Елизавета Киселёва
Проект «Красна изба» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид: комплексный, познавательный, игровой.
Участники: дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст: 3-4 года
Продолжительность: долгосрочный
Интеграция образовательных областей: «Художественно-творческое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Актуальность:
Публикация «Проект „Красна изба“ (младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу. Именно это играет большую роль в становлении личности ребенка.
Чтобы считать себя частью своей великой страны, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, её историю и культуру. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. И дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать проект «Красна изба», реализация которого будет осуществляться через мини-музей.
Цель проекта: Формирование представлений детей о русском крестьянском быте, традициях и культуре русского народа.
Задачи:
Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода.
Познакомить с традициями русского народа.
Обучать народным играм, хороводным танцам, праздничным обрядам.
Развивать интерес к устному народному творчеству, через малые фольклорные формы (потешки, песенки, сказки).
Вызвать интерес к народно - прикладному искусству.
Способствовать отражению представлений в разных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театральной.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа
Предполагаемый результат:
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Педагоги получат дополнительные знания и практический материал по данной теме, удовлетворение от результатов своей работы, обменяются опытом с другими педагогами.
У родителей появится гордость за своих детей; заинтересованность в формировании у детей чувства патриотизма, представлений о русской избе и быте. Повысится авторитет педагогов, престиж дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный (август 2016г.):
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Сбор материала для мини-музея.
II этап. Основной – проектная деятельность (сентябрь 2016г. – май 2017г.):
1. Организация предметно – развивающей среды.
Создание мини-музея «Красна изба»
Подбор художественной литературы по устному народному творчеству.
Подбор экспонатов по народно-прикладному искусству
Оформление папки «Красна изба»
Подбор материала из интернет-ресурсов для мультимедийных презентаций.
2. Работа по основным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Социо-игры:
- «Ожившие игрушки»
- «Волшебники»
- «Обыграй превращение»
- «Сундучок»
- «Что было бы, если бы…»
- «Ряжение»
Игры-ситуации; сюжетно-ролевые игры:
- «На скотном дворе»
- «К бабушке на оладушки»
- «Избушка, избушка, повернись ко мне передом»
- «Веселые музыканты»
- «Сорока-белобока кашу варила»
- «Стоит в поле теремок»
- «Баю-баюшки-баю, баю доченьку мою»
- «Гости дорогие в избу к нам пришли»
- «Поиграем с куклой Машей»
- «Посиделки»
- «В гости к солнышку»
Игры-драматизации:
- «Репка»
- «Колобок»
- «Лиса и Заяц»
- «Теремок»
- «Курочка Ряба»
- «Три медведя»
Дидактические игры.
- «Одень куклу в русский народный костюм»
- «На чем играю?»
- «Узнай по описанию»
- «Какие предметы сделал кузнец?»
- «Какие предметы сделал гончар?»
- «Подбери посуду для медведей»
- «Из чего сделаны?»
- «Подбери узор»
- «Что изменилось?»
- «Чудесный мешочек»
- «Украсим комнату»
- «Обед для матрешек»
- «Четвертый лишний»
- «Кто живет на скотном дворе»
- «Из какой сказки?»
- «Узнай на вкус»
- «Русский сувенир»
- «Что было – что есть»
Познавательное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность:
- «Стоит изба, то холодна, то горяча»
- «В тереме я живу, к себе в гости приглашу»
- «Как у нашего кота»
- «Знакомство с матрешкой»
- «Едем к бабушке Варварушке на оладушки»
- «Веселые ложки»
- «К бабушке в деревню»
- «Маша варежку надела»
- «Заюшкина избушка»
- «Колобок – румяный бок»
Рассматривание экспонатов мини-музея, иллюстраций и фото слайдов предметов домашнего русского быта.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- «Глина и дерево»
- «Металл и глина»
- «Ткань и бумага»
Речевое развитие
Ситуативные разговоры, беседы:
- «О русской матрешке»
- «Кто живет в деревне»
- «Как встречают гостей»
- «Деревянные игрушки»
- «Посуда для трёх медведей»
- «Зимние забавы на Руси»
- «Как одевались на Руси»
- «Снесла курочка яичко не золотое, а простое»
- «Потешный промысел»
Чтение художественной литературы (русские народные сказки):
- «Волк и семеро козлят»
- «Жихарка»
- «Как коза избушку построила»
- Л. Толстой «Три медведя»
- «Репка»
- «Теремок»
- «Колобок»
- «Лиса и заяц»
- «Мужик и медведь»
- «Лиса и кувшин»
- «Гуси-лебеди»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Хаврошечка»
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; картинок, фотографий.
Отгадывание загадок.
Рассказывание сказок по алгоритму, мнемосхемам.
