Наталья Кудряшева
Проект «Карманный питомец»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Авторы: Гайнутдинова Г. Н., Кудряшева Н. А., п. г. т Новосемейкино, ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова с. п. д\с №16 «Рябинка», воспитатели, 1988rustik@mail/ru, natalia_ski4kova@mail.ru
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Публикация «Проект „Карманный питомец“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Домашние питомцы. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Мы в своей работе обращаемся к нормативно-правовым документам, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:
• Закон Российской Федерации “Об образовании”;
• Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”;
• ФГОС ДО.
Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. С этой целью была организована и проведена наша проектная деятельность «Карманный питомец».
Проект: «Карманный питомец».
Участники проекта: Гайнутдинова Г. Н., Кудряшева Н. А., дети 4-5 лет и их родители.
Сроки реализации: краткосрочный (май 2016год).
Вид проекта: групповой.
Типология проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Актуальность проекта: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о хомяках, их приспособленности к среде обитания, развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта:
- Формировать представление у детей о хомяке, о его внешнем виде.
- Уточнить и расширить знания детей о способах кормления и уходе за хомяком.
- Обогащать словарь: пучеглазенький, грызун, террариум.
- Воспитывать бережное отношение к животному.
- Воспитывать желание заботиться о нем.
- Развивать речевую активность детей, монологическую речь.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и определение задач;
- Подбор материалов по теме проекта;
- Составление плана основного этапа проекта.
Организационный этап:
Работа с родителями:
- беседа с родителями детей о формах их участия в проекте;
- развлечение с родителями и детьми «Береги природу»;
- папки передвижки, консультации: «Если вы решили завести питомца», «Дети и домашние животные», «Почему дети боятся домашних животных».
Работа с детьми:
- Чтение художественной литературы «Жадный хомяк», «Два хомяка», «Сказка про хомячков»;
- Заучивание с детьми стихотворений, речевых игр;
- Загадки, упражнять детей в понимание смысла загадок;
- Рассматривание иллюстраций по теме «Разновидность хомяков»;
- Дидактические игры;
- Рисование и лепка по теме;
- Экскурсия в уголок природы;
- Наблюдение за хомячком в видеофильме.
Практический этап:
- Рассматривание книг, иллюстраций, домашних альбомов о животных (хомяках);
- Беседа «Мои домашние питомцы»;
- Чтение произведений о птицах «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры»;
- Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки о животных);
- Вечер загадок «Угадай, кто это?»;
- Просмотр альбома «Разновидности хомяков»;
- Д/и, настольно-печатные, словесные, творческие игры, п/и;
- Игра драматизация «Жадный хомяк».
Заключительный этап:
- Викторина «Кто летает, плавает, ползает»;
- Выставка рисунков (родитель и ребенок) «Хомячки»;
- Оформление альбома рисунков о животных «Редкие животные планеты».
В результате проведенной работы мы отметили:
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – хомякам.
• Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Проект «Карманный питомец» был направлен на расширение знаний детей об особенностях хомяков, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие.
Данный проект открыл удивительный мир животных. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают животные? Что домашние питомцы приносят в нашу жизнь? Что мы можем дать домашним животным? И на многие другие вопросы.
Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.