Ольга Субботкина
Проект «Кармашек идей» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
ВВЕДЕНИЕ
. Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Публикация «Проект „Кармашек идей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Наш детский сад работает в инновационном режиме «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Уже давно доказано, что процесс развития речи тесно связан с движением пальцев рук. Поэтому кисть руки наравне с артикуляционным аппаратом является органом речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Думая о том, как организовать дополнительную работу, я пришла к выводу, что наиболее интересная и эффективная деятельность как для детей, так и для родителей – изобразительная, так как является важным средством развития мелкой моторики пальцев рук, развития воображения, творческой активности, инициативности ребенка.
Мне удалось разработать план занятий родителей с детьми в выходные дни с учетом интересов и возможностей детей дошкольного возраста. В основу творческих занятий легли нетрадиционные техники рисования, которые привлекают детей своей необычностью, доступностью исполнения, возможностью отойти от стереотипов и максимально использовать творческий потенциал. Одного совместного занятия детей и родителей в две недели оказалось достаточно, чтобы научить детей рисованию нетрадиционными способами, а также решить поставленную задачу – развитие мелкой моторики, а через нее – развитие речи ребенка. Поэтому представилось возможным разработать проект, где мы знакомим с нетрадиционными техниками с самых простых способов, усложняя, по мере накопления детьми опыта. При выполнении заданий по рисованию, в работу включаются все мышцы пальцев рук. В процессе такой работы ребенок не утомляется, а, наоборот, стремится выполнить задание и увидеть конечный результат. А он, при грамотном подходе, никогда не бывает отрицательным.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.
На занятиях мир искусства осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению. В совместной деятельности детей и родителей необходимо добиваться решения задач, направленных на творческое развитие дошкольников.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы работы с родителями.
Цель проекта
Развивать художественно – творческие способности дошкольников в совместной деятельности с родителями в процессе создания работ в нетрадиционной технике изобразительной деятельности.
Задачи
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования в совместной деятельности с родителями.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках, используя различные техники рисования.
3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 5. Развивать у дошкольников творческие способности, через нетрадиционные техники рисования.
6. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Гипотеза
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет работать система совместной деятельности детей и родителей по изо с использованием разнообразного художественного материала.
Порядок и форма организации деятельности
Совместная работа «Вместе с ребёнком!» кармашек идей проводится два раза в месяц в выходные дни родителями. Воспитатель предлагает тему и инструкцию по выполнению задания.
Механизм реализации
Участники проекта : дети, педагоги и родители группы.
Срок реализации проекта : 1 год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Для родителей:
1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.
2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.
4. Приобретение навыков творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с
использованием разнообразного художественного материала.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,
саморазвитие.
3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Программно-методическое обеспечение
Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный мною и систематизированный методический, дидактический и практический материал:
Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей, предполагаемые результаты.
Перспективный план работы на один учебный год, который включает несколько блоков, обеспечивающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
Конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными способами рисования, помогающие детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.
Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста
Список использованной литературы
1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006,
стр. 53.
2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
5. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с
основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.
6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Гном и Дом,
2004.
7. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
8. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное
воспитание № 4 / 2005.
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М. : АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
11. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном
творчестве дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
12. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир, 2017 г.
14. Лыкова И. А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
15. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию
детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.
16. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
17. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
Этапы реализации проекта
I этап - Организационно-подготовительный (изучение литературы, диагностика способностей детей, введение родителей в тему).
II этап – Основной (совместная деятельность детей и родителей, консультации, взаимодействие с родителями и педагогами, участие в конкурсах).
III этап – Заключительный (диагностирование детей, анализ результатов, обобщение опыта работы).
План работы
№ п / п Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап 1. Определение проблемы, постановка цели, задач, определение методов работы по реализации проектной деятельности.
2. Анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Цель: определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно – эстетическое развитие в воспитании дошкольника. Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.
3. Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы. Выявление новых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Сентябрь 2020 1. Определение темы и названия методической разработки формы организации работы с родителями.
2.
Результаты проведенного анкетирования позволили сделать выводы о необходимости совместной работы по художественно – эстетическому развитию в воспитании дошкольника.
3. Составлен список методической, научно-популярной и художественной литературы.
2 Практический этап (основной) 1. Разработка перспективно-тематического плана совместной работы детей и родителей по художественно-эстетическому развитию.
2. Оформление папки «Копилка идей»
3. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
4. Консультации для родителей по теме.
Сентябрь 2020 –май 2021 1. Разработан перспективно-тематический план совместной работы детей и родителей по художественно-эстетическому развитию.
2. Собран материал для копилки идей.
3. Индивидуальная работа ведется на протяжении года.
4. Подобран материал (консультации, памятки, рекомендации, советы и т. д.) для родителей направленные на взаимосотрудничество в вопросе художественно-эстетеческого развития детей.
3 Заключительный этап Оформление копилки идей «Вместе с ребёнком!»
Май 2021 Копилка идей совместной работы детей и родителей «Вместе с ребёнком!»
Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Цель: Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно – эстетическое развитие в воспитании дошкольника. Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предоставленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко, изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса нашей группы.
1. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?
___
2. Какие виды детской продуктивной деятельности, больше всего интересны Вашему ребенку?
___
3. Вы считаете обязательным для посещения в дошкольном возрасте: рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование?
___
4. Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?
___
5. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д.)
___
6. Как обычно ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое?
___
7. В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте?
___
8. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова ( например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т. д.)
___
9. Просит ли Ваш ребенок купить новые краски, карандаши, пластилин, фломастеры?
___
10. Когда Ваш ребенок приносит работы из детского сада, кому он стремится их показать, в чем проявляется его желание или не желание, показывать свою работу?
___
11. Занимаетесь ли Вы какой либо художественной деятельностью, ремеслом?
___
12. Привлекаете ли Вы вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме?
___
13. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?
___
14. Готовы ли Вы принимать участие в каких – либо мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно-эстетического развития детей (совместное с детьми, изготовление костюмов, рисунков в творческих конкурсах? Каких?
___
15. Сформулируйте пожелания к педагогам ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей? Спасибо!
___
В анкетировании приняло 100% родителей. Выводы: В результате первичного анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие. 95% родители знают, что это такое. 3% родители затрудняются ответить на данный вопрос. 2% не знают. На вопрос «Пожелания к педагогам в аспекте проведения организации, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей». Большинство родителей ответили, что хотели бы дополнительные занятия по художественно-эстетическому развитию детей (такие как нетрадиционные техники рисования, пластилинография, тестопластика и т. д., а также побольше проводить мастер-классов совместно с детьми и родителями. Поучаствовать в мероприятиях ДОУ по художественно-эстетической деятельности, готовы 75% остальные затрудняются ответить. 90% родителей высказали пожелание узнать больше нового и познавательного по художественно – продуктивной деятельности и обозначили интересующие их вопросы. По данным анкетирования по работе с родителями намечена следующая работа – консультации о различных нетрадиционных художественных техниках, мастер – классы, родительское собрание на тему «Развитие творчества у детей».