Лучший педагог года

Проект «Классическая музыка — детям»

Марина Скараева
Проект «Классическая музыка — детям»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Классическая музыка - детям»

Тема: Музыкально-образовательный проект, как средство развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности посредством классической музыки (оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова) через синтез искусств (музыки, литературы, живописи, кинематографа).

Автор проекта : Скараева Марина Станиславовна.

Продолжительность проекта : долгосрочный (2 года).

Тип проекта : творческий.

Публикация «Проект „Классическая музыка — детям“» размещена в разделах

Место реализации: МДОУ №1 "Алёнушка", город Тейково, Ивановская область.

Вид деятельности: познавательный, творческий.

По форме реализации: групповой.

Основные формы представления: занятия (познавательные и игровые, музыкальные гостиные, музыкальные викторины и спектакли, работа с литературой, продуктивная деятельность.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Актуальность проекта : Приобщение детей к классической музыке. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Области интеграции: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Гипотеза: Процесс развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности посредством классической музыки через синтез искусств будет эффективнее, если:

- активизировать воображение на основе привлечения разных видов искусства (музыка, литература, живопись, кинематограф);

-развивать эмоциональную выразительность дошкольников на основе воплощения художественного образа;

-знакомить со сказочно-мифологическими образами в творчестве Н. А. Римского-Корсакова в оперном творчестве (опера "Снегурочка", опере "Сказка о царе Салтане").

Новизна: развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на основе восприятия классической музыки через синтез искусств.

Цель проекта : Проверить эффективность педагогических условий, направленных на процесс развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности посредством классической музыки через синтез искусств.

Задачи проекта :

1. Воспитывать любовь и интерес к восприятию классической музыки через синтез искусств (музыка, литература, живопись, кинематограф).

2. Обогащать впечатления и эмоции дошкольников, знакомя их с разнохарактерными музыкальными произведениями через средства музыкальной выразительности.

3. Приобщать детей к различным видам деятельности: музыкальной, игровой, двигательной, художественно-творческой, познавательной.

4. Приобщать к активной практической деятельности через эмоциональное самовыражение, развивать психические процессы - мышление, память, воображение, речь, внимание.

5. Содействовать развитию музыкального вкуса, расширению кругозора, повышению интеллекта и культуры, пополнению тезауруса (словарного запаса).

6. Развивать креативность через передачу музыкального образа в движении, эмоциях, художественно-творческой деятельности.

7. Формировать основы музыкальной культуры, ценностно-нравственные ориентации, духовного воспитания, народных традиций и национальной культуры.

8. Развивать социально-коммуникативные отношения дошкольников через взаимопонимание, дружеские отношения.

9. Приобщать детей к традициям, национальной и мировой культуры, через театрализованную деятельность и синтез искусств - музыку, литературу, изобразительное искусство.

10. Обогащать духовный мир, жизненный опыт, прививать эстетический и художественный вкус, нравственность, развивать ребёнка, как личность.

11. Обеспечить охрану здоровья и эмоционально-психическое благополучие дошкольников.

12. Пропагандировать знания о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей, оказание информационной и методической помощи.

Этапы реализации проекта :

Первый этап - организационный.

Направления работы: определение цели и задач проекта.

Содержание:

1. изучить музыковедческую, психолого-педагогическую, музыкально-методическую литературу по данной теме;

2. разработать систему занятий по ознакомлению с оперным творчеством Н. А. Римского-Корсакова;

3. подготовить базу для организации процесса развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности;

4. составить план работы для привлечения родителей к процессу реализации проекта.

Второй этап – практический, включает в себя два блока:

Цель: Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова.

Первый блок - по опере "Снегурочка" :

- Мифы древних славян.

- Чтение сказки А. Островского "Снегурочка".

- Просмотр одноимённого х/ф и мультфильма.

- Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова - декорации и эскизы костюмов, иллюстрации к опере, иллюстрации.

- Просмотр сцен из оперы. Музыкальный материал :

1. Вступление к опере.

