Долорес Померанцева
Проект в подготовительной группе «Книжки-малышки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Книжки – малышки»
Автор : Гагарина М. В.
Проект «Книжки – малышки»
Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно – творческий.
Проблема: В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. Книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Именно книга способна создать предпосылку для успешного вхождения ребенка в современное общество, разбудить и реализовать творческий потенциал. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, интеллект, память, воображение, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Книжки-малышки“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей.
Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов. Сегодня в основе грамотности, как её фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Цель проекта : Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгой, развитие творческих, познавательных способностей детей.
Задачи:
- формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;
- развивать творческие способности, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать интерес, любовь к книге, произведениям художественной литературы, как источнику знаний, бережного отношения к книге;
- повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;
- вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
Ожидаемые результаты:
* повышение у детей интереса к книге, произведениям художественной литературы.
* развитие инициативы, стремления к самостоятельному, добровольному обращению ребенка к книге;
* формирование у детей заинтересованного слушания чтения и активного участия в беседах по обсуждению прочитанного;
* формирование умение общаться с детской книгой «один на один»;
* широкое использование детьми речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
* активное участие родителей в совместной творческой и продуктивной деятельности, в совместных посещениях с детьми детской библиотеки, читального зала, организации вечеров семейного чтения.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
• разработка плана проекта;
• ознакомление родителей и детей с целью проекта;
• подбор наглядной информации для проекта;
• подбор художественной, познавательной и художественной литературы и мультфильмов.
2 этап – практический
Работа с детьми:
* изучение информационных источников по данной теме;
* сбор и систематизация материалов;
* проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;
* осуществление взаимодействия между участниками проекта;
* выставка художественной литературы.
Работа с родителями:
* изготовление книжек – малышек;
* консультация «Испокон века книга растит человека».
3 этап – завершающий
* сбор и обработка материалов проекта;
* анализ выполнения проекта;
* оформление выставки книжек – малышек.
Ход реализации проекта:
1 этап – подготовительный
* ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
* подбор наглядного материала по данной теме.
2 этап – практический
Работа с детьми:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности;
- рисование и конструирование – продуктивные виды деятельности, где дети отображают свои впечатления от прочитанных книг;
- конструирование закладок для книг;
- конкурс юных чтецов.
Работа с родителями:
• консультация «Испокон века книга растит человека»
«Испокон века книга растит человека»
(консультация для родителей)
Цель: рассказать родителям о важности семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.
Задачи: способствовать поддержанию традиций семейного чтения, познакомить с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений.
Ход собрания:
1. Выступление воспитателя. Мы рады приветствовать всех вас. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость: «Испокон века книга растит человека». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.
К сожалению сегодня, детям читают не так часто, некоторым вообще не читают, а немногим читают от случая к случаю.
9 самых важных причин, почему «дети должны читать книги» :
1. Чтение вслух стимулирует развитие детского мозга.
2. Чтение вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других.
3. Дети быстро учатся на примере - имитируя.
4. Чтение стимулирует развитие речи и улучшает память. Чтение также помогает в преодолении дислексии.
5. Чтение формирует моральную чувствительность ребенка. Таким образом, вы инвестируете в моральное и интеллектуальное развитие ребенка.
6. Книги формируют положительный образ.
7. Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между родителями и детьми.
8. Чтение это способ проведения времени с ребенком.
9. Чтение вслух с ребенком поможет ему преодолеть многие проблемы подросткового возраста.
Современные дети чаще смотрят мультфильмы или играют в компьютерные игры, чем читают.
Нужно не только читать книги, но и беседовать по прочитанному, обращать внимание на бережное отношение к книгам.
А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.
После чтения произведения мы используем различные методы и приё мы работы:
1. Беседы по его содержанию,.
2. Перессказывание текста или отрывки из него.
3. Прослушивание аудиозаписи литературных произведений.
4. Выразительное чтение стихов.
5. Участие в инсценировках, играх-драматизациях.
