Марина Скараева
Творческий проект «Классическая музыка-детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Я представляю вашему вниманию творческий проект "Классическая музыка - детям : восприятие дошкольниками сказочно-мифологических образов в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова".
Слайд 2. "Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами" В. А. Сухомлинский.
Публикация «Творческий проект „Классическая музыка-детям“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Слайд 3. В настоящее время дети растут и развиваются в достаточно противоречивом окружающем мире, где положение классической музыки в конкурирующем соперничестве с низкопробным искусством очень не простое. Восприятие серьёзной музыки требует от слушателя сосредоточенности и предполагает особую сложность. Важно научить дошкольника не просто слушать музыку, а эмоционально откликаться на неё, переживать, понимать содержание, осмысливать идею музыкального произведения. Так же следует отметить и тот факт, что образы героев и сюжеты современной культуры коренным образом отличаются от тех, которые пришли к нам из народного творчества.
Слайд 4. Сказки, мифы, былины всё больше отделяются от наших детей, унося с собой то ценное, нравственное, моральное, эстетическое, чем так обделено нынешнее поколение и общество.
Слайд 5. Поэтому именно в этом я вижу актуальность данного исследования на примере творчества великого русского композитора- сказочника Н. А. Римского-Корсакова.
Слайд 6. Именно поэтому возникла идея создания творческого проекта "Классическая музыка - детям" на основе восприятия сказочно-мифологических образов его оперной и симфонической музыки.
Слайд 7. Проект базируется на синтезе искусств - это музыка, литература, живопись и кинематограф, при соблюдении следующих педагогических условий,
Слайд 8. направленных на эффективность процесса восприятия дошкольниками - это активизация воображения,
Слайд 9. знакомство со сказочно-мифологическими образами,
Слайд 10. сравнение музыкальных образов - реальных,
Слайд 11. сказочных,
Слайд 12. мифологических
Слайд 13. сюжетов - восточных и русских сказок.
Слайд 14. Данный проект направлен на то, чтобы развивать у детей способность эмоционально сопереживать, чувствовать, понимать, оценивать, накапливать музыкально-художественный опыт, формировать художественный вкус и музыкально-эстетические идеалы.
Слайд 15. Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы проверить эффективность педагогических условий, направленных на процесс восприятия музыки. В ходе реализации проекта решались следующие задачи:
1. Продиагностировать содержательный уровень восприятия дошкольников через задания в форме дидактической игры;
2. Выявить уровень развития воображения в умении передать образ в изобразительной деятельности;
3. Замерить уровень развития эмоциональной выразительности в движении и в театрализованной деятельности;
4. Определить уровень развития воображения в умении передать сказочный образ через сочинение сказки.
Слайд 16. Данный творческий проект состоит из 4 блоков.
1 блок проекта знакомит дошкольников с оперой "Сказка о царе Салтане".
Слайд 17. Ребята соприкоснулись с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. С увлечением прослушали "Сказку о царе Салтане".
Слайд 18. Был осуществлён просмотр одноимённого художественного фильма. Проведена беседа о сказочных героях произведения.
Слайд 19. Ребята посмотрели иллюстрации, декорации и эскизы костюмов к опере художников М. А. Врубеля, К. А. Коровина, И. Я. Билибина.
Слайд 20. Познакомились с жанром "опера". Были представлены сцены из оперы, прослушали музыку : "Полёт шмеля", симфоническую картину "Три чуда", арию Царевны - Лебедь.
Слайд 21. Дети в движении стремились передать образы сказочных героев оперы - Царевны- Лебедь, шмеля, белки, богатырей.
Слайд 22. После чего дошкольникам была предложена тестовая дидактическая игра по музыкальному материалу оперы, состоящая из пяти номеров, в ходе которой был продиагностирован содержательный уровень восприятия.
Слайд 23. 2 блок проекта знакомит дошкольников с оперой-былиной "Садко".
Ребята познакомились с понятием "былина",
Слайд 24. посмотрели художественный фильм "Садко". Была проведена беседа о былинном гусляре, обитателях морских глубин, сказочных и мифологических персонажах, о красоте русской природы и Великого Новгорода.
Слайд 25. Детям были продемонстрированы слайды, на которых представлены иллюстрации, декорации, эскизы костюмов художников К. А. Коровина и И. Е Репина.
Слайд 26. Посмотрели сцены из оперы, послушали музыку ("Пляска рыбок", "Шествие чуд морских", колыбельная Волховы "Сон по бережку ходил", арии Садко и Любавы).