2. Хор "Сбирались птицы".

3. Ария Снегурочки "С подружками по ягоду ходить".

4. Хор "Прощай масленица".

5. Шествие царя Берендея.

6. Песня Леля "Туча со громом сговаривалась".

7. Хор "Свет и сила Бог Ярило".

- Викторина по музыкальному материалу оперы.

- Проявление творчества в ИЗО деятельности.

Второй блок - по опере "Сказка о царе Салтане" :

- Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

- Чтение "Сказки о царе Салтане".

- Просмотр одноимённого х/ф и мультфильма.

- Знакомство с творчеством художников И. Я. Билибина и М. А. Врубеля - декорации, эскизы костюмов к опере, иллюстрации.

- Просмотр сцен из оперы. Музыкальный материал :

1. "Три чуда".

2. Полёт шмеля.

3. Ария Царевны Лебедь.

- Викторина по музыкальному материалу оперы.

- Проявление творчества в ИЗО деятельности.

Третий этап: Постановка и показ спектаклей - "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане".

Предполагаемый результат:

* У дошкольников повышается познавательная активность и интерес к восприятию классической музыки через синтез искусств.

* Дети творчески, ярко самовыражаются и проявляют артистические способности в передаче музыкального образа через различные виды деятельности.

*Развиваются психические процессы - мышление, память, воображение, речь, внимание.

*Проявляется умение грамотно дать характеристику музыкальному образу героев оперы,

повышается интеллект, музыкальная культура дошкольника, расширяется кругозор.

* Через совместную творческую деятельность проявляются коммуникативность, дружеское взаимопонимание, доброжелательное отношение между дошкольниками.

* Ярко проявляются артистические способности, дети хорошо владеют навыками выразительной артикуляции, дикции, интонации, мимики, жестов и движений в передаче образа героя, свободно чувствуют себя на сцене.

* Используются креативные и импровизационные способности через эмоциональную сферу в поиске выразительных средств, для создания художественного образа героя.

* Заинтересованность родителей, педагогов, детей в данном проекте и творческом процессе, активное участие в организации и проведении мероприятий учреждения.

* Совместный просмотр спектакля. Подведение итогов и анализ проведённой работы.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийные установки, музыкальный центр, компьютер, телевизор, презентации, фото и видео материал, портреты, иллюстрации, картинки, художественная литература, художественные и мультипликационные фильмы, изоматериалы, атрибуты для проведения спектаклей, костюмы.

Для реализации поставленных задач, была организована музыкальная гостиная "Ас Соль", где дети знакомились с оперным творчеством Н. А. Римского-Корсакова.

1 Блок:

В ходе занятий дошкольники познакомились с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Ребятам было предложено ознакомление с жизнью людей Древней Руси, с их обычаями, праздниками, мифологическими образами. Так же дошкольники познакомились с творчеством А. Н. Островского – сказкой «Снегурочка». Дети посмотрели художественный и мультипликационный фильм «Снегурочка». Были представлены портреты композитора Н. А. Римского-Корсакова, писателя А. Н. Островского, художника В. М. Васнецова. Был осуществлен просмотр слайдов эскизов декораций и костюмов к опере художника В. М. Васнецова. Дошкольники познакомились с музыкальными отрывками из оперы, после чего им была предложена тестовая работа по музыкальному материалу оперы, состоящая из семи музыкальных номеров.

1. Вступление к опере.

2. Хор "Сбирались птицы".

3. Ария Снегурочки "С подружками по ягоду ходить".

4. Хор "Прощай масленица".

5. Шествие царя Берендея.

6. Песня Леля "Туча со громом сговаривалась".

7. Хор "Свет и сила Бог Ярило".

Знакомство с оперой-сказкой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Задачи: формировать у дошкольников представление о том, что:

• Народное искусство – источник вдохновения для писателей, композиторов, художников, кинематографистов.

• Выявить нравственно-эстетические переживания учащихся в процессе восприятия музыки.

• Приобщить учащихся к различным видам искусства – литературе, живописи, музыке, кинематографу.