6. Рассматривание рисунков художников – иллюстраторов.
7. Выполнение творческих работ по мотивам сюжетов книг.
У многих из вас возникают вопросы:
- Как найти время для чтения?
- Как выбрать книгу?
- Как заинтересовать ребёнка процессом чтения?
Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами.
В детстве вам читали книги и вы наверняка помните их. Расскажите, что вам запомнилось.
(Родители называют любимые книги своего детства)
Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в воспитании ребенка принадлежит книге?
Сначала мы посоревнуемся в знании детской литературы. Итак, разминка.
Литературная викторина для родителей:
1. воспитатель предлагает родителям взять с подноса конверт, в котором лежит листок с частью стихотворения. Взрослый должен прочесть концовку стихотворения.
- Молодцы!
2. А мы продолжаем:
- Как звали юношу из сказки "Кот в сапогах"?
- Когда заканчивалось волшебство в сказке "Золушка"?
- Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером?
(Дядя Степа)
- Как звали сестер в сказке "Хаврошечка"?
3. Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»
Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.
1. Телефон («Телефон» К. Чуковского)
2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского)
3. Письмо («Почта» С. Маршака)
4. Мячик («Игрушки» А. Барто)
5. Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
6. Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)
7. Красная шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро)
8. Горошина («Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена)
Предложить для чтения книги:
А. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»
Н. Носов «Живая шляпа»
А. Гайдар «Чук и Гек»
В. Драгунский «Друг детства», сверху, вниз, наискосок»
К. Паустовский «Кот - ворюга»
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
П. Бажов «Серебрянное копытце»
Катаев «Цветик семицветик»
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»
Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»
Л. Пантелеев «Буква «Ты»
С Маршак «Почта»
А. Волков «Волшебник изумрудного города» и другие книги.
Эти книги учат детей быть смелыми, добрыми, правдивыми, любознательными, дружными, милосердными, справедливыми. Знакомят детей с окружающим миром.
Совет воспитателя «Как выбрать книгу» :
1. Яркая обложка
2. Яркие картинки.
3. Книга должна соответствовать возрасту.
«Как завлечь ребенка к чтению» :
1. Интонационно-окрашенное чтение
2. Яркие картинки в книге
3. Таинственный голос
4. Использование персонажа
5. Мотивация (расскажем бабушке, друзьям)
6. Взрослый сам рассматривает детскую книгу.
Место для чтения:
Выбрать постоянное место, где будет удобно и уютно, подальше от телевизора.
Где хранить:
Для книг должно быть отведено специальное место. Это может быть специальная полочка или полка в общем шкафу. Взрослые ремонтируют книги вместе с ребенком.
Когда читать:
1. Перед сном (традиция "Сказки на ночь")
2. В свободное время. Ребенок должен сидеть рядом. Объяснять по ходу чтения непонятные слова.
После чтения можно слепить или нарисовать персонажей, разыграть спектакль.
Долг каждого взрослого - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.
Помните, что ежедневное чтение:
Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка
Развивает речь, память и воображение
Учит думать, улучшает концентрацию
Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка
Расширяет общие знания
Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе
Учит моральным ценностям, помогает в воспитании
Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров
Защищает от опасности массовой культуры
Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь
Развитие таких качеств, как творчество, креативность и эмпатия, высоко ценится в современном мире. Но все эти качества развиваются в детстве благодаря чтению книг.
Также чтение способствует быстрому улучшению языковых навыков у детей. Чтение сказки позволяет ребенку изучить правила правильного построения предложений, знакомит его с правилами орфографии. Кроме того, вечером чтение позволяет вашему ребенку успокоиться и расслабиться. Книги также позволят ребенку лучше понять мир. Подавайте своему ребенку хороший пример - читайте сами.
Показ детской литературы в группе.
Вручить родителям памятки «Семейное чтение»
• изготовление книжек – малышек
3 этап – завершающий
* обработка и оформление материалов проекта;
* оценка результатов работы всех участников проекта.