Слайд 27. После чего дошкольникам было предложено задание передать в рисунке образы героев оперы - Садко, Волховы, Морского царя, морских чудищ для выявления уровня воображения.
Слайд 28. 3 блок представлен оперой Снегурочка".
Слайд 29. Через творчество русского писателя А. Н. Островского ребята прониклись - весенней сказкой "Снегурочка". Так же посмотрели художественный фильм. Была проведена беседа о сказочных и мифологических персонажах сказки.
Слайд 30. На слайдах были представлены иллюстрации к опере, эскизы костюмов и декорации художника В. М. Васнецова, дети узнали о жизни, культуре, обычаях и традициях русского народа давних времен.
Слайд 31. Посмотрели сцены из оперы, прослушали музыкальные фрагменты (Хор "Сбирались птицы, сбирались певчи", арию Снегурочки "С подружками по ягоду ходить", хор "Прощай, Масленица", "Шествие царя Берендея", песню Леля "Туча со громом сговаривалась", хор "Свет и сила Бог Ярило").
Слайд 32. Уровень эмоциональной выразительности замерялся в театрализованной деятельности - это масштабный музыкальный спектакль, составленный по мотивам сказки А. Н. Островского с использованием музыкального материала оперы, в котором приняли участие дети, педагоги, родители.
Слайд 33. 4 блок знакомит ребят с симфонической сюитой "Шехеразада".
Слайд 34. Дошкольникам были представлены группы музыкальных инструментов симфонического оркестра (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).
Слайд 35. Был осуществлён просмотр художественного фильма "7-е путешествие Синдбада", ребята охотно делились своими яркими впечатлениями об увиденном.
Слайд 36. Дошкольники узнали историю создания сказок "1001 ночь", сравнили героев и сюжеты русских народных сказок и восточных, посмотрели иллюстрации к сборникам.
Слайд 37. Поскольку темы моря пронизывают всё творчество композитора и присутствуют в музыке сюиты, ребята познакомились с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Слайд 38. Дошкольники прослушали симфоническую сюиту Н. А. Римского-Корсакова "Шехеразада", узнали, о каких героях восточных сказок хотел нам рассказать композитор и какими средствами он пользовался, чтобы выразить образы героев.
Слайд 39. После чего детям было предложено творческое задание - сочинение сказки о приключениях Синдбада, где ребята придумывали яркие, необычные сюжеты, эмоционально и красочно о них рассказывали.
Слайд 40. Критерием оценки содержательного уровня восприятия музыки служит умение правильно определить звучание музыкального фрагмента из оперы.
Слайд 41. Критерием оценки уровня развития воображения в художественно-творческой деятельности (ИЗО) служит то, что дети проявляют творчество, придумывая нечто новое, оригинальное, необычное, демонстрируют богатство фантазии.
Слайд 42. Критерием оценки уровня эмоциональной выразительности воплощения образов служит стремление проявить себя в театрализованной деятельности и в движении, ярко выражая характер героя.
Слайд 43. Критерием уровня развития воображения служит придумывание необычных и оригинальных новых образов, ребята эмоционально о них рассказывают, проявляя богатство фантазии.
Слайд 44. Т. о. по итогам диагностики при рассмотрении диаграмм мы можем сделать следующий вывод, что содержательный уровень дошкольников, уровень воображения в умении передать образы героев в изобразительной деятельности, уровень эмоциональной выразительности в умении передать образ в движении и в театрализованной деятельности, уровень воображения в умении передать сказочный образ и сюжет через сочинение сказки по данной теме - повысился.
Слайд 45. И мы можем утверждать, что полученные результаты опытно-исследовательской работы доказали, что наша гипотеза подтвердилась. Мы сумели активизировать процесс воображения дошкольников на основе привлечения разных видов искусства в синтезе, а также через знакомство дошкольников со сказочно-мифологическими образами в различных жанрах музыкального творчества Н. А. Римского-Корсакова - это", опера "Сказка о царе Салтане", опера-былина "Садко, опера-сказка "Снегурочка", симфоническая сюита "Шехеразада".
Слайд 46. Полученные результаты данной опытно-исследовательской работы дают возможность применения творческого проекта "Классическая музыка - детям" в ДОУ в совместной с детьми музыкальной деятельности и на музыкальных занятиях.
Слайд 47. Спасибо за внимание.