Утенкова Оксана
Проект «Капуста — царица овощей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Капуста-царица овощей»
Паспорт проекта :
1. Вид проекта : исследовательский – творческий.
2. Продолжительность: среднесрочный (октябрь)
3. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
4. Актуальность темы:
Публикация «Проект „Капуста — царица овощей“» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Любовь к Родине зарождается в детстве. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Приобщение детей к народным традициям в детских садах происходит в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
В начале года дети знакомятся с осенними праздниками. И одним из них становятся капустные вечёрки. Капусту называют «первой барыней» на огороде осенью. Наши предки знали толк в целебных свойствах капусты. Да и в наше время капуста любимой овощ во многих семьях. С целью сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных праздников и традиций, был запущен в нашей группе проект по теме : «Капуста – царица овощей».
5. Цели проекта :
Формировать нравственное отношение к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям в условиях партнерского взаимодействия с семьей.
6. Задачи проекта :
1. Развить предпосылки поисковой деятельности и познавательной активности детей.
2. Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по развитию исследовательских способностей детей в познавательной деятельности.
3. Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого. Активно использовать его элементы: пословицы, поговорки, загадки, считалки, песни. Творчески воплощать их в музыкальной, познавательной, речевой, игровой и изобразительной деятельности.
4. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями своего народа, с земледельческим календарным праздником; с традицией
рубки капусты и заготовки её на зиму;
5. Углублять представления детей об овощах - разных видах капусты, её целебных свойствах;
6. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о капусте; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.
7. Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
8. Способствовать развитию творческой активности, артистических способностей детей; закрепить сформированные навыки хорового и индивидуального пения;
9. Формировать положительное отношение к труду;
10. Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения
7. Ожидаемый результат:
- знание традиций празднования капустных вечёрок
- знание о труде людей осенью
- знание полезных свойств капусты, рецептов её заготовки на зиму
8. Анализ ситуации и постановка проблемы:
В начале года проводилась экскурсия на огород детского сада. Дети обратили внимание на хороший урожай капусты. Воспитатель рассказал о целебных свойствах этого овоща и об особой любви русского народа к нему. В своём рассказе педагог обратила внимание на традицию празднования капустных вечёрок в древней Руси, и дети захотели поучаствовать в таком празднике. Было принято решение узнать про особенности народных традиций вместе с родителями.
9. Продукт проектной деятельности :
1. Практическое занятие: «Обучались мы искусству, квасить свежую капусту»
2. Праздник «Капустные посиделки»
3. Книга рецептов «Блюда из капусты»
Этапы работы над проектом
1. Организационный.
-Изучение методической литературы
-Подбор справочной, детской художественной литературы
-Подбор дидактических, словесных, подвижных игр
-Подготовка наглядного материала
-Беседа по модели трё х вопросов: «Что я знаю? Что хочу узнать? Где и как можно узнать?»
-Организация предметно-развивающей среды
2. Основной.
Разработать план реализации проекта «Капуста – королева овощей»
Формирование проблемы:
- формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого;
- активно использовать его элементы: пословицы, поговорки, загадки, считалки, песни;
-творчески воплощать их в музыкальной, познавательной, речевой, игровой и изобразительной деятельности.
Постановка педагогами, родителями цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Привлечь родителей к решению проблемы.
Создание условий для заинтересованности детей.
Систематизация информации
Выбор темы для исследовательской работы.
Обследование материала (капусты и ее видов)
Рассказы о даче, сборе урожая.
Беседы об окружающем на прогулках. Беседы с детьми и родителями.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
Лото «Овощи»
«Овощное домино»
Пазлы
«Где растет огурчик»
«Чьи детки»
«Вершки и корешки»
«Что сначала, что потом»
Пальчиковые игры:
«Что за скрип, что за хруст»
«Мы капусту рубим, рубим»
«Огород»
«Урожай соберем»
«Чищу овощи для щей»
«Приглашаем в огород»
Подвижные игры:
«Урожай»
«Как-то вечером на грядке»
«Зайка и капуста»
«Огород у нас в порядке»
«Помидор в руках»
«Вершки и корешки»
«Мышкины запасы»
«Огородник»
Сюжетно – ролевые:
«Овощной магазин»
«Готовим обед»
«Огородники»
«Овощехранилище»
«Едет с поля урожай»
«Праздник урожая»
Хороводные игры:
«Ваня – простота»
«Капустонька»
«Гости в огороде»
«Дождик»
«Вейся, вейся, капуста»
Познавательно-исследовательская деятельность:
Беседы:
«Почему животные и звери любят капусту?»
