, поскольку базируется на моральных и духовных ценностях человеческого общества. Приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания является неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольном детстве.
Благодаря фольклору, в частности, народным кубанским сказкам, колыбельным песням, пословицам, поговоркам, ребёнок легче входит в окружающий мир, приобщается к духовным и нравственным ценностям. Результаты опроса родителей и бесед с детьми моей группы выявили низкий уровень знания культуры и обычаев своей малой родины - Кубани. То, что годами копили и бережно сохраняли наши деды, и прадеды, - мы стремительно успели растерять. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой кубанской народной культуре, о своей самобытности. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего.
Прежде чем знакомить детей с кубанским фольклором, мне самой пришлось посетить Старощербиновский краеведческий музей, детскую районную библиотеку, многое узнать, прочесть, изучить и постичь сердцем.
Использование народного кубанского фольклора имеет и огромное значение для всестороннего развития детей, обогащает их, даёт возможность почувствовать колорит речи казаков.
Цель проекта : создание условий для формирования у детей интереса к устному народному творчеству своих предков – кубанских казаков.
Задачи:
-воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее
сохранять;
-воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к
истории своей малой родины;
-развивать творческие способности детей, их речевую культуру;
-продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое
произнесение слов и словосочетаний;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
-развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;
-развивать память, мышление;
-расширять знания о кубанском фольклоре;
-продолжать знакомить и приобщать дошкольников к традициям
кубанской народной культуры;
-дать доступные для детей сведения о жизни казаков.
Подготовительный этап:
- выбор темы, постановка цели и задач;
- изучение педагогической литературы по данной теме;
- беседа с детьми;
- информирование родителей по данной теме;
- подбор материала для чтения с детьми, бесед, игр, разных видов
деятельности.
Основной этап:
- создание развивающей среды по теме «Кубанский фольклор»;
- знакомство с народными кубанскими сказками;
- прослушивание кубанских народных сказок в аудиозаписи;
- рисование сюжетов на темы народных кубанских сказок;
- придумывание детьми совместно с воспитателем сказок о казаках;
- изготовление книжки - кубанской народной сказки совместно с родителями;
- беседа на тему: «Песни кубанских казаков»;
- знакомство с кубанскими колыбельными песнями;
- разучивание колыбельных песен;
- презентация: «Кубанские колыбельки»;
- сюжетно – ролевая игра «Укладывание казачат спать»;
- посиделки с бабушкой Людой - «Колыбельная песенка для моих внучат»;
- разучивание и исполнение колыбельной песенки от бабушки Люды
совместно с музыкальным руководителем;
- беседа на тему: «Кубанские поговорки»;
- презентация: «Кубанские поговорки в картинках»;
-консультация для родителей на тему: «Кубанский народный фольклор для
детей среднего дошкольного возраста».
Заключительный этап:
- оформление проектной деятельности;
- презентация опыта проектной деятельности для педагогов в рамках
педагогического совета;
- буклет для родителей на тему: «Кубанский фольклор для детей».
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений у детей о кубанских народных сказках,
колыбельных песнях, загадках, поговорках;
- проявление устойчивого интереса к кубанскому народному фольклору;
- понимание детьми содержания сказочных образов, языковых средств
художественной выразительности, обоснование их смысла.
Перспективный план
проектной деятельности
«В гостях у кубанской народной сказки». (1,2 неделя)
Беседа «Кубанские народные сказки».
Знакомство детей с кубанской народной сказкой «Казак и птицы».
Аппликация в технике обрывания бумаги «Птицы».
Конструирование в технике оригами «Птицы».
Прослушивание в аудиозаписи кубанской народной сказкой «Есаул и конь».
Самостоятельная деятельность: рисование коня с использованием трафарета.
Игра-конструирование «Загон для лошади».
Сюжетно-ролевая игра «Казаки».
Сочинение сказок детьми совместно с воспитателем.
Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек «Кубанские народные сказки».
«Кубанские колыбельные песни».
(3 неделя)
Беседа: «Кубанские народные песни».
Слушание колыбельной кубанской песни в исполнении Кубанского казачьего хора (А. Лизвинский).
Презентация для детей : «Кубанские колыбельки».
Разучивание и пение колыбельных песен: «Коту, котик серинький…», «Ой, бай, баюшки, баю».
Сюжетно – ролевая игра «Укладывание казачат спать».
Посиделки с бабушкой Людой – «Колыбельные песенки для моих внучат».
Разучивание и исполнение колыбельной песенки от бабушки Люды совместно с музыкальным руководителем.
Изготовление книжки – самоделки: «Кубанские колыбельные песенки».
«Кубанские пословицы, поговорки, потешки, загадки».
(4 неделя)
Беседа на тему: «Кубанские пословицы и поговорки».
Презентация «Кубанские поговорки в картинках».
Разучивание кубанских пословиц о воинской службе.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко».
Изготовление книжки поговорок и пословиц совместно с родителями.
Дидактическая игра: «Найди картинку – отгадку».
Развлечение «Весняночка».