Татьяна Ефремова
Проект «Книжкин дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Видоизменение и совершенствование книжного уголка.
Задачи:
1. Обогащать предметно-развивающую среду (книжного уголка) с учетом потребностей детей дошкольного возраста.
2. Создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать возможность проявить себя.
3. Поиск различных средств для достижения цели.
4. Привлечь родителей к модернизации предметно-развивающей среды.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Сроки проведения: 1. 07. 2021 – 31. 07 2021
Этапы проекта :
Публикация «Проект „Книжкин дом“» размещена в разделах
1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
4. Изучить принципы построения предметно развивающей среды для детей.
5. Спроектировать среду.
6. Продумать оформление стен комнаты в соответствии с оборудованием и нормами эстетики.
«КНИЖКИН ДОМ» И ДЕТИ В НЕМ
Приобщение детей к художественной литературе является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. В ДОУ №93 до реализации проекта «Книжкин дом» были созданы определенные условия для ознакомления детишек с литературой. Методическое и программное обеспечение, «книжные уголки», дидактические игры – все эти меры помогли настроить маленьких «чтецов» на творческий лад.
Формирование у детей интереса к художественной литературе является важнейшей задачей, которую ставят перед собой как воспитатели детского сада, так и родители.
Однако книги, дидактические материалы для игр находятся в группах ДОУ в небольших объемах. Для того же, чтобы сформировать интерес к художественной литературе необходимо иметь запас иллюстрированных книг. Стихи, рассказы, хрестоматии, энциклопедии – все это является неотъемлемой частью литературного детского развития.
Именно с целью пополнения «книжного багажа» был задуман проект под названием «Книжкин дом», реализация которого подразумевает 2 этапа:
Первый – вводный, организационный.
Второй – продуктивный, подразумевающий работу непосредственно с самими детьми.
На первом этапе мы постарались привлечь родителей группы к изменению и модернизации уголка художественно-речевой деятельности, ведь они наши первые помощники!
Для этого мы организовали беседу по теме «Знакомство с основными направлениями работы по проекту «Книжкин дом». Многие родители высказали одобрение и пожелание в изменении среды книжного уголка. Так мы заручились их поддержкой не только творческой, но и материальной.
Проектируя библиотечное пространство мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Построение развивающей среды с учетом принципов
1)открытости-закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
2)принцип поло-возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявить свои склонности;
3)полифункциональности (модульное оборудование)
дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей.
В оформлении уголка необходимо соблюдать единый стиль. Открытые стеллажные системы не загромождают помещение.
Создавая библиотеку, необходимо делать все так, чтобы дети не потеряли чувства защищенности и безопасности.
Литература, стеллажи, дидактические игры – все это элементарные составляющие любой библиотеки.
Уголок должен быть уютным, привлекательным, располагающем ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Перед работой в библиотеке необходимо ознакомить детей с правилами поведения в «Книжкином доме» с помощью мнемотаблиц.
Как и в любой другой библиотеке, вся литература должна подразделяться на разделы. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы в нашем «Книжкином доме» разделили книги на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг мы предлагаем следующий условные обозначения:
1. Литература энциклопедического характера
2. Устное народное творчество
3. Сказки
4. Книги природоведческого характера
5.«Весёлые книги»
6. Стихи
7. Рассказы нравственно-патриотического содержания направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей Родины, с ее сегодняшней жизнью
8. Самодельные книжки
9. Произведения башкирских авторов
10. Детские журналы (Мурзилка, Колобок, Акбузат, Веселые картинки)
11. Зарубежная литература (Ш. Перро, Д. Родари, Г. Андерсен, Б. Гримм)
12. Книги, которые приносят из дома, хорошо иллюстрированные, а также «толстые» книжки.
Но при желании можно использовать в качестве условных обозначений цветовое разделение, геометрические фигуры или другие символы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Наряду с книгами необходимо иметь и образно-символический материал (картинки, иллюстрации и альбомы) для рассматривания коллективно и индивидуально. Мы планируем оформить:
–альбомы, специально созданные художниками на определенные темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Славный лес» Т. Капустиной и др. ;
–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;
–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;
–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;
–альбом «В стране сказок Чуковского»;
–альбом «Герои русских сказок»;
–портреты зарубежных детских писателей;
–портреты советских детских писателей;
–портреты русских детских писателей;
–сказочные маршруты, лабиринты;
–пазлы.
Помимо ознакомления детей с художественной литературой в «Книжкином доме» мы планируем организовать с детьми творческие мастерские по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, где дети смогут проявлять свое творчество, фантазию и отображать в своих работах любимых героев, персонажей, понравившиеся сюжеты из художественных произведений.
Для этого в центре творчества будет находиться следующий материал:
– альбомы;
–раскраски (по сказкам, героям);
–трафареты;
–краски;
–цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;
–кисточки для рисования, аппликации;
–ножницы;
–салфетки, подкладные листы, стаканы-«непроливайка», чашечки для клейстера;
–бумага для ремонта книг;
–пластилин, стеки;
–дощечки для лепки;
Совместно с детьми можно устроить:
–выставки работ из бумаги – оригами «В гостях у сказки»;
–выставки самодельных книг;
–выставку книг «Моя любимая книга»;
–экскурсию в ближайшую библиотеку.
Можно периодически организовывать тематические выставки:
–Наша Армия охраняет наше детство;
–Наши книжки о природе;
–Сказки А. С. Пушкина и другие;
–Фотоконкурс «Я – герой любимой книги»;
–Театрализованное представление по произведениям и сказкам.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
В результате планомерной, систематической работы с детьми можно будет добиться поставленной цели: динамики роста в речевом развитии, повышения уровня знаний детей в разделе программы «Приобщение к художественной литературе», сформированности навыков работы с литературным фондом созданной библиотеки.
Мы надеемся, наш проект вызовет у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к художественной литературе, желание посещать «Книжкин дом», обогатит детей новыми знаниями и впечатлениями, побудит к активной творческой деятельности, которая будет способствовать интеллектуальному развитию дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Как обустроить детский сад? / Н. Ю. Честнова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
2. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «Детство-Пресс», 2007.
3. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О. Г. Жукова – Москва 2008.
4. Перечень оборудования учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. / Москва. Центр педагогического образования 2008.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. – Москва 2008.
6. Знакомим дошкольников с литературой. / О. С. Ушакова – Москва 2008.
7. «Ты детям сказку расскажи» / З. А. Гриценко. Методика приобщения детей к чтению. – Москва, Линка-Пресс, 2003