Заучивание потешек, прибауток:
«Еду, еду к бабе, деду…»
- «Кот на печку пошел»
- «Наши уточки с утра»
- «Сел сверчок на шесток»
- «Эй, кузнец, молодец».
- «Курочка-рябушка»
- «Солнышко, солнышко, красное»
- «Кисонька-Мурысонька»
- «Наша-то хозяюшка сметлива была»
- «Весна-красна, ты с чем пришла?»
Рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов Ю. К Васнецова к русским народным сказкам, потешкам и Е. Рачева.
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Лепка:
- «Посуда для молока и для каши»
- «Румяный колобок»
- «Овощи с грядки»
- «Я пеку, пеку, пеку»
- «Наши уточки с утра – кря-кря-кря!»
- «Бревенчатый стол»
- «Игрушки-толстушки»
- «Курочка по сеничкам зернышки клюет»
- «Сидит кошка на окошке»
- «Горшочек, вари»
Рисование:
- «Чудо-ложки».
- «Дымковская барышня»
- «Маша варежку надела»
- «Узоры для Матрешки»
- «Солнышко лучистое».
- «Мы ходили в огород»
- «Красивое полотенце»
Аппликация:
- «Сошью Дуне сарафан»
- «Платок для бабушки Маланьи»
- «Лоскутное одеяло»
- «Что летом родится – зимой пригодится»
- «Верба-хлест бьет до слез»
Конструктивно-модельная деятельность:
- «Бусы для Дуняши»
- «Заборчик»
- «Скотный двор»
- «Домик для Матрешки»
«Музыкальная деятельность»:
Знакомство с музыкальными инструментами: ложки, свистульки, гусли, балалайка, бубен, бубенцы, колокольчики.
Разучивание русских народных, колыбельных песен
Слушание песен:
- «Ах, вы сени»
- «Как у наших у ворот»
- «Светит месяц»
- «Ой, вставала я ранешенько»
- «Ай, люли-люли-люли прилетели журавли»
- «Спи, младенец, сладко, сладко»
Музыкальные хороводные игры
- «Как за нашим за двором»
- «Во кузнице»
- «Скок-поскок»
- «Верба-вербочка»
- «Пошла млада за водой»
- «Заря-заряница»
- «Венок»
- «Баба шла, шла, шла…»
- «Шел Матвей по лесу»
- «Летал, летал воробей»
- «Где ты был Иванушка?»
- «Ты лети веселый бубен»
Физическое развитие
Подвижные народные игры:
- «Заинька, где твой дом»
- «Огородник»
- «Капуста»
- «Бабка-ёжка»
- «Жмурки с бубном»
- «Салки-догонялки»
- «Пастух и стадо»
- «Удочка»
- «Горячее место»
- «Горелки»
- «Золотые ворота»
- «У медведя во бору»
- «Жмурки с колокольчиком»
- «Зайка беленький сидит»
- «Огуречик-огуречик»
- «У дедушки Трифона»
Спортивные развлечения, досуги:
- «Карусель народных игр»
- «Веселые соревнования»
- «Семейное многоборье»
- «Русская ярмарка»
3. Взаимодействие с семьей.
Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Сбор предметов для мини-музея.
Выставка литературы с поговорками, потешками
Выставка поделок «Осенняя ярмарка», «Символ года - петушок»
Оформление папки с иллюстрациями «Русская изба»
Организация открытых просмотров деятельности кружка
«Семейное многоборье» - спортивное развлечение
Деловая игра «Русские народные игры»
Мастер-класс «Куклы-самоделки»
Подбор интернет-ресурсов в рамках проекта
Консультации:
- «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- «История народной игрушки»
- «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры»
- «Народные промыслы»
Рекомендации:
- «Воспитываем патриотов»
- «Читаем дома»
III этап. Заключительный (май 2017г.).
1. Презентация проекта «Красна изба»
2. Итоговое занятие «Изба – колыбель души»
3. Семейный досуг «Русские посиделки»
Ресурсы:
Кадровое обеспечение – группа должна быть обеспечена кадрами
Методическое обеспечение – консультации, беседы, литература, пособия
Финансовое обеспечение – администрация, родители.
Используемая литература:
Е. А. Алябьева Сказки о предметах и их свойствах – М. : ТЦ Сфера, 2014.
Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (конспекты занятий и уроков, методические рекомендации по предмету «Народная культура») – М. : АРКТИ, 2003.
В. Н. Вишневская Программа духовно-патриотического воспитания детей 3 – 7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» – М. : АРКТИ,2004.
О. В. Дыбина Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предмета. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
М. Ю. Картушина Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2002
В. Н. Косарева Народная культура и традиции – Волгоград: Учитель, 2012.
О. А. Соломенникова Ознакомление детей с народным искусством – М. : Мозаика Синтез, 2012.
М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова Красна изба… Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2004.
Т. А. Шорыгина Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013.