Муковоз Жужета Викторовна
Проект «Кубань — наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Муковоз Жужета Викторовна
Тип проекта : социально значимый
По количеству детей: групповой
Участники проекта : воспитанники подготовительных групп компенсирующей направленности, педагоги, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, специалист ГБУК КК «Краснодарского историко – археологического музея заповедника им. Е. Д. Фелицина»
Продолжительность проекта : долгосрочный, 6 месяцев
Сроки реализации проекта : 10.09.2018г. – 22.02.19г.
Публикация «Проект „Кубань — наша Родина“» размещена в разделах
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
«Кубань – наша Родина» - проект нравственно – патриотической направленности, реализованный совместными усилиями воспитателя МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №106» Муковоз Жужеты Викторовны, детей и родителей групп компенсирующей направленности №№ 19,21.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, его достопримечательностями, культурой и традициями.
Актуальность проекта :
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные принципы дошкольного образования, среди них, «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Каждый ребенок – это будущий носитель черт русского характера. Русской ментальности. Ради этого мы приобщаем детей с раннего детства к истокам русской народной культуры, знакомя с малой Родиной – Кубанью, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Актуальность данного проекта обусловлена потребностью общества и государства в формировании основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Только при проявлении привязанности и любви к семье, Родине ребёнок вырастет достойным членом общества.
Цель проекта : Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с историей и культурой родного края.
Задачи проекта :
1. формировать знания детей о малой родине, ее особенностях, истории и культуре, об историческом прошлом родного края;
2. расширить представления дошкольников о быте и традициях Кубани;
3. познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов Кубани;
4. прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;
5. дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;
6. продолжать знакомить с символикой Кубани и города Краснодара;
7. способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;
8. актуализировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через привитие любви к родному городу и краю;
9. закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей.
Ожидаемый результат:
• Освоение доступных знаний об истории родного края.
• Активное участие детей в различных видах деятельности.
• Проявление чувства гордости, любви к своему родному краю.
Новизна проекта заключается в том, что он знакомит дошкольников с
историей, традициями, культурой, бытом кубанских казаков; охватывает
литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать
личность, способную к успешной социализации; создает обогащенную
духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.
По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МБДОУ.
В основе проекта – совместные экскурсии с семьями воспитанников по городу, посещение памятников (памятник Екатерине II, обелиск в честь двухсотлетия Кубанского казачьего войска, памятник Кубанскому казачеству) музеев (Краснодарский историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына, музей Казачества, участие в качестве зрителей на праздниках посвященных Дню города, Дню победы, народные праздники.
Информационной основой проекта явились интернет – ресурсы, публикации в средствах массовой информации, произведения кубанских авторов об истории родного края, передвижная выставка «Природа Краснодарского края» историко-археологического музея заповедника им. Е. Д. Фелицина.
Основными критериями освоения детьми задач проекта являются :
Знание собственной истории (семьи, рода, фамилии); знание о «малой родине» ( родном крае: история, культура, традиции, достижения, и др.)
Этапы реализации проекта : подготовительный, основной, заключительный.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
• Выбор темы проекта, названия;
• составление плана мероприятий для реализации проекта по основным направлениям деятельности.
• создание условий для самостоятельной деятельности: (фотоинформация «Достопримечательности моего города», альбомы «Дорога от дома до детского сада», «Я здесь живу»);
• подбор и изучение методической литературы по теме проекта;
• подбор художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала;
• опрос детей с целью определения имеющихся представлений по данной теме;
• организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта;
• подборка прикладного материала для успешной реализации проекта.
II этап – основной
• Беседы : «Человек без Родины, что соловей без песни», «Ремесла и промыслы на Кубани»,«Семейные традиции», «Народный фольклор, игры на Кубани»,«История возникновения Кубани», «Как строили дома
казаки», «Кубанская хата всем богата».
• Медиа-презентации: «Кубанский народный костюм», «Народы Кубани», «Природа Краснодарского края». Виртуальные экскурсии по знакомству детей с
достопримечательностями города Краснодара; в культурно-исторический комплекс «Атамань», экскурсия передвижной выставки «Природа Краснодарского края» с приглашением специалиста ГБУК КК «Краснодарского государственного историко-археологического музея заповедника им. Е. Д. Фелицина» Катуниной С. В.
• Чтение художественной литературы: В. Бакалдин «МояКубань», Л. Ляховская «Праздники, традиции, обычаи, обряды», «Родная Кубань» - книга для чтения под ред. профессора В. Н. Ратушника.
Заучивание стихотворений: В. Подкопаев «Край наш тополиный»; К. Обойщиков «Кубань – земля такая»; В. Неподоба «Солнышко проснулось»; В. Бардадым «Хозяюшка».
• Прослушивание песен о Кубани «Ой, да на Кубани» (кубанская народная песня, обработка В. Захарченко); «Кубанские частушки» (кубанская народная песня); «Как решил казак осенью жениться» (кубанская народная песня); «Ой, по горке» (кубанская народная песня); «Варенички» (кубанская народная песня) «Шла дивчина лужками» (кубанская народная песня); «Ой, добрэ вам, молодички» (кубанская народная песня); «Кубанские казаки» - песня-танец.
• Кубанские подвижные игры : «Кауны»; «Апанас»; «Кубанка», «Малечена - Калечена»; «Тополек»; «Подсолнухи»; «Плетень».
• Дидактические игры: «Собери флаг Кубани», «Города Краснодарского края», «Вместе дружная семья» (национальности кубанской земли, «Произнеси слово на казачьем диалекте», «Наша Родина – Кубань».
• Художественно-творческая деятельность : Рисование «Рушники кубанских мастериц», «Украсим кубанский костюм», «Украсим платье петриковской росписью». Изготовление макетов города – своего района, своего детского сада (с привлечением родителей).
• Работа с родителями : Привлечение родителей к оснащению развивающей
предметно-пространственной среды («Уголок кубанского быта» в группе). Изготовление с детьми поделок к выставке «Дары Кубанской осени».
Привлечение родителей к собиранию коллекции народных предметов из дерева. Народные костюмы казака и казачки для ряженья, аксессуары. Атрибуты для
кубанских народных игр. Мероприятия ко дню образования города Краснодара и
Краснодарского края – посещение городских мероприятий и проведение групповых с участием детей и родителей (сентябрь). Итоговое мероприятие: досуговая деятельность – участие родителей в тематическом развлечении «Моя Кубань».
III этап – заключительный
• Выставка работ детской деятельности «Мы живем на Кубани»;
• Оценка этапов реализации проекта;
• Презентация проекта.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
• Изготовление альбомов «Мой любимый город Краснодар», «Ремесла и промыслы на Кубани».
• Изготовление наглядных пособий: кубанское подворье (макет, изготовления костюмов для кукол, плетение игрушек и поделок из талаша.
• Оборудование этнического уголка.
• Конкурс рисунков среди воспитанников старшей и подготовительной групп образовательного учреждения «Моя улица», «Мой дом».
• Разработка бесед по теме «Родной край», «Растительный и животный мир родного края», «Я и моя семья».
• Фото-выставка среди воспитанников всех возрастных групп дошкольного учреждения «Край мой любимый».
• Экскурсии воспитанников совместно с родителями по историческим местам Кубани.
Реализация содержания проекта
Данный проект был реализован с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что продуктивная совместная деятельность по созданию наглядного пособия объединяют детей-родителей-педагогов общим интересом, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, расширяют кругозор.
Основными критериями освоения детьми задач проекта являются : способность детей кратко рассказать о своем крае, об истории Краснодара, знать памятные места, уметь осмысленно и бережно относиться к культуре родного края, бережно хранить и продолжать традиции своего народа, уважать и ценить труд людей, работающих на его благо.
Результат проекта
Использование данного проекта способствует более глубокому ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со своей малой родиной, помогают расширить представление детей о Кубани, о её достопримечательностях и истории, раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе совместно с родителями. Помогла осуществить основные направления в поведении детей в социуме. А самое главное были созданы необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- методические разработки.
Данный проект был реализован с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
.