«Почему она полезна человеку?»
«Какие блюда можно приготовить из капусты?»
Презентация «Родина» капусты и ее «родственники»
Цель: дать детям знания о том, где впервые вырастили капусту, отметить на карте, объяснить, почему назвали «капуста». Углублять и расширять знания детей по темам.
НОД Тема: «Сто одежек и все без застежек?»
Цель: Познакомить детей со строением капусты. Уточнить знания детей о разновидности капусты и её качествах (уточнить форму, цвет, размер, вкус, сочность, запах)
НОД Тема: «Вода в жизни растений»
Цель: Дать детям представление о потребности растений в воде
Исследование. Тема: «Семена капусты»
Цель:
Рассмотреть семена капусты под лупой. Дать детям знания о том, что внутри семечка находится ядро, и из него прорастает росток
Исследование. Тема: «Что за скрип, что за хруст?»
Цель: Дать детям возможность попробовать капусту на вкус и формировать умения описывать свои впечатления.
НОД Тема: «Лекарственное растение капуста»
Цель: Познакомить детей с полезными свойствами капусты в медицине, рассказать о народных рецептах. Показать на примере способы прикладывания на больное место капустного листа
Практическое занятие (совместно с родителями)
«Обучались мы искусству, квасить свежую капусту»
Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме;
Обобщить знания о свойствах капусты;
Экскурсия на огород
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения, речь детей
Трудовая деятельность:
-Презентация «Профессия –овощевод»
-Беседа «Инструменты овощевода и огородника»
- Беседа «Безопасность при работе на огороде»
-Выполнение индивидуальных поручений
Коммуникативная деятельность:
-Беседы:
«Почему животные и звери любят капусту?»
«Почему она полезна человеку?»
«Какие блюда можно приготовить из капусты?»
-Составление описательного рассказа по плану «Капуста»
- Рассказывание по картине «На огороде»
Цель: Развивать умение составлять связанный рассказ по картине.
-Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о капусте.
-Дид. упражнение «Закончи предложение: Если был бы я поваром…»
-Рассматривание каталога «Семена и овощи России»
- Сочинение загадок о разных видах капусты
- Дидактические игры:
«Один- много»
«Опиши-я угадаю»
«Какой, какая, какие»
«Назови ласково»
«Посчитай»
«Чудесный мешочек»
«Найди по описанию»
Ознакомление с художественной литературой
Загадки о капусте
Цель: развивать интерес к загадкам, воспитывать воображение
Поговорки, пословицы о капусте
Цель: прививать интерес к устному народному творчеству
Чтение стихотворений:
В. Суслов «Осень»
Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники:
И. Гринёв «Капуста»
Чтение сказок
«Koчан капусты» Итальянская народная сказка
«Капустка» Русская народная сказка
«Сказка о том, как зайцы капусту солили.»
Бехлерова Елена «Капустный лист»
Изобразительная деятельность:
Рассматривание картин известных художников с изображениями натюрмортов
Рисование
«Наш огород» (по результатам проведенной экскурсии)
«Крорлева-капуста»
Лепка
«Грядки скапустой»
Аппликация
«Угостим зайца капустой»
Конструирование и ручной труд:
«Овощехранилище»
«Грузовой транспорт»
«Забор для огорода»
Взаимодействие с родителями:
-Рекомендации «Что рассказать ребёнку о профессии овощевода»
-Помощь в оформлении книги рецептов из капусты
-Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о капусте.
Практическое занятие: «Обучались мы искусству, квасить свежую капусту»;
Практическая помощь в заготовке капусты на зиму.
Консультации для родителей на темы:
«Этот удивительный овощ – капуста»
«Полезные блюда для ваших детей»
Помощь в подготовке и проведении «Капустных посиделок»
3. Заключительный.
1. Праздник «Капустные посиделки» с угощениями из капусты и совместно приготовленной квашеной капусты.
2. Презентация книги рецептов из капусты.