• На основе восприятия сказочно-мифологических образов развивать эмоциональный отклик, глубокое сопереживание на музыку оперы-сказки «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Наглядный материал:

- Презентации: Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Островского, В. М. Васнецова.

- Художественный и мультипликационный фильмы «Снегурочка».

- Презентации эскизов декораций и костюмов В. М. Васнецова к опере.

Предварительная работа:

1. Рассказ о сказочно-мифологических образах в народной культуре (Ярило, Леший, Масленица). Показ презентаций.

2. Прочтение сказки «Снегурочка» А. Н. Островского (беседа по содержанию).

3. Просмотр художественного и мультипликационного фильма «Снегурочка» (беседа о музыкальном сопровождении фильма «Снегурочка» музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова). Была проведена беседа о сказочно-мифологических образах оперы. Было дано понятие «сказка», «миф». Проведена беседа по сказке Н. А. Островского «Снегурочка». По теме дошкольникам были заданы следующие вопросы:

1. Чья дочь Снегурочка?

2. Какая Снегурочка в начале оперы, а какая в конце?

3. Какие еще сказочно-мифологические образы присутствуют в опере?

4. Какие музыкальные характеристики им дал композитор?

5. Чем отличаются реальные образы от сказочно-мифологических?

2 Блок:

Дошкольники познакомились со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Ребята посмотрели художественный фильм «Сказка о царе Салтане». Была проведена беседа о сказочных образах, которые присутствуют в сказке. Был осуществлен просмотр иллюстраций, декораций, эскизов костюмов к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, так же художников М. А. Врубеля, К. А. Коровина и И. Я. Билибина (Презентации). Ребята прослушали музыку «Полет шмеля» и «Три чуда».

Дошкольникам была предложена тестовая викторина, состоящая из музыкальных фрагментов оперы.

Знакомство с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Задачи:

• Знакомить дошкольников с творчеством А. С. Пушкина через «Сказку царе Салтане».

• Формировать нравственно-эстетические представления.

• Познакомить с творчеством Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

• Развивать эмоциональный отклик на музыку.

Наглядный материал:

- Портреты Н. А. Римского-Корсакова, художников: И. Я. Билибина, М. А. Врубеля.

- Художественный фильм «Сказка о царе Салтане» по мотивам одноименной сказки А. С. Пушкина.

- Презентации эскизов декораций, костюмов к опере.

- Музыкальные фрагменты оперы :

1. «Три чуда»;

2. «Полет шмеля»;

3. Ария Царевны-лебедь.

Были заданы следующие вопросы по теме:

1. Какие еще вы знаете сказки А. С. Пушкина?

2. Каких героев сказки вы отнесли бы к положительным, а каких к отрицательным?

3. Какие чудеса происходили на острове Буяне?

4. Какие превращения были в сказке?

5. Что удивительное, сказочное и волшебное вас привлекло в сказке?

Для знакомства с музыкой дошкольники прослушали музыкальные фрагменты из оперы :

1. «Три чуда»;

2. «Полет шмеля»;

3. Ария Царевны-Лебедь.

Дети поделились впечатлениями об услышанной музыке. Ответили на ряд вопросов:

1. Какие музыкальные инструменты использовал Н. А. Римский-Корсаков при создании образа города Леденца, богатырей, белочки, шмеля и Царевны-Лебедь?

2. Как звучала музыка белочки?

3. Какую песню использовал композитор, рисуя этот образ?

4. Какими вы увидели богатырей, как звучала музыка?

5. Опишите образ Царевны-Лебедь, подсказанный музыкой.

6. Какие образы в сказке реальные, а какие сказочные?

Были даны задания:

1. Как бы вы, девочки, в движении представили образ Царевны?

2. А как бы мальчики изобразили богатырей?

3. Придумайте танец белочки под музыку.

Ребятам было предложено организовать небольшое театрализованное представление на музыку «Три чуда». Был взят фрагмент сказки А. С. Пушкина, распределены роли героев сказки, придуманы элементы костюмов и декорации. Обговорены, какими будут персонажи постановки, и каким образом, они будут представлены.

Заключение

Главной целью проекта является передача духовного опыта поколений в музыкальном искусстве. Глубокое проникновение в идеи произведений достигается тогда, когда дети смогут увидеть в нем нечто значимое для себя. Понимание музыки – это осознанный процесс восприятия. Необходимо научить слушателя переживать чувства и настроения, выраженные композитором, включиться в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Важно формировать навыки культурного восприятия – умения рассуждать о музыке, давать оценку ее содержания, а для этого необходимо развивать слух, память, мышление, воображение.

В ходе работы была изучена психолого-педагогическая литература по теме «восприятие» и был сделан вывод, что дошкольники способны эмоционально откликаться на музыку, переживать, постигая ее содержание. На основе восприятия формируется вкус, эстетические потребности, развивает художественно-образное мышление, повышает интерес к музыке, пополняет багаж знаний, обогащает духовно-нравственный мир личности ребёнка. Активизировался процесс воображения дошкольников на основе привлечения разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, кинематографа). При выполнении заданий у ребят повысился содержательный уровень восприятия, уровень воображения в умении отобразить сказочные образы в изобразительной деятельности, а так же повысился уровень эмоциональной выразительности дошкольников на основе воплощения художественного образа в театрализованной деятельности.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Творческий проект «Классическая музыка — детям». Блок «Сказка о царе Салтане»Фотоотчёт «Творческий проект «Классическая музыка — детям». Блок «Сказка о царе Салтане» Тема знакомства дошкольников с шедеврами мировой классической музыки актуальна во все времена. Поэтому возникла идея создания проекта по.

Опыт работы по проекту «Классическая музыка-детям». Блок «Снегурочка»Опыт работы по проекту «Классическая музыка-детям». Блок «Снегурочка» Знакомство с творчеством великого русского композитора-сказочника Н. А. Римским-Корсаковым продолжилось в "Музыкальной гостиной. Следующим.

Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям» опера — былина «Садко».Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям» опера — былина «Садко». В рамках проекта "Классическая музыка - детям", знакомство с творчеством великого русского композитора Н. А. Римского - Корсакова продолжилось,.

Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям» симфоническая сюита «Шехеразада»Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям» симфоническая сюита «Шехеразада» Знакомство с творчеством русского композитора - сказочника Н. А. Римского - Корсакова, в рамках проекта "Классическая музыка - детям",мы.

Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям». Тема героизма русского народа.Опыт работы по проекту «Классическая музыка — детям». Тема героизма русского народа. Тема героизма русского народа в классической музыке отечественных композиторов представлена значительными и интересными музыкальными произведениями.

Проект «Классическая музыка-детям» для детей старшего дошкольного возраста ПАСПОРТ ПРОЕКТА Полное название проекта Классическая музыка - детям Срок выполнения Пять месяцев: Февраль, март, апрель, май, июнь Цель.

Проект «Классическая музыка в детском саду». Встреча дошкольников с музыкантами симфонического оркестра.Проект «Классическая музыка в детском саду». Встреча дошкольников с музыкантами симфонического оркестра. Проект "Классическая музыка в детском саду" стартовал в нашем ДОУ в 2012 году. Работа над проектом заинтересовала многих педагогов, помимо.

Проект по музыке «Классическая музыка в детском саду» Муниципальная казённая дошкольная образовательная организация «Детский сад «Алтн булг» Проект «Классическая музыка в детском саду».

Проект воспитателя: «Классическая музыка в детском саду». ЧДОУ ЦРР-д/с «Мир детства» д/с №128 «Улыбка» Проект воспитателя Тема: «Классическая музыка в детском саду». Подготовила: воспитатель.

Творческий проект «Классическая музыка-детям» Слайд 1. Я представляю вашему вниманию творческий проект "Классическая музыка - детям: восприятие дошкольниками сказочно-мифологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Классическая музыка — детям»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 16:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Классическая музыка — детям»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Скараева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД