Марина Братчикова
Проект «Кто веселится? Кто грустит?» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «КТО ВЕСЕЛИТСЯ? КТО ГРУСТИТ?»
Подготовила Братчикова М. А.
Тип проекта: среднесрочный (ноябрь – декабрь, групповой
По содержанию: познавательный
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели
Актуальность проекта: важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера. Эмоции играют большую роль в развитии ребенка: благодаря им, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников. Наши эмоции и чувства возникают вне зависимости от нас, а от того, насколько хорошо мы их осознаем и понимаем зависит уже наше умение контролировать их и находить безопасные пути их разрядки. Особенно важно это для ребенка, который учится не только ориентироваться в огромном внешнем мире, но учится выражать, осознавать и называть свои чувства.
Публикация «Проект „Кто веселится? Кто грустит?“ в младшей группе» размещена в разделах
Проблема: эмоциональные перегрузки у детей, эмоционально нестабильное поведение. Дети не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции.
Цель: создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т. е. научить детей умению управлять своим поведением.
Задачи: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом; дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные; обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения; учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике, формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции. Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь.
Продукт проектной деятельности: уголок уединения, альбом «Азбука настроения», лэпбук «Эмоции».
Предполагаемые итоги реализации проекта: повышение уровня эмоционального развития детей: дети научатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому. Дети научаться распознавать эмоции, как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы). Упражнения позволят детям быть открытыми, доверчивыми в «мире эмоций». В результате работы по данной теме возрастает групповая сплочённость, уменьшиться конфликтность детей. - Появится заинтересованность родителей как участников образовательного процесса.
Реализация проекта
I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала.
II этап – основной:
Работа с детьми
- Ситуации общения «Кто я? Какой я?». Цель: формирование представлений о себе как о человеке. Осознание ребенком отношения к себе, собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.
- Игровая ситуация «Мишка обидел куклу». Цель: учить детей обсуждать игровую ситуацию, продолжать формировать чувство отзывчивости, доброжелательное отношение друг к другу.
- Игра «Улыбнись – рассердись». Ребята, давайте все улыбнемся солнышку - все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились, как тучка – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.
- Этюд «Тихая – громкая радость». А вы знаете, что радость бывает тихая и громкая. Давайте покажем «тихую радость» - вдохнуть и улыбнутся;
«громкую радость» - подпрыгнуть, вытянув руки вверх и крикнуть «УРА»!
- Этюд «Грустное настроение
- Ребята, а у вас бывает грустное настроение?
- Давайте попробуем изобразить грустное настроение.
(дети показывают мимикой, жестами, движениями)
- Какое средство против грусти?
(Ответы детей: улыбка, друзья, мама с папой рядом)
- Этюд «Сердитый котенок»
Дети распределяются на пары. Один играющий – котенок, другой – хозяин. Котенок должен показать своему хозяину, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается). Хозяину котенка необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Тогда котенок успокаивается, начинает мурлыкать, затем участники меняются местами
- Игра «Удивимся вместе» А вы знаете с утра, только я открыла глаза, вдруг открылась дверь и вбежала карамель, а за ней большой пирог и конфеты зашуршали под одеялом у меня вот так да!
В момент удивления говорим: «Вот это да!» Не может быть! Так не бывает!» Когда мы увидели что-то интересное и необычное, странное, неожиданное, непонятное, то, что у нас появляется удивление на лице, и тогда: глаза широко открываются, делаются круглыми, брови поднимаются вверх, рот может открыться.
- Упражнение «Мы тоже:
Я буду сейчас говорить вам фразы и предложения, а вы будете отвечать мне: «Мы тоже!».
«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже!»
«я дарю вам улыбку»
Дети: «мы тоже»
«я радуюсь»
Дети: «мы тоже!»
«Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
«Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
«Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже»
Давайте обнимемся
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение отличное? (ДА)
- Игра «Угадай эмоцию».
- Ребята, глядя на человека - как мы можем определить его настроение?
-По выражению его лица.
-Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Маски-эмоции)
-А сейчас давайте покажем эмоцию радости, грусти, страха, удивления
- Мимическая гимнастика (физкультминутка) «Победи свой страх»: Страхи нас пугают,
Корчат злые рожи,
Станем на секундочку
Мы на них похожи. Злость
2. Покажите-ка мне все,
Как можно испугаться? Испуг
3. «Как будто» бы заплачем,
И станем обижаться. Обида
4. Теперь за руки возьмёмся,
Страхам дружно улыбнёмся! Радость
Три раза хлопнем,
Три раза топнем,
Руки вверх поднимем,
На весь лес все крикнем:
«Не боюсь!»
Ещё раз: «Не боюсь!»
Снова улыбнёмся,
Громко рассмеёмся!
- Игры: “Лото настроений”, “Рисуем настроение”.
- Утро радостных встреч. Приветствие.
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю я соседской. курице (Дети показывают "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо).
- Рассматривание картинок «Мы веселые ребята». Цель: познакомить детей с эмоциями. Учить детей различать эмоции.
- Дидактическая игра «Подари улыбку другу». Цель: расширение представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими его людьми и формирование положительных чувств и эмоций через улыбку.
- Музыкальное упражнение «Танцуем вместе». Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Музыкально – дидактическая игра «Радостная песенка». Цель: развивать положительные эмоции.
- Игровые упражнения по развитию мимики
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
- Игровые упражнения по развитию пантомимики
• “Расцвели, как цветы”.
•“Завяли, как травка”.
•“Полетим, как птицы”.
•“Идет медведь по лесу”.
• “Крадется волк за зайцем”.
• “Плывут уточки”.
•“Идут пингвины”.
•“Жук перевернулся на спину”.
•“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом)
- Игры с зеркалом «Самая радостная улыбка».
- Дид. игра «Мой смайлик». Цель: учить отражать свое настроение смайликами-символами.
- Ситуация «Настроение музыки». Прослушивание и разучивание различных по характеру и передаваемому настроению народных песен (плачи, заклички, калядки, современных песен («Вместе весело шагать по просторам»-муз. В. Шаинского,сл. М. Матусовского, «Какой чудесный день»- муз. А. Флярковского, (веселые и грустные песенки, мелодии). Цель: выделение ритма, мелодии как средств отражения и передачи настроения; обогащение опыта слушания музыки
- Беседа «Самые полезные рецепты от грусти». Цель: советы, подвижные игры, хобби и т. п.
- Ситуация общения «Тайны улыбки». Цель: учить понимать значение эмоций в определенных ситуациях: транспорте, семье, поликлинике и по отношению к разным людям.
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»
- Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл.»
- Консультация для родителей «Негативные и позитивные эмоции у детей дошкольного возраста»
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту. Оформление уголка уединения, альбома «Азбука настроения», изготовление лэпбука «Эмоции».
Оценка результатов. Дети научились распознавать эмоции и называть их, понимать свои чувства, рассказывать о них другому. Уменьшилась конфликтность детей. У детей начало формироваться умение контролировать свои эмоциональные реакции. Появилась заинтересованность родителей как участников образовательного